Рассмотрено
«__»___________2012 г. Зам.директора по ВР
__________Л.Н.Шатунова
| Согласовано
«__»___________2012 г. Зам. директора по метод. работе
___________Н.В.Широкова
| Утверждено
«__»___________2012 г. Директор МБОУгимназии№2
____________В.В.Жуйкова
|
Комплексная программа МБОУ гимназии №2
г.Кирово-Чепецка по профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся
« ОРИЕНТИР»
на 2012-2017 учебный год.
Социальный педагог В.Г.Хилинских
Содержание 1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи. Ожидаемый результат.
3.Содержание плана реализации программы:
ученический коллектив
педагогический коллектив
родители и общественность
4. Подпрограмма «Рука помощи»
Пояснительная записка
Цели и задачи. Ожидаемый результат.
План совместной работы гимназии№2 с ОДН.
План работы Совета профилактики.
План реализации подпрограммы.
5. Подпрограмма «Мы-вместе»
Пояснительная записка
Цели и задачи. Ожидаемый результат.
План реализации подпрограммы.
6. Подпрограмма «Твой выбор»
Пояснительная записка
Цели и задачи.Ожидаемый результат.
План реализации подпрограммы.
Пояснительная записка В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
проблемы, связанные с сохранением физического и психического здоровья детей, родителей, учителей,администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною как социальным педагогом гимназии№2в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
Конвенция ООН о правах ребёнка. 20.11.1989г.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г.
Закон РФ «Об образовании»№3266-1 от 10.07.1992г.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24 июня 1999г.
Гражданское, Семейное, Трудовое и Жилищное право;
Устав МБОУ гимназии№2 г.Кирово-Чепецка;
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 5 лет.2012-2017 год
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для успешного становления ребёнка, как субъекта социальной жизни с личностно-устойчивым нравственным поведением, способного к самореализации и самоопределению. Задачи:
Исследование степени удовлетворённости социальными условиями учащихся и родителей гимназии;
Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками в гимназии;
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему ;
Обеспечение социальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
Оказание соответствующей помощи педагогически-несостоятельным семьям и семьям, находящимся в социально опасном положении;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Организация и проведение социально-полезной деятельности учащихся;
Ожидаемые результаты:
Формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него;
Формирование у подростков отношения нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам;
Обеспечение максимального уровня занятости детей и подростков в свободное от учебных занятий время;
Повышение психолого- педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
Увеличение количества семей, сотрудничающих со школой.
Работа с документацией
Август-сентябрь
| Итоги летней занятости опекаемых детей.
Итоги летней занятости учащихся, состоящих на учёте.
Заполнение социальных паспортов классов.
Составление списков учащихся из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых, детей – инвалидов.
Обновление списков учащихся состоящих на всех видах учёта.
Отчёты за III квартал: КДН и ЗП, Департамент образования, методический кабинет, ОДН, прокуратура.
Подготовка пакета документов в ОДН.
| Октябрь
| Составление соц. паспорта МБОУ гимназии №.2
Подготовка информации об адаптации детей «группы социального риска», о посещаемости ими учебных занятий.
Отчёт об итогах работы по межведомственной программе «Подросток».
Подготовка характеристик на опекаемых детей.
| Ноябрь
| Формирование пакета документов на каждого ребенка «группы социального риска». Заполнение картотеки.
Подготовка информации о посещаемости занятий детьми, состоящими на учёте ВШУ.
Акты проверки жилищно-бытовых условий опекаемых.
| Декабрь
| Планирование жизнеустройства выпускников из категории опекаемых детей.
Проверка и отчётность состояния закреплённого жилья опекаемых.
Отчёты за календарный год: КДН и ЗП, Департамент образования, методический кабинет, ОДН, прокуратура,органы опеки.
| Январь
| Составление паспорта социальной инфраструктуры гимназии.
Анализ работы соц. педагога за первое полугодие с девиантными детьми.
Обновление списков учащихся, состоящих на всех видах учёта.
| Февраль
| Заполнение картотеки на учащихся и картотеки на семьи.
Заполнение актов сохранности имущества опекаемых.
| Март
| Формирование документов о работе с детьми, состоящими на учете у социального педагога.
Отчёты за 1 квартал: КДН и ЗП, Департамент образования, методический кабинет, ОДН, прокуратура.
| Апрель
| Анализ данных об уровне адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу.
Подготовка информации для директора об индивидуальной работе с учащимися по ликвидации пробелов знаний.
| Май-июнь
| Составление анализа работы социально-педагогической службы за учебный год.
