Скачать 6.4 Mb.
|
УДК 159.964.2 ББК88 У 714 Издание осуществлено в рамках программы ^Пушкин»- при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Посольства Франции в России Перевод с французского Уроки французского психоанализа:Десять лет фран-У 714 ко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу / Пер. с франц. — М.: «Когито-Центр», 2007,— 560 с. (Библиотека психоанализа) УДК 159.964.2 ББК88 В книге собраны работы известных психоаналитиков, членов Парижского психоаналитического общества. Публикуются доклады, прочитанные на франко-русских коллоквиумах и симпозиумах, а также статьи, изданные в периодике и научных сборниках на французском языке. В оформлении использованы рисунки первого российского психоаналитика ИД. Ермакова, любезно предоставленные его дочерью ММ. Давыдовой. © Press Universities de France, 2007 © Когито-Центр, 2007 © М.И. Давыдова, 2007 ISBN 5-89353-217-1 Содержание Предисловие редакторов 9 страсть, страданье, тот же звук Андре 1рин От сексуального влечения — к фрейдовскому эросу. От фрейдовского эроса — к объектализирующей функции 13 Джойс Макдугалл Страсти в истории психоанализа 37 Рене Руссийон Сексуализация и десексуализация в психоанализе 62 женщиной не рождаются... Жанин Шассге-Смиржелъ Новое женоненавистничество 85 Моник Курню-Жанэн Шкатулка и ее секрет 109 ...женщиной становятся Анри Верморель Вытеснение и расщепление в истерии 123 Жаклин Шафер Истерия: Кризис либидо в связи с дифференциацией полов 135 Эрве Бенаму Психодинамические аспекты истерии у детей и подростков 175 послание к эдипянам Андре Грин Случай ангела 193 Моник Живо Перенос и транссексуализм 207 'П>срри Бокаповский Бисексуальность в процессе аналитического лечения: К вопросу о «женственности» мужчин 219 себя как в зеркале я вижу Серж Лебовиси Фантазийное взаимодействие и трансгенерационная передача 241 Ален Жибо Проекция в анализе 256 ДОБРОТОСЛОВИЕ Жан-Люк Донне Хорошо темперированный диван 279 Поль Израэль Технические вариации и аналитический процесс. «Работа исцеления» 291 тайное безумие Андре 1рин Истерия и пограничные состояния: Хиазм. Новые перспективы 311 Анри и Мадлен Верморель Парадоксальный перенос и фетишистское объектное отношение 343 Ален Жибо Встреча с Раскольниковым: Размышления по поводу одного первичного интервью с «пограничным» пациентом 357 Колетт Шилан Случай тиковой болезни. Болезнь Жиля де ла Туретта .... 367 возвращенное детство Серж Лебовиси Классификация психических нарушений у ребенка: Необходимость транснозографического подхода 379 Аннет Фрежавилль Расстройства поведения ребенка, их классификация и понимание 393 Бернар Голье Педиатры и психоаналитики в педиатрической больнице. Некоторые размышления на основе моего парижского опыта 416 Эрве Бенаму Пубертатный резонанс между поколениями на примере попытки самоубийства девочки-подростка 428 мальчик с пальчик Серж Лебовиси Психиатрический подход к младенцу: Развитие психиатрии новорожденных 437 Серж Лебовиси Теория привязанности и современный психоанализ 458 Бернар Голье Младенческие депрессии и ранний детский аутизм: Проблемы раннего распознавания 492 театр жизни Ален Жибо Символизация и психоз. О посреднической функции образа в индивидуальной психоаналитической психодраме 505 Жан Франсуа Рабэн, Марианн Рабэн-Лебовиси Александр между Эдипом и Иокастой 535 М.И. Давыдова Графика И.Д. Ермакова 551 Авторы 553 A nos Maitres francais Нашим французским Учителям предисловие редакторов С 1994 г. члены Московского общества психоаналитиков по очереди стали проходить анализ и занимать аналитические кушетки в кабинетах членов Парижского психоаналитического общества. Париж — единственный город Запада, который уже три столетия считается в русской культуре бесспорным источником благородной мысли и изящного слова. Подобно тому как на знаменитом мосту Александра III в Париже сливаются символы Франции и России, наши ежегодные коллоквиумы по психоанализу в Москве принесли в Россию после стольких лет отчуждения плоды лучших урожаев французской психоаналитической мысли. Светлая