1.Рабочая программа 1.1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Юридическая психология» являются формирование систематизированных знаний в области психологии, юриспруденции.
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели:
1. Сформировать у изучающих дисциплину основные представления о
психологических закономерностях обеспечения юридической деятельности как профессии;
2. Раскрыть структуру и содержание юридической психологии, её
базовых понятий и методов.
В процессе изучения дисциплины "Юридическая психология"
решаются следующие задачи:
1. Формирование у студентов адекватного представления о сфере
взаимодействия психологии и права;
2. Формирование у будущих юристов системы основных
психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного
выполнения профессиональной деятельности;
3. Достижение определенной психологической подготовленности
изучающих дисциплину к работе в разных условиях и с различными категориями граждан.
Роль изучения дисциплины "Юридическая психология" с учетом
специфики вуза состоит в том, что ее содержание помогает студентам уяснить особенности проявления и использования психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, в том числе в международной и внешней торговли.
В результате изучения дисциплины "Юридическая психология" студент
должен получить знания об основных закономерностях взаимодействия психологии и права, приобрести необходимые навыки эффективного психологического обеспечения профессиональной юридической деятельности, быть психологически подготовлен к работе в разных условиях и с различными категориями граждан в различной сфере деятельности.
1.2.Место дисциплины в структуре ООП Для освоения дисциплины «Юридическая психология» используются знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Философия», «Социология», «Профессиональная этика», «Уголовное право», «Гражданское право» и другие юридические дисциплины.
1.3. Знания и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): уметь:
давать психологическую характеристику личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, установки, социальная направленность и другие характеристики) и деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
научиться использовать их в интересах повышения эффективности собственной деятельности;
оперировать основными психологическими категориями и понятиями;
выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке;
описывать психическую реальность;
устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии;
владеть:
приемами анализа и оценки уровня развития собственной психологических возможностей, способами использования полученных по юридической психологии в практике;
навыками общения с коллегами и руководством;
способами мотивации себя и других к выполнению профессиональной деятельности;
средствами развития достоинств и устранения недостатков.
1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Юридическая психология».
Вид учебной работы
| Всего часов
| Дневное отделение
| Заочное отделение
| Очно-заочное отделение
| 1 сем.
| 5 сем.
| 3 сем.
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| 72
| 72
| 72
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| 12
| 14
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| 10
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| 2
| 2
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| 56
| 58
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| И(или) другие виды самостоятельной работы
| 36
| 36
| 56
| 58
| Вид промежуточного контроля (экзамен)
| -
зачет
| -
зачет
| 4
зачет
| -
зачет
|
1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий
№п/п
| Раздел дисциплины(модуля)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Дневное отделение
| Заочное отделение
| Очно-заочное отделение
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельные занятия
|
| 1
| Предмет и методология юридической психологии. История юридической психологии.
| 1
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос.
| 2
| Эволюция психики. Психические познавательные процессы, эмоциональные и волевые процессы и состояния ,
использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| 1
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос
| 3
| Мотивация и регуляция поведения личности.
Личность и структура ее психических свойств. Психология личности юриста.
| 1
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос. Реферат
| 4
| Психология общения и межличностных
отношений, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| 1
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Контрольное тестирование.
| 5
| Психологические особенности личности
преступника и преступной группы. Психология преступного деяния.
| 1
| 9-10
| 2
| 2
| 2
| 1
|
| 6
| 1
|
| 6
| Опрос. Реферат.
| 6
| Психология криминального насилия. Психология виктимного поведения.
| 1
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 1
| 0
| 6
| 2
|
| 6
| Опрос
| 7
| Психологические основы осмотра места
происшествия и обыска. Психологические основы допроса. Психологические основы предъявления для опознания и очной ставки. Психологические основы проверки показаний на месте и
производства следственного эксперимента.
| 1
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 2
|
| 6
| Контрольное тестирование.
| 8
| Психологические действия в правоохранительной деятельности. Судебно - психологическая экспертиза.
| 1
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 1
|
| 6
| 1
|
| 8
| Реферат, контрольная работа
| 9
| Психология
осужденного и задачи ресоциализации. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних.