Составление плана работы на будущий учебный год.
Планирование летней занятости опекаемых детей и детей группы соц. риска
Отчётность по итогам учебного года опекаемых детей.
| Работа с ученическим коллективом
Август-сентябрь
| Итоги летнего отдыха и занятости в каникулярное время детей «группы социального риска».
Выявление способностей и склонностей учащихся в сфере дополнительного образования для вовлечения их в кружки и секции.
Диагностика вновь прибывших детей.
| Октябрь
| Подведение итогов адаптации «неблагополучных» детей в гимназии.
Посещение учебных занятий в классах, где обучаются опекаемые дети.
Обобщение информации по детям-инвалидам.
| Ноябрь
| Составление социально-педагогических характеристик учащихся «группы социального риска». Выработка путей коррекционной работы с учащимися. Проведение необходимых диагностик в общеобразовательных классах.
| Декабрь
| Наблюдение за систематичностью питания детей из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, опекаемых.
Оказание консультативной помощи в подготовке и написании НИР и соц.проектов социально-правовой направленности.
Подготовка отчётной документации по работе с девиантными детьми.
| Январь
| Наблюдение за учащимися из неблагополучных семей и определение их ближайшего развития.
Профилактические беседы с детьми, имеющими признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе.
| Февраль
| Индивидуальные консультации для родителей неблагополучных семей.
Профилактические беседы о вреде наркомании, табакокурения, алкогольной зависимости.
| Март
| Работа Совета профилактики по проблемам в обучении, совместно с преподавателями, классными руководителями.
Диагностика взаимоотношений в семье для учащихся подросткового возраста
| Апрель
| Собеседование по вопросам профессиональной ориентации учащихся выпускных классов.
Проведение социально-педагогических мероприятий по формированию к возможным стрессовым ситуациям во время проведения аттестации учащихся.
| Май-июнь
| Организация трудоустройства на летний период учащихся с отклонениями в поведении .
Комплектование школьной ученической бригады.
Организация занятости и отдых в летнее время детей из «социально – незащищённых» семей.
|
Работа с педагогическим коллективом
Август-сентябрь
| Выступление на МО кл.руководителей «Правовые основы государственной защиты детства».
Ознакомление с документами вновь прибывших учащихся.
Собеседование с новыми кл.руководителями о взаимосвязи социальным педагогом и психологом.
Заполнение социальных паспортов классов.
Участие в работе городского МО соц.педагогов.
| Октябрь
| Совместное посещение семей учащихся, выявление семей, находящихся в СОП.
Собеседование с кл.руководителями о социально-незащищённых семьях.
Участие в педагогическом консилиуме «Адаптация 5-классников».
Подготовка характеристик на опекаемых детей.
| Ноябрь
| Совместное планирование работы с семьями, находящимися в СОП.
Составление социального паспорта гимназии.
Подготовка информации о посещаемости учебных занятий детей,
состоящих на ВШУ.
Индивидуальные консультации кл.руководителей по вопросам устранения причин девиантного поведения учащихся.
Участие в работе городского МО соц.педагогов.
| Декабрь
| Совместная подготовка к проведению родительских собраний по выполнению Закона РФ №120 (о безнадзорности и правонарушениях).
Подведение итогов успеваемости детей из различных групп учёта.
| Январь
| Подготовка актов обследования жилищно-бытовых условий семей, находящихся в СОП.
Информация по итогам работы с опекаемыми детьми органов опеки и попечительства по итогам прошедшего года.
| Февраль
| Подготовка и проведение родительского собрания «Выполнение Устава гимназии».
Консультирование для кл.руководителей «Особенности составления характеристики учащегося. Необходимые сведения. Оформление.»
Заполнение актов сохранности имущества опекаемых.
| Март
| Ознакомление с результатами профориентационной работы.
Совместная разработка памятки для старшеклассников « Если тебя задержала милиция…»
Выступление на заседании МО классных руководителей «Исполнение решения №440 городской Думы об обеспечении безопасного нахождения н\л детей..»
Работа в заседании городского МО социальных педагогов.
| Апрель
| Выступление на родительских собраниях и классных часах учащихся-выпускников 9-11 классов «Выполнение антиалкогольного законодательства РФ».
Информация кл.руководителей по организации летней занятости детей в пришкольных и загородных лагерях и ученических бригадах.
| Май-июнь
| Консультирование по составлению итоговых документов на учащихся, состоящих на учете в гимназии.