память о нашем друге, добрейшем детском враче и психоаналитике, основателе традиции российско-французских коллоквиумов в Москве, дважды президенте Международной психоаналитической ассоциации Серже Лебовиси навеки останется в наших сердцах. П. В. Качалов, Л. В. Россозсип 9 страсть, страданье, тот же звук Лпдре Грин От СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ — К ФРЕЙДОВСКОМУ ЭРОСУ. От ФРЕЙДОВСКОГО ЭРОСА — К ОБЪЕКТАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ Доклад на франко-русском психоаналитическом симпозиуме (Москва, 2004, октябрь) Перевод с французского и научная редакция П. В. Качалова В1938 г. третью главу своего незаконченного профессионального завещания «Очерк психоанализа»1 Зигмунд Фрейд озаглавил «Развитие сексуальной функции»2. Довольно скоро читатель, к своему удивлению, обнаруживает, что речь не идет более ни о сексуальной теории, ни о сексуальных влечениях, ни о каком-либо ином термине, использованном ранее и подчеркивавшем ведущее положение сексуальности, хоть и всегда в конкуренции с какой-нибудь другой категорией влечений3. На чем же основывался в 1938 г. этот новый термин — сексуальная функция, а не влечения — термин, который, кажется, имел целью несколько принизить статус самой концепции сексуальности? Первыми же фразами этой работы Фрейд отвергает, хоть и не заявляя об этом эксплицитно, концепцию полового инстинкта у человека. В человеческой сексуальности нет ничего инстинктивного, как это имеет место у животных, и тем более в ней нет ничего естественного, о чем свидетельствует столь 1 Freud S. (1938) Abrifl der Psychoanalyse //G.W. Fr.; M: Fischer, 1993. Bd. XVII. S. 61-138. 2 Op. cit. Die Entwicklung der Sexualfunktion. S. 74-8. 3 Сексуальное влечение в теоретизациях Фрейда в разное время посту лировалось в конфликте с: «влечениями Я» - «влечениями самосо хранения» - «нарниссической сексуальностью» - «разруши тельными ~ агрессивными ~ смертными влечениями».— Прим. ред. 13 обыкновенный гомосексуализм, или, говоря иначе, вся обширная негенитальная перверсная сексуальность человека. И напротив, эта человеческая сексуальность манифестирует с самого раннего детства, задолго до пубертата. Отчасти она связана с получением удовольствия, причем с самого раннего возраста, и эта связь достигает первой кульминации в возрасте около пяти лет в эдиповом комплексе. Возраст эдипова комплекса в наши дни, кажется, наступает все раньше и раньше. В равной степени примечательны и сам двухфазный характер сексуальной жизни человека, и инфантильная амнезия, предающая забвению первые этапы сексуальной жизни. Эту амнезию в наши дни некоторые хотели бы объяснить незрелостью мнестичес-ких структур, но для психоанализа речь идет исключительно о последствиях вытеснения. Фрейд далее развивает свою мысль, описывая развитие инфантильной сексуальности, настолько ныне широко известное, что мы не станем на нем задерживаться. Мы напомним только, что в фаллической фазе у обоих полов предполагается неведение о существовании женского влагалища и что на этой стадии устанавливается первое различение полов на основе знания лишь одного пола, а именно мужского: в инфантильной сексуальности субъект либо фалличен, как мальчик, либо кастрирован, как девочка. Дальнейшее развитие необратимо разводит психические судьбы мальчиков и девочек. В пубертате же, под приматом генитальности, лишь завершается то психосексуальное развитие, которое началось задолго до этого. Это резюме, в котором мы находим многое из самых ранних психоаналитических теорий, не объясняет, почему в 1938 г. Фрейд вдруг относит все вышеописанное на счет некоей сексуальной функции. Главное, что он позволяет нам о ней узнать, так это то, что сексуальную функцию можно понять, лишь прослеживая ее развитие. Вдобавок к этому он сообщает, что либидо обладает некоторыми структурными свойствами. Истоки либидо — соматические, и зарождается оно, по Фрейду, прежде всего, в недифференцированном конгломерате Я -Это. Либидо вызывает сексуальное возбуждение, сконцентрированное