Обобщение материала. Подведение итогов.
| 1
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 2
| 2
| 8
| 2
| 2
| 8
| Итоговое тестирование
|
| Всего
|
|
| 18
| 18
| 36
| 10
| 2
| 56
| 12
| 2
| 58
|
|
1.4.2 Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Содержание раздела
| 1
| Предмет и методология юридической психологии. История юридической психологии.
| Предмет, система, содержание юридической психологии. Юридическая психология как прикладная отрасль психологической науки и как вспомогательная юридическая дисциплина. Методологические основы юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. История юридической психологии. Этапы становления юридической психологии. Зарождение юридической психологии.
| 2
| Эволюция психики. Психические познавательные процессы, эмоциональные и волевые процессы и состояния ,
использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| Психические познавательные процессы и их учет в деятельности юриста. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Понятие, виды, свойства и значение указанных познавательных процессов. Психические состояния, эмоции и их учет в ходе осуществлений профессиональной деятельности юриста
Эмоциональная сфера человека. Эмоции - понятие, виды, функции. Диагностика эмоциональных проявлений.Физиологический, патологический, аномальный, кумулятивный аффект
| 3
| Мотивация и регуляция поведения личности.
Личность и структура ее психических свойств. Психология личности юриста.
| Понятия личности. Направленность личности. Структура направленности. Потребность, мотив, мотивация в психологии и правовой науке. Деятельностный подход как основополагающий в современной отечественной юридической психологии. Осознанное - неосознанное, импульсивное - волевое поведение, психологическое содержание, способы психологического и юридического анализа.
Понятия «психическая норма» и «психическое расстройство». Психологические и психиатрические представления о «психической норме».
| 4
| Психология общения и межличностных
отношений, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Социально-психологические закономерности профессионального общения. Понятие, виды, функции общения. Структура общения.
Коммуникативная, перцептивная, интерактивная подструктуры общения.
Язык, речь, мышление.
Социальная перцепция. Психология проницательности. Психология влияния, манипуляции и способы их нейтрализации.
Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Особенности юридической профессиональной деятельности.
| 5
| Психологические особенности личности
преступника и преступной группы. Психология преступного деяния.
| Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Содержание исследования личности преступника. Правосознание, ценностные ориентации, направленность личности.
Психологические особенности преступника. Разнообразие классификаций личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника. Агрессия и агрессивность. Понятие и типология агрессии. Диагностические критерии и значение агрессии для индивидуализации наказания и профилактики преступного поведения. Изучение личности обвиняемого в ходе судебного следствия.
Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).
| 6
| Психология криминального насилия. Психология виктимного поведения.
| Психология виктимного поведения. Противоправные (преступные) проявления — разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов.
Соотношение понятий - мотив, цель, способ и результат действия в умышленных и неосторожных преступлениях..
| 7
| Психологические основы осмотра места
происшествия и обыска. Психологические основы допроса. Психологические основы предъявления для опознания и очной ставки. Психологические основы проверки показаний на месте и
производства следственного эксперимента.
| Социально—психологические особенности процессуальных форм профессионального общения юриста.
Общие положения психологических особенностей проведения допроса. Психологические закономерности формирования показаний. Стадии допроса. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Виды вопросов, особенности их воздействий на психику допрашиваемого во время допроса. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому.Виды допроса. Допрос в бесконфликтной ситуации. Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации.
Психология лжи. Структура ложных показаний. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельство) допрашиваемого. Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговор).
Осмотр места происшествия как один из вариантов решения проблемной ситуации следователем по уголовному делу. Место происшествия - источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия.
Способ совершения преступления и динамический стереотип.
Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия. Организационная, познавательная, реконструктивная и удостоверительная стороны осмотра места происшествия. Внимание, мышление, воображение и его виды.
Психологические факторы, влияющие на успешность обыска. Объективная и субъективная недоступность искомого. Психологические особенности познавательных процессов обыскивающего. Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации поисковой деятельности следователя. Нейтрализация отрицательных факторов, воздействующих на его психику во время обыска.
Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений обвиняемого. Проверка показаний как средство активизации памяти участников уголовного процесса.
| 8
| Психологические действия в правоохранительной деятельности. Судебно - психологическая экспертиза.
| Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности. Психологические особенности оценки доказательств в ходе судебного разбирательства.
Коммуникативная подструктура судебной деятельности. Психологические особенности допроса в суде. Прямой и перекрестный виды допроса. Влияние принципа состязательности и равноправия сторон на проведение допроса в суде. Прения сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы психологического характера, влияющие на коммуникативное поведение лиц, участвующих в судебном заседании. Использование этих факторов судом в целях активизации у них познавательных процессов. Последнее слово подсудимого.