Занятость подростков в работе летних ученических бригад.
Проведение малых педагогических консилиумов – социальная поддержка подростка.
|
Работа с родителями и общественностью
Август-сентябрь
| Сверка банка данных по различным категориям семей в Центре соц.защиты, Центре соц.помощи семье и детям, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства.
Подготовка пакета документов для ОДН.
Планирование профилактической роботы с учащимися совместно с общественной организацией «Жизнь»( рук.Снегирёв А.А.)
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования по вовлечению в посещение занятий детей из категории социально-незащищённых.
Совместное планирование профилактической работы с Родительским Советом .
Вооружение семьи адресами социальной, психологической, медицинской и правовой помощи.
| Октябрь
| Посещение семей, находящихся в СОП.
Проведение родительских собраний «Права и обязанности родителей и защита детства.» (Семейный кодекс РФ».)
Отчет об участии в проведении межведомственной акции «Подросток».
| Ноябрь
| Организация и проведение «Недели правовых знаний» с приглашением работников правоохранительных органов.
Индивидуальные консультации.
Участие в работе Родительского Совета гимназии.
Посещение семей с целью составления актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых.
| Декабрь
| Планировоние жизнеустройства выпускников.
Участие в работе городского собрания опекунов.
Заседания комитета Родительского Совета «Дисциплина и порядок»
| Январь
| Индивидуальные беседы с родителями по оздоровлению микроклимата в семье.
Заседания комитета Родительского Совета «Дисциплина и порядок»
| Февраль
| Индивидуальные беседы, проведение родительских собраний в начальных классах.
| Март
| Проведение родительских собраний в среднем и старшем звене.
Заседания комитета Родительского Совета «Дисциплина и порядок»
| Апрель
| Ознакомление родителей с результатами диагностики профориентации.
Проведение работы по благоустройству территории гимназии и прилегающих дворов.
| Май-июнь
| Оказание помощи родителям в организации летнего отдыха учащихся:
работа в ученических бригадах от ЦЗН, в пришкольных лагерях, трудоустройство проблемных подростков
Участие в работе городского собрания опекунов.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Кирово-Чепецка Кировской области
Подпрограмма
«Рука помощи»
Социальный педагог Хилинских В.Г..
Пояснительная записка …Никакое средство нельзя рассматривать
отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы
рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
А.С.Макаренко
Подпрограмма «Рука помощи» разработана с целью конкретизации соответствующих разделов программы по формированию эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; определяет стратегию приоритетного развития воспитания в системе образования и меры её реализации.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный Закон « ОБ основах профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г.№120-ФЗ;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка на территории РФ»
№124-ФЗ,1998г.
-Закон Кировской области№440-ЗО « О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области».
В условиях современной общественной ситуации трудно отрицать наличие таких проблем, как невостребованность обществом получаемых знаний, молодёжная безработица, а зачастую несостоятельность поисков новых идеалов взамен разрушенных. Отсутствие материальных средств лишают многих детей возможности развития личности и самореализации. Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка и лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
Как сказано в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Исходя из этого, наша гимназия ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с координационным центром при ГУО, КДН и ЗП, ОДН, городским отделом опеки. В процессе работы были выдвинуты следующие задачи.
Цели и задачи программы профилактики правонарушений Цель:
Формирование единого социально-психолого-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и случаев употребления психоактивных веществ. Задачи:
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательном учреждении через взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, с ОДН.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Привлечение учащихся к активному самоуправлению в школе.
Повышение самосознания учащихся путём привлечения их к разнообразным формам деятельности.
Привлечение детей и подростков к занятиям в системе работы кружков в учреждениях дополнительного образования и спортивных секциях.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.
Ожидаемый результат: -Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям;
-Максимальная занятость несовершеннолетних обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности;
-Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
-Повышение уровня компетентности педагогов, обучающихся и их родителей в вопросах правопорядка и соблюдения общепринятых норм поведения и моральных принципов.
Система воздействия на подростка девиантного поведения
Трудный ребёнок
Руководитель кружка, секции
Муниципальный округ
Классный руководитель
Классный коллектив
Органы самоуправления
Педагогический коллектив
ОДН, КДН
Семья, родители
Зам. директора
по ВР
Совет профилактики
Социальный педагог
Психолог
Родительский комитет, Совет школы Направления работы гимназии по профилактике правонарушений
и преступлений.