в эрогенных зонах. Оно сосуществует с разрушительными влечениями. Ответ на вопрос, который мы себе задаем, находится на самом деле в двух первых главах «Очерка психоанализа»: «Психический аппарат»4 и «Теория влечений»5. В первой из них Фрейд определяет провинции психического аппарата — Оно6, Я, Сверх-Я, — на которые и поделено все психическое пространство. Оно, «детерминированное конституционально», включает влечения, которые «исходят из соматической организации» и которые находят в Этом, в неведомой пока что для нас форме, первый способ для своего психического выражения. Так что для Фрейда влечения являются чем-то примитивным, первичным, примордиальным. Во второй главе он напоминает о признаках мощи Этого и еще раз указывает, что влечения суть психические силы, а не идеи. До сих пор — ничего такого, что бы нам не было уже известно. Именно здесь Фрейд после «долгого колебания» (по его словам) и вводит новую терминологию. Он различает два основных инстинкта: Эрос и инстинкт разрушения. Остается объяснить изменение статуса сексуальной функции, которая становится частью более общего понятия — Эроса. В то время как сексуальная функция сама себя опасается и занята более поиском удовольствия, чем собственным развитием, Эрос, напротив, нацелен на создание все более крупных единств, с тем чтобы их сохранять, т. е. чтобы лучше сопротивляться диссоциативным целям разрушительных влечений, которые стремятся «разбить связи и, следовательно, разрушить вещи». Эрос как концепт обосновывается, таким образом, самой сопротивляемостью жизни в ее самоподдержании, в ее саморазвитии, перед лицом антагонистического действия разрушительных влечений. Недавние исследования французского биолога Жан-Клода Амайзена7 показывают, что 4 Ор. Ect. Der Psychische Apparat. S. Trieblehre. S. 70-73. 5 Ор. ect. Trieblehre. S. 70-73. 6 В 1930-е гг., в эпоху латинизирующих переводов (фр. и англ.), Фрейд невольно решил вопрос о русском переводе своего термина-местоиме ния Id, выбрав Id (Это), а не Illud (Оно).— Прим. ред. 7 Amisen J.-C. La Sculpture du vivant. Suicide cellulaire et mort creatrice. P., Seuil, 1999. 15 сама жизнь в биологическом смысле состоит в нейтрализации сил клеточной смерти, что, хотя и с большим запозданием, подтверждают умозаключения Фрейда. В этом и состоит огромный переворот в психоаналитической мысли. Сексуальность, следовательно, нацелена только на получение удовольствия, а целью Эроса является необходимая для поддержания жизни связь. Следовательно, Эрос включает в себя сексуальность и прибавляет к ней поддержание связей, установленных в поиске удовольствия. Понятно, что если сексуальность может в самом начале своего развития позволить себе быть ау-тоэротичной или довольствоваться парциальными целями, то Эрос изначально требует выживания организма и укрепления внешних и внутренних связей. Для достижения своих целей ему, Эросу, необходимо сотрудничество Другого, Поэтому Фрейд не отрекается от выдвинутого в 1915 г. положения, состоящего в том, что о влечении нельзя твердо сказать, что оно, влечение, любит свой объект, — это положение по-прежнему истинно. И напротив, невозможно игнорировать тот факт, что если мы говорим об Эросе, то это непременно подразумевает, что Эрос любит свой объект и хочет завязать с ним глубокие, длительные, прочные связи. Итак, можно продолжать говорить об инфантильной сексуальности, но как только мы говорим о любви — об Эросе — ребенка к своему первичному объекту, то мы подразумеваем здесь нечто иное, чем просто инфантильную сексуальность. Вопрос еще более усложняется, если вспомнить, что любовь всегда связана с источниками удовольствия. К тому же не следует путать источники удовольствия (эрогенные зоны ребенка и его матери) и источник всех источников — саму мать. Новомодная теория привязанности (attachment)8 есть не что иное, как убогая заплатка, цель которой в том, чтобы помешать нам увидеть очевидное и, следовательно, чтобы усилить наше вытеснение всей той любовной эротики, связывающей ребенка с его родителями, и в