Научные основы судебно-психологической экспертизы. Предмет, поводы назначения судебно-психологической экспертизы
(СПЭ). Классификация экспертиз. Права и обязанности лиц, назначающих экспертизу, экспертов, лиц, в отношении которых назначена экспертиза.
Подготовка и назначение, порядок проведения экспертизы. Методы экспертного исследования. Классификация методов. Особенности их применения.
Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Диагностические и экспертные критерии. Комплексные судебные экспертизы с участием
| 9
| Психология
осужденного и задачи ресоциализации. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних.
Обобщение материала. Подведение итогов.
|
| 1.4.3 Содержание практических занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Образовательная технология
| Содержание занятий
| 1
| Предмет и методология юридической психологии. История юридической психологии.
|
| Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, медицинской психологией; с юридическими науками - уголовным правом, уголовным процессом, криминологией, криминалистикой, гражданским, семейным правом, гражданским процессом; с медицинскими науками - судебной медициной, психиатрией. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Значение юридической психологии для деятельности судебной системы.
Развитие и становление как науки и учебной дисциплины. Юридическая психология на современном уровне. Зарубежная и отечественная юридическая психология.
| 2
| Эволюция психики. Психические познавательные процессы, эмоциональные и волевые процессы и состояния ,
использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| Практикум
| Психические состояния - понятие, виды и юридическая значимость. Состояния эмоционального и операционального напряжения, фрустрации, психической беспомощности, тревожности, состояния, предрасполагающие к самоубийству. Их уголовно-правовое значение. Факторы, способствующие возникновению. Диагностика указанных психических состояний. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, признаки, значение.
Диагностические и экспертные критерии аффекта у обвиняемого.
| 3
| Мотивация и регуляция поведения личности.
Личность и структура ее психических свойств. Психология личности юриста.
| Практикум
| Индивидуально-психологические особенности личности. Индивидуально-психологические особенности личности. Понятие и виды темперамента. Понятие и классификация характеров. Акцентуации, дезадаптивное поведение, психопатии. Типология лиц с акцентуациями характера, феноменологические проявления и показатели.
Уголовная ответственность лиц с психическими аномалиями.
| 4
| Психология общения и межличностных
отношений, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
| Тренинг
| Коммуникация. Этапы коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения. Психофизиология коммуникаций.
Непроцессуальные и процессуальные виды профессионального общения юриста. Установления, поддержания психологического контакта. Способы предотвращения конфликтов в процессе общения.
Психограмма. Профессиограмма. Виды и содержание подструктур профессиональной деятельности юриста. Познавательная и организационно-управленческая подструктуры профессиональной деятельности юриста.
Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к личности юриста.
| 5
| Психологические особенности личности
преступника и преступной группы. Психология преступного деяния.
| Практикум, дискуссия
| Криминологический и криминалистический аспекты изучения личности преступника. Использование информации о личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Криминальная субкультура, ее атрибуты, основные элементы. Криминальные нормы. Специфика криминального общения. Психология преступного поведения (психология преступной группы).
Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору, организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.
Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Признаки круговой поруки.
Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьбы с групповой преступностью.
.
| 6
| Психология криминального насилия. Психология виктимного поведения.
| Фокус-группа
| Понятие виктимности. Изучение психологических аспектов виктимности. Понятие криминогенно - виктимогенный комплекс. Использование виктимологических данных для решения практических задач следствия. Проблема виктимного («способствующего») поведения жертвы преступления.
| 7
| Психологические основы осмотра места
происшествия и обыска. Психологические основы допроса. Психологические основы предъявления для опознания и очной ставки. Психологические основы проверки показаний на месте и
производства следственного эксперимента.
| Ролевая игра
| Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.
Допрос в конфликтной ситуации. Защитная оборонительная доминанта и ее влияние на поведение допрашиваемого во время допроса. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого) и влияние этого состояния на его поведение во время допроса. Использование следователем
характерологических особенностей личности обвиняемого (подозреваемого) в ходе допроса.
Методы разоблачения лжи.
Психологические особенности ведения группового допроса. Психология допроса на очной ставке.
Способ совершения преступления и динамический стереотип. Установление по следам на месте происшествия структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей
личности преступника. Психологический портрет неизвестного преступника. Психология инсценировок и распознание их следователем на месте происшествия.
Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия. Организационная, познавательная, реