Структура программы
Паспорт Программы 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи 6
Основные направления и принципы Программы 7
Участники Программы 8
Этапы реализации Программы 8
Механизм реализации Программы 9
Содержание Программы 10
Организация управления Программой и контроль за ходом
её реализации 18
Мониторинг эффективности Программы 18
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 21
Приложения 22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
| Целевая программа воспитательной деятельности «Культура в РОСТе»
| Заказчик программы
| Администрация АНПОО
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал, родители студентов
| Разработчик программы
| Заместитель директора по ВР Левшина Е. В.
| Исполнители программы
| Преподавательский и студенческий коллектив техникума и Льговского филиала
| Координатор реализации программы
| Заместитель директора по ВР Левшина Е. В.
| Цели программы
| Совершенствование системы духовно – нравственного воспитания студентов техникума для формирования глубоко нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях
| Задачи программы
| создавать условия для проявления студентами нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
знакомить студентов с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
изучать со студентами нравственные традиции их семей и поколений;
развивать у студентов потребность в совершении нравственных поступков;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
создавать условия для нравственного самовоспитания студентов;
развивать этническую толерантность у студентов, а также гуманное, чуткое отношение к детям, старикам, инвалидам, неблагополучным слоям населения;
продолжить формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного
| Сроки реализации
| 2014 год –2019 год
| Управление и контроль реализации программы
| Администрация АНПОО
«Региональный открытый социальный техникум», заместитель директора по ВР
| Объемы и источники финансирования программы
| Бюджет техникума в пределах сметы
| Ожидаемые конечные результаты реализации программы
| Выпускник техникума - подлинно культурный человек, то есть свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.
| Критерии и показатели эффективности реализации программы
| Количественно-качественный анализ проведенных мероприятий по культурно-нравственному воспитанию. Мониторинг участия в творческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях культурно-нравственной направленности. Количественный анализ студентов, участвующих в реализации Программы. А также уровень знаний, убежденности студентов в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих студентов искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят из нынешней молодежи отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. В настоящее время общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношении человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Кардинальное изменение ситуации в пользу развития духовно-нравственного воспитания в системе образования сегодня возможно при условии формирования четкого социального заказа на развитие духовно-нравственного воспитания, действенной поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны социальных институтов современного общества. В обществе назрела необходимость решения стратегических задач, направленных на:
- повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания;
- усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;
- координацию действий различных общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного становления студентов, подготовки их к жизненному самоопределению в пользу гуманистических ценностей.
Одна из основных идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у студента нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Мониторинг развития воспитательной системы техникума показал, что у многих студентов недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу техникума, сделав в ней акцент на духовно-нравственное воспитание. Целевая программа духовно-нравственного воспитания призвана систематизировать и углубить всю деятельность техникума по духовно-нравственному воспитанию студентов.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Нравственное воспитание включает в себя духовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию.
Интеллигентность является мерой ответственности за окружающий мир, культуры и воспитанности человека, своих ближних, за их нравственное и духовное состояние. Подлинно культурный человек – это свободная, духовная, творческая и практическая личность. В качестве критериев нравственного воспитания в системе воспитания выступают:
- умение любить ближнего своего;
- творить добро;
- развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости выполнения норм морали;
- сформированность моральных качеств личности;
- умения и навыки нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.
В целом, это можно определить, как уровень нравственной культуры личности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – совершенствование системы духовно– нравственного воспитания студентов техникума для формирования глубоко нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи программы:
1) создавать условия для проявления студентами нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
2) знакомить студентов с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
3) изучать со студентами нравственные традиции их семей и поколений;
4) развивать у студентов потребность в совершении нравственных поступков;
5) создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
6) способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
7) создавать условия для нравственного самовоспитания студентов;
8) развивать этническую толерантность у студентов, а также гуманное, чуткое отношение к детям, старикам, инвалидам, неблагополучным слоям населения;
9) продолжить формировать эстетический вкус, чувство прекрасного
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на социально-нравственное развитие личности студента, обладающей социальной активностью гражданина России, высоким уровнем нравственной культуры, способствующей оптимизации его социально-нравственного становления в процессе эффективного освоения диапазона социальных ролей.
Для этого предусматривается:
Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.
Создание методической базы по духовно-нравственному воспитанию.
Участие в городских и областных мероприятиях.
Организация экскурсионных поездок.
Организация социально-значимых дел, акций.
Основные принципы построения программы таковы:
Гуманистическая направленность воспитания означает отношение преподавателя к студенту как к ответственному субъекту собственного развития.
Гражданственность — развитие гражданского самопознания, воспитание личной ответственности за благосостояние общества, за процветание Родины.
Патриотизм — любовь к своему Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими культурными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.
Социальность, означающая заботу о благе и духовности собственной семьи, социальную активность.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Студенты и преподаватели АНПОО «Региональный открытый социальный техникум» и Льговского филиала, Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Железнодорожного округа, ОБОШИ «Школа-интернат среднего (полного) образования №4», МКОУ ЦДК «Гармония», МБДОУ города Курска, Областное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально–реабилитационный центр «Забота» города Курска и Курской области» и другие социальные учреждения города Курска. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ I этап: проектный
Срок реализации: 2014 год (сентябрь- октябрь).
Цель: проектировка условий создания системы духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
систематизировать, проанализировать и дополнить программно-методическую и нормативную базу воспитательной деятельности в техникуме в соответствии с планируемыми нововведениями;
разработка, обсуждение и утверждение целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания «Культура в РОСТе»;
анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;
формирование методической копилки диагностических материалов по основным направлениям программы;
экспертиза воспитательного пространства техникума по направлению духовно-нравственного воспитания.
II этап: практический
Срок реализации: 2014- 2018 гг.
Цель: реализация целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания «Культура в РОСТе»
Задачи:
создание эффективной системы духовно - нравственной направленности (наполнение содержания деятельности, поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия);
разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию;
расширение и укрепление связей и отношений учреждений дополнительного образования и культуры, спортивными секциями города Курска и области;
вовлечение в систему духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
проведение мониторинга реализации целевой программы духовно– нравственного воспитания;
участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях по духовно- нравственному воспитанию.
III этап: аналитический
Срок реализации: 2018- 2019 гг.
Цель: анализ эффективности целевой программы духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
обобщение результатов работы по внедрению системы духовно- нравственного воспитания;
проведение коррекции затруднений в реализации программы;
планирование работы на следующий период.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация духовно-нравственного воспитания проходит в трех направлениях:
через учебную деятельность;
через систему дополнительного образования;
через воспитательную работу.
Поставленные цели программы реализуются:
на предметах истории, ОБЖ, русского языка и литературы, физической культуры и др.;
на предметных неделях;
через внеучебную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Главные идеи:
принятие студентами нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Личностные прототипы.
Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Мать Тереза, Серафим Саровский, Юрий Гагарин, строители БАМа, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы, приемные матери, представители МЧС и другие люди, ставшие нравственной историей страны и мира.
Ключевые понятия:
|