первую очередь, естественно, любовной эротики, 8BowlbyJ. A Security Base. Clinical Application of Attachment Theory. L., Routledge, 1988. связывающей ребенка с матерью и с ее грудью, понимаемой нами здесь и в узком, и в широком смысле — и как орган, и как психический комплекс. Я хотел бы вернуться к одной мысли Фрейда, уже комментировавшейся мною в другом месте. В конце главы по теории влечений Фрейд пишет: «Лучше всего нам удалось постичь Эрос вслед за его психическим экспонентом9 - либидо-— через изучение сексуальной функции, которая в общепринятом понимании — но только не в наших научных теориях — смешивается с Эросом»10. Отсюда можно заключить следующее:
Ремарка11: термин Exponent, которой Фрейд употребляет для определения, чем является либидо для Эроса, можно перевести и как «представитель», и как «степень»-; Wahrig дает несколько определений этого термина. Наиболее подходящим в нашем 9 Единственный раз, когда термин «экспонент» возникает под пером Фрейда; этот термин даже отсутствует в работе: Freud 5. Gesamtregi-ster//G.W. Fr.-M.: Fischer, 1993. Bd. XVIII. 1115 .S. - Прим.ред. 10 Freud S. (1938) AbriG der Psychoanalyse. Trieblehre // G.W. Fr.-M.: Fischer, 1993. Bd. XVII. S. 73. 11 Вольный перевод ремарки во избежание нелепостей буквализма. Вместо французских переводов терминов Фрейда и их дефиниций в Robert’e семантическому анализу подвергнут немецкий оригинал и дефиниции Wahrig’a. — Прим. ред. 12 Ор. Cit. S. 73. 17 случае является первое из них: «Возведение числа (Hochzahl) в степень (enier Potenz), которое указывает, как много раз число должно быть помножено само на себя wie oft eine Zahl mit sich selbst multipliziert werdwn soll)..> Здесь мы снова сталкиваемся с постоянной организационной (economique) озабоченностью Фрейда внутренней когерентностью психоанализа. Не следует, однако, пренебрегать вторым определением — после математического: в фигуральном смысле Exponent означает «облеченный доверием (herausgehobener) представитель (vertreter)13 некоего дела (einer Sache)14...». Итак, еще более акцентируя свою постоянную организационную (ёсопотшцие) озабоченность внутренней когерентностью, Фрейд подчеркивает прежде всего «степень (enier Potenz)», в которую <юное число должно быть возведено (Hochzahl... wie oft eine Zahl multipliziert werdwn soll)» Это методологическое беспокойство Фрейда идет параллельно с другой мыслью, связанной с персонологическим измерением психоанализа, с претензиями о поддержке некоего требования. Эта ремарка важна, ибо, если мы допускаем, что Фрейд, говоря об Эросе и о разрушительном влечении, подразумевает психические силы, то оживление этих сил в ходе анализа и их душевное истолкование в понятных для субъекта словах непременно позволит проявиться мстительному характеру («дела» влечений), который через своего представителя — либидо — требует удовлетворения. Но если так можно сказать о влечении вообще, то еще труднее осмыслять все, что связано с мстительным характером влечения применительно к Эросу. Если Эрос хочет объединения, то может ли он мстительно навязывать такой союз, имея в противниках силу, которая хочет разорвать все связи и все отношения? 13 У Фрейда термины «представитель (Vertreter)» и «репрезентант (Reprasenant)» — синонимы, как и по-русски, но французский автор здесь и далее ограничен единственным переводом — «representant )»— Прим. ред. 14 «Sache» в немецком языке обычно имеет смысл «дела» юридического, судебного,— Прим. ред. Сексуальная функция, наблюдаемая и ощутимая через картины фаз своего психосексуального развития, позволяет нам составить об Эросе более точное представление. И если Фрейд в чем-то старается отмежеваться от обыденного сознания, так это в том, что он подчеркивает именно несведение Эроса к сексуальной функции. Эрос предстает абстракцией — платоновской (?),— которая нацелена на объединение все больших и больших множеств: «Либидо есть заимствование из учения об эффективности. Мы называем так энергию, понимаемую как количественную величину (хотя по сей день и не