Профилакти-ческая работа
| Организация досуговой деятельности
| Работа с родителями
| Правовой всеобуч
| Социально-
психологическая служба
| -Работа факультатива «Основы правовых знаний» Тематические кл. часы -Работа Совета профилактики -Организация КТД -Взаимодействие с общественными
организациями в т.ч. «Жизнь» -Совместная работа с ОДН, КДН и ЗП, УФСНК и др. органами правопорядка.
-Работа малых пед.советов по профилактике девиантного поведения.
- Проведение Декады правовых знаний.
| - Работа спортивных секциигимназии -Работа в детском клубе, занятия в кружках,
предметных кружках и факультативах
-Проведение внеклассных мероприятий
-Проведение школьных вечеров -Вовлечение в деятельность школьного самоуправления
| -Экскурсионно
туристическая деятельность -Посещение семей на дому -Работа Родительского
Совета
гимназии
-Проведение родительских собраний, пед. всеобуч -Участие в проведении проблемно-тематических дней
- Участие в спортивных мероприятиях
«Папа, мама,
Я- спортивная семья» и др.
| -Работа по изучению и выполнению прав и обязанностей учащихся -Изучение Устава школы
-Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка
-Знакомство с Законом Киров.обл
№440 и постановлением Городской Думы о
«Безопасном нахождении н\л
детей в ночное и вечернее время. -Беседы инспекторов ОДН, медицинских работников и юристов о правонарушениях и вредных привычках
| -Работа с детьми девиантного поведения -Психолого-педагогические консультации для родителей -Социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми -Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения.
-Работа кружка
«Познай себя».
-Проведение диагностик по изучению уровня тревожности
обучающихся.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Врио начальника МО МВД России
«Кирово—Чепецкий»
подполковник полиции
Директор МБОУ гимназии№2
____________А.А.Дёмин ___________ В.В.Жуйкова.
План
совместной работы
МО МВД России «Кирово-Чепецкий»
и МБОУ гимназии №2 по профилактике правонарушений
и преступлений среди учащихся гимназии
Цель:
Формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению.
Задачи:
Повышение уровня правовой грамотности подростков.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий.
Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения за счёт организации максимальной занятости обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Формирование здорового образа жизни подростков, привлечение семьи к воспитанию детей.
Противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.
Формирование личной ответственности за своё поведение.
Содержание деятельности:
Проведение лекций, бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой грамотности с привлечением специалистов по праву.
Создание обстановки психологического климата нетерпимости к употреблению любых видов ПАВ.
Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.
Прогнозирование и содействие в организации летнего отдыха детей группы социального риска.
Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности подростков.
Гимназические мероприятия по профилактике правонарушений.
№
| Мероприятия
| сроки
| ответственные
| 1
| Классные часы по темам «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Безопасный путь в школу». « Мы солидарны в борьбе с терроризмом»
| сентябрь | кл/руководители
Рысева Т.Д.
Коротаева С.И.
| 2
| Цикл лекций «За здоровый образ жизни»
| октябрь
| Снегирёв А.А.
Шатунова Л.Н.
| 3
| Неделя правовых знаний.
| ноябрь,
февраль
| Шатунова Л.Н.
Хилинских В.Г.
кл/руководители
Рысева Т.Д..
| 4
| Проведение социально-педагогического анализа паспортов классов по выявлению проблемных семей.
| октябрь
| Хилинских В.Г.
| 5
| Участие в акциях «Я – против СПИДа», «Мир без наркотиков», « 7 апреля -Всемирный День здоровья».
| 1 декабря
7 апреля
17 мая
| Шатунова Л.Н.
Хилинских В.Г.
кл/руководители
| 6
| Защита социальных проектов учащихся гимназии №2
| апрель
| Шатунова Л.Н.
Хилинских В.Г.
кл/руководители
| 7.
| Работа инспектора ОДН ОВД в гимназии.
| 1 раз в месяц (четверг)
| Рысева Т.Д.
Хилинских В.Г.
| 8.
| Правила поведения в общественных местах.
Административные правонарушения.
| октябрь
| ЖуйковаВ.В.
ШатуноваЛ.Н.
| 9.
| Всемирный день борьбы со СПИДом.
Права человека- твои права.
| Декабрь
| ШатуноваЛ.Н.
Хилинских В. Г.
| 10
| День принятия Конституции РФ.
Торжественное вручение паспортов.
| Декабрь
| ШатуноваЛ.Н,
Шапилова Д.Ю.
| 11
| Летняя трудовая четверть. Помощь в трудоустройстве подростков « группы риска»
| Май
| Хилинских В.Г.
| |