1.Рабочая программа
1.1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология» являются формирование систематизированных знаний в области психологии.
1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.3). Для освоения дисциплины «Психология» используются знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Философия», «Социология», «Деловая этика».
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
базовые категории и понятия психологии;
основные подходы к определению предмета психологической науки;
основные принципы построения психологии как науки;
современные тенденции развития психологической науки;
основные проблемы психологии;
своеобразие современного состояния психологии;
сложности определения психической реальности как предмета психологии;
уникальность психологического знания;
отличие научной психологии от житейской;
уметь:
оперировать основными психологическими категориями и понятиями;
выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке;
описывать психическую реальность;
устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии;
владеть:
навыками общения с коллегами и руководством;
способами мотивации себя и других к выполнению профессиональной деятельности;
средствами развития достоинств и устранения недостатков.
1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2зачетных единицы, 72 часа. Форма контроля – зачет.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Дневное отделение
| Заочное отделение
| Очно-заочное отделение
| 1 сем.
| 3 сем.
| 3 сем.
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| 72
| 72
| 72
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| 12
| 18
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 20
| 20
| 10
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 16
| 16
| 2
| 6
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| 56
| 54
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| И(или) другие виды самостоятельной работы
| 36
| 36
| 56
| 54
| Вид промежуточного контроля (экзамен)
| -
зачет
| -
зачет
| 4
зачет
| -
зачет
|
1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий
№п/п
| Раздел дисциплины(модуля)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации
| Дневное отделение
| Заочное отделение
| Очно-заочное отделение
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
|
| 1
| Предмет психологии, ее задачи и методы.
| 1
| 1-2
| 2
| 0
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос. Тестирование.
| 2
| Эволюция психики.
| 1
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 0
| 1
|
| 0
| Опрос.
| 3
| Психология деятельности
| 1
| 5-6
| 2
| 0
| 4
| 1
|
| 16
| 1
| 2
| 14
| Опрос.
| 4
| Психология общения.
| 1
| 7-8
| 2
| 4
| 4
| 1
| 1
| 0
| 2
|
| 0
| Контрольная работа.
| 5
| Ощущение и восприятие. Внимание
| 1
| 9-10
| 2
| 0
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос.
| 6
| Память. Мышление. Воображение.
| 1
| 11-12
| 2
| 2
| 2
| 1
|
| 6
| 1
| 1
| 6
| Опрос.
Тестирование
| 7
| Личность, теории личности
| 1
| 13-14
| 2
| 0
| 2
| 1
|
| 6
| 1
| 1
| 6
| Реферат.
| 8
| Направленность и мотивы личности
| 1
| 15-16
| 2
| 2
| 2
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Реферат. Тестирование
| 9
| Способности Характер. ТемпераментВоля.
| 1
| 17
| 2
| 2
| 2
| 1
|
| 6
| 1
| 1
| 6
| Опрос.
| 10
| Эмоции и чувства.
| 1
| 18
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 4
| 2
|
| 4
| Опрос.
| 11
| Обобщение изученного материала.
| 1
| 19
| 0
| 2
| 4
| 0
| 1
| 0
| 0
| 1
| 0
| Итоговое тестирование.
|
| Всего
|
|
| 20
| 16
| 36
| 10
| 2
| 56
| 12
| 6
| 54
|
|
1.4.2 Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Содержание раздела
| 1
| Предмет психологии, ее задачи и методы
| Психология как наука. Значение термина «психология». Психология как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Актуальность психологических знаний для профессиональной деятельности педагогов различных специальностей.
Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Эксперимент, опрос, психологические тесты – их виды. Общее представление о методах моделирования.
Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Общая психология, ее структура.
| 2
| Эволюция психики. Мозг и психика. Психика и сознание.
| Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Раздражимость. Чувствительность и ощущения. Поведение. Сознание. Основные функции психики. Общие проблемы происхождения психики человека.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Идеалистическое понимание сущности и развития психического начала в мире.
Идеалистический и материалистический подходы к решению проблемы происхождения сознания человека. Понятие о высших психических функциях в концепции Л.С.Выготского. Отличия высших психических функций от их элементарных форм. Развитие сознания, его структура
| 3
| Психология деятельности
| Понятие деятельности. Побудительные причины деятельности. Цель деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека.
Структура деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Понятие об операциях. Автоматические действия и навыки. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Интериоризация. Экстериоризация
| 4
| Психология общения
| Понятие общения. Роль общения в развитии человека. Виды общения. Функции общения: прагматическая, подтверждающая, поддерживающая, формирующая. Средства общения: вербальные и невербальные: кинесика, проксемика, экстралингвистика и другие.
Основные стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Механизмы социальной перцепции: рефлексия, эмпатия, аттракция, стереотипизация.
| 5
| Ощущение и восприятие
Внимание
| Понятие об ощущениях и восприятии. Физиологические механизмы ощущения и восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Классификации ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений: модальность, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, категориальность, апперцепция.
Основные закономерности ощущений: пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие времени, пространства, движения.
Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные свойства внимания, их характеристика. Концентрация и распределение внимания. Переключаемость и объем внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.
Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.
Психологические теории внимания: теория Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина
| 6
| Память
Мышление
Воображение
| Общее понятие о памяти. Основания для классификации видов памяти. Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Осмысленное и механическое запоминание. Понятие о мнемической деятельности. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания.
Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Основные формы забывания. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ретроактивное торможение. Понятие о ретроградной амнезии. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти.
Общее понятие о мышлении. Основные виды мышления. Основные характеристики мышления. Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение как высшая форма мышления. Индивидуальные различия мышления: гибкость, самостоятельность, широта,
Особенности творческого мышления. Условия творческого мышления. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда.
Общее понятие о воображении. Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Активное и пассивное воображение.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентирование.
| 7
| Личность, теории личности
| Общее понятие о личности. Определение и содержание понятия «личность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер. Концепция структуры личности К.К. Платонова. Структурный подход А.Н. Леонтьева. Концепция личности А.В. Петровского. Проблема личности в работах Б.Г. Ананьева. Теории личности. Основные периоды развития психологии личности. Классификация теорий личности Р.С. Немова.Психоаналитические теории личности (3.Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу
| 8
| Направленность и мотивы личности
| Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Понятие о мотиве. Виды мотивов. Строение мотивационной сферы. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность. Психологические теории мотивации. Теории инстинктов У. Макдауголла. Бихевиористская теория мотивации Э. Толмена. Когнитивная теория мотивации Л. Фестингера.
Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиации и власти. Мотив отвержения. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.
| 9
| Способности.
Характер.
Темперамент. Воля
| Общая характеристика способностей человека. Понятие о способности. Определение способностей по Б.М. Теплову. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Компенсация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Понятие одаренности, таланта, мастерства, гениальности.
Теории способностей. Первые теории способностей. Френология. Концепции способностей Ф. Галлея и Ф. Гальтона. Роль особенностей воспитания в развитии способностей. Концепция способностей К. А. Гельвеция
Понятие о характере. Определение характера, его структура. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты характера.
Классификация типов характера по Э. Фромму. Взаимосвязь характера и темперамента. Акцентуации характера. Отличие акцентуаций от психопатий. Концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко.
Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. История изучения темперамента. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и характера.
Изучение свойств темперамента в трудах В.М. Русалова, Б.Д. Небылицина, А.И. Крупнова и др. Индивидуальный стиль деятельности. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека. Учет темперамента в педагогической деятельности.
Понятие о воле. Основные функции воли. Волевые качества человека: целеустремленность, самостоятельность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость.
Волевой акт и его структура. Наличие препятствий, борьба мотивов. Волевое усилие. Принятие и исполнение волевого решения.
| 10
| Эмоции и чувства
| Общее понятие об эмоциях и чувствах. Отличия эмоций от чувств. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций и чувств: коммуникативная, защитная, стимулирующая, сигнальная, регулятивная. Виды эмоций и чувств. Высшие чувства человека: моральные, интеллектуальные, эстетические. Основные формы переживаний эмоциональных состояний человека: настроение, стресс, аффект, фрустрация, чувственный тон, страсть и т.п. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
|
1.4.3 Содержание практических занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Компетенции
| Образовательная технология
| Содержание занятий
| 1
| Предмет психологии, ее задачи и методы.
| ОК-1 ОК-2
|
| Содержание теоретической психологии: категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы; соотношение предмета и методов психологического исследования; критериальная оценка обоснованности психологической концепции; выявление места психологии в системе научного знания. Базисные общенаучные категории. Категориальный анализ в психологическом познании. Категориальный строй психологической науки. Базисные категории психологии. Принцип открытости категориального строя как один из принципов теоретической психологии. Категория образа. Категория мотива. Категория действия. Категория отношения. Категория личности. Попытки систематизации психологических понятий (В.А Ганзен, К.К. Платонов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.Г. Гинецинский)
| 2
| Эволюция психики. Мозг и психика. Психика и сознание.
| ОК-1
|
| Проблема возникновения психики как одна из фундаментальных проблем психологии. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности происхождения психики. Особенности психического отображения. Развитие психического отображения у животных. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики. Принцип сигнальности и его роль в регулировании поведения. Стадии развития психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Виды интеллектуального поведения у животных. Концепция Т. де Шардена о существовании и развитии психического начала в мире. Установка Д.Н. Узнадзе как форма объединения внутреннего и внешнего мира и как первоэлемент психического. Принцип детерминизма, определяющий зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип развития, рассматривающий психику, сознание, личность в их становлении и развитии. Принцип системности, декларирующий исследования психики как некоторой качественной единицы, системы, имеющей свои специфические закономерности. Выделение системообразующего начала – деятельностного опосредования. Принцип единства сознания и деятельности: история и современный взгляд.
| 3
| Психология деятельности
| ОК-11
ОК-9
|
| Основные положения теории деятельности. Предмет психологии – целостная деятельность субъекта. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Структура деятельности. Главные процессы деятельности. Базовая характеристика деятельности – ее предметность. Метод психологического анализа деятельности. Место учения Н.А. Бернштейна в психологической теории деятельности. Основные положения концепции Н.А. Бернштейна. Принцип сенсорных коррекций – новый принцип управления движениями. Факторы, влияющие на ход движения (помимо моторных команд): реактивные силы, инерционные силы, внешние силы исходные состояния мышцы. Рефлекторное кольцо как общий механизм построения движения. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности. Принцип опосредованности как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей. Принцип интериоризации/экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам». Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
| 4
| Психология общения
| ОК-6
ОК-7
ОК-9
ОК-10
ОК -11
| Тренинг
| Социально-психологический тренинг «Общение. Разрешение конфликтных ситуаций».
| 5
| Ощущение и восприятие
Внимание
| ОК-1
| Практикум
| Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека. Исследование избирательности внимания.
| 6
| Память
Мышление
Воображение
| ОК-1
| Практикум
| Исследование влияния установки на способ решения задач. Исследование преобладающего типа запоминания.
| 7
| Личность, теории личности
| ОК-1
ОК-2
ОК-7 ОК-10
ОК-11
| Фокус-группа
| Тема: «Личность и факторы, влияющие на ее изменение».
| 8
| Направленность и мотивы личности
|
ОК-1
ОК-11
| Практикум
| Исследование эгоцентризма. Исследование уровня притязаний.
| 9
| Способности.
Характер.
Темперамент. Воля
|
ОК-1 ОК-11
| Дискуссия, практикум
| Тема дискуссии: «Свобода детей и свобода взрослых. Свобода воли или безволие есть свобода». Исследование склонности к риску Исследование волевой саморегуляции
| 10
| Эмоции и чувства
| ОК-1
ОК-11
|
| Общее понятие об эмоциях и чувствах. Отличия эмоций от чувств. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций и чувств: коммуникативная, защитная, стимулирующая, сигнальная, регулятивная. Виды эмоций и чувств. Высшие чувства человека: моральные, интеллектуальные, эстетические. Основные формы переживаний эмоциональных состояний человека: настроение, стресс, аффект, фрустрация, чувственный тон, страсть и т.п. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях
|
|