измеряемую) тех самых влечений, которые имеют отношение ко всему тому, что можно резюмировать как любовь. Ядро того, что мы называем любовью, естественно, формирует то, что обычно называется любовью, и то, что воспевается поэтами, — половая любовь с целью полового соития. Но мы не станем отделять от нее и того, что также отчасти носит имя любви: с одной стороны — любовь к себе, с другой — любовь к родителям и к ребенку, дружба и общая любовь к людям, а также преданность конкретным предметам иди абстрактным идеям»15. Дальнейшие рассуждения Фрейда ясно показывают, что он считает все психические тенденции проявлениями импульсов влечений. Производимое им объединение хорошо иллюстрирует само это теоретическое расширение с тенденцией к образованию все более пространных общностей. Здесь можно оценить всю амплитуду перемен сексуальной функции, начинающейся с инфантильной сексуальности и завершающейся самыми сублимированными и даже абстрактными формами свершений Эроса. Платон цитируется эксплицитно16. Но невозможно себе представить такой Эрос, который оставался бы совершенно независимым от действия разруши- 15 Freud S. (1921) Massenpsychologic und Ich-Analyse. Suggestion und Libido//G.W. Fr.-M.: Fischer, 1998 / Bd. XIII. S. 98. 16 Op.cit. S.99. 19 тельных влечений. Неограниченное бесконечное распространение действия Эроса привело бы к отрицанию всякого разделения и заставило бы всякую индивидуальность раствориться в едином целом. В этом смысле разрушительное влечение, противостоящее такому исходу, играет благотворную роль, ограничивая бесконечное слияние и устанавливая различия и разделения17. В целом Фрейд в своей последней теории влечений, усиливая связи между двумя основополагающими силами, представляет их более солидарными друг с другом, чем в предыдущих теориях влечений, которые ограничивались простым антагонизмом (первая теория влечений — противопоставление пар-циссического и объектного либидо). Мы начали наше исследование с изложения развития сексуальной функции. Замечательно, что нигде не фигурирует симметричное развитие разрушительной функции, поскольку оная не может претерпевать развитие, ибо это понятие, антиномичное ее структуре. Сексуальная же функция, напротив, чем более развивается, тем более эволюционирует — от аутоэротизма к инвестиции сексуальности другого. В пубертате познание женского влагалища может помочь сексуальности выйти из своей нарцис-сической замкнутости. Препубертатную сексуальность Фрейд называл в одной из своих самых ранних работ — «Наброске психологии»18 — «пресексуальной сексуальностью»19. Пресексу-альное не идентично сексуальному. Ибо инвестировать сексу- 17 Свой заключительный дуализм влечений Фрейд эксплицитно возво дит не к Платону (хотя и сохраняя термин «Эрос»), а к диалектике слияния — разлияния Любви (РЬШа) и Ненависти (ХеТкоз) у друго го автора: «Представление об основных силах или о влечениях, с которыми аналитику придется не раз еще схватиться, было заимствова но нами у философа Эмпсдокла Акрагантского (Агригентского)». Freud S. (1938) AbriB der Psychoanalyse. Tricblehre // G.W., Fr.-M.: Fischer, 1993, Bd. XVII. S.71.- Прим. ред. 18 Freud S. (1895) Entwurf einer Psychologic// G.W. Fr.-M.: Fischer, 1987. Nachtragsband. S. 387-477. 19 Ор. cit. У Фрейда: «Vorzcitigkeit in der Sexualentbindung» («преждевременность в сексуальном пробуждении»). 5. 448.— Прим.ред. альность объекта означает стремиться к такой форме объектной любви, которая ведет к встрече с любовью, переживаемой самим объектом. Вот и еще один термин на нашем пути: сексуальность в своем развитии включает в себя любовь. Любовь, лишенная сексуальности, обращает внимание на роль сублимации и идеализации, но такая любовь не дотягивается до основной формы любви, которая характеризуется, как мы уже упоминали, эволюцией — от аутоэротизма к объектной любви. Мы перечисляли все это, только принимая в расчет линию Эроса. А между тем на каждом этапе развития следовало бы рассматривать, как достигается равновесие, слияние и разлияние Эроса и разрушительных влечений. Но, с другой стороны, в этой последней теории влечений у Фрейда в так называемой теории инстинктов невозможно более локализировать ни одну из обеих основополагающих психических сил в какой бы то ни было области психического аппарата. Так же как и Эрос, распространяясь, приобретает такое многообразие, которое только сам Фрейд и отважился объединить. Понятия бессознательного 20 и Оно тесно связаны. Нервная и психическая энергия, говорит Фрейд, кажется, существуют в двух формах: одна — легко подвижная, а другая, напротив, связанная. Трудно удержаться, чтобы не провести связи между Эросом, стремящимся к созданию все больших объединений, и понятием связанной энергии. Понятие связи (Эрос) и понятие связанной энергии (вторичный процесс в Я) совпадают по цели. Становится ясно, что такое понятие, как свободная, подвижная, не поддающаяся связыванию психическая энергия, касается не только характера первичных процессов в Я, но, еще глубже, является атрибутом разрушительных влечений. Жить, думать, любить — вот три формы протекания процессов психического связывания, которые все три представляются тесно связанными между собой. 20 У Фрейда ни разу не встречается неврологический термин «бессознательный (bewusstlos)» или его производные, всегда — только «несознательный (unbewusst)» и его субстантивированная форма «несознательность (Unbewusste)» и их психологическом значении. — Прим. ред. 21 Но вследствие неизбежных слияний и разлияний влечений получается так, что любовь, будь то любовь объектная или нарциссическая, всегда амбивалентна. Что же до сексуальности в узком смысле слова, то такое амбивалентное отношение в ней выражено еще более резко. Сексуальное желание одинаково в чем-то во всех видах сексуальности. И доставление удовольствия объекту, и получение от него оного удовольствия всегда привносит с собой такую смесь аффектов, которая никогда не обходится без примеси агрессивности. Исключение составляют только проявления различной патологии. Роберт Столлер21 считает, что во всяком сексуальном отношении есть часть, которую следует относить — даже когда это неочевидно — к желанию вредить другому или к желанию вредить себе. Фрейд по-своему говорит то же самое. Составляющие Эроса Под эгидой новой концепции Эроса Фрейд приступает к великому психоаналитическому объединению. Здесь объединяются: нарциссизм (либидинозная составляющая влечений самосохранения), к которому можно добавить и самое самосохранение; собственно сексуальные влечения (разделенные, в свою очередь, на целезаторможенные и нецелезаторможенные влечения); объектные влечения и даже садистические влечения, которые оживают при регрессии либидо по фазе психосексуального развития. Если ко всему перечисленному добавить еще и продукты сублимации либидо, то это даст нам некую обширную клини-ко-теоретическую организацию, общим знаменателем которой будет связь: либо связывание разных видов вышеупомянутых влечений между собой, либо связь той или иной части данного ансамбля влечений с объектом. Эрос удерживает все вместе, как утверждал еще Платон. 21 StollerRJ. Perversion: The Erotic Form of Hatred. N. Y.: Pantheon 1975. 240 p. |
Уроки французского психоанализа: Десять лет фран-у 714 ко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу / Пер с франц. — М.:... | ... | ||
В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения от гр. Сидорова Ивана Ивановича | В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения гр. Петровой Анны Васильевны | ||
В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения от гр. Петрова Петра Петровича | В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения от гр. Петрова Петра Петровича | ||
В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения гр. Петровой Анны Васильевны | В компетентные органы рф, Франции и стран Шенгенского соглашения от гр. Петрова Петра Петровича | ||
История миграционной политики Франции с начала 20 века Опыт регулирования миграции во Франции. 7 | Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |