Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
1.4. Отличительные особенности Программы
1.5. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
II. Содержательный раздел
3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
5.1. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
5.2. Региональный компонент
5.3. Преемственность ДОУ и школы
5.4. Взаимодействие с социумом
5.5. Дополнительные образовательные услуги
6. Способы и направления поддержки детской инициативы
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
8. Коррекционная и инклюзивная педагогика
III. Организационный раздел
9. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
10. Модель организации воспитательно-образовательного процесса на день. Режим дня, учебный план ОД
11. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
12. Организация развивающей предметно-пространственной среды
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка 1.1. Введение Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана, утверждена и реализуется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 95 «Сказка» (далее – МДОУ) на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Примерная программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.А. Комаровой, М.А. Васильевой) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о Правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Данный документ регулирует деятельность дошкольного учреждения по воспитанию, развитию и образованию детей дошкольного возраста по пяти основным сферам развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое – с учетом основных психологических и возрастных этапов и периодов развития ребенка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» (с последующими изменениями);
- Типовым положением о МДОУ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562 (с последующими изменениями);
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Уставом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №95 «Сказка» и основными локальными актами учреждения.
Общие сведения об образовательном учреждении
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95 «Сказка»» расположено в городе Вологда по адресу: улица Костромская, дом 10А и окружено большим количеством жилых домов.
Детский сад открыт 18 мая в 1984 году. Построен по типовому проекту 23 Подшипниковым заводом и находился в его ведении. С 1 сентября 1992 года детский сад был передан в ведение Управления образования Администрации города Вологды. В 1997 году приобрёл статус муниципального дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное учреждение предназначено для детей с 1,5 лет до 7 лет. В дошкольном учреждении с августа 2011 года функционирует 13 групп: 1 группа ясельного возраста, 12 групп для детей дошкольного возраста. На сегодняшний день детский сад укомплектован полностью общей численностью детей 380 человек. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
4.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» осуществляется решение задач:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Вологодского края.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы
В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей
и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-
плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе
организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в
дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-
готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»
(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные
линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и
зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка
на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,
Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может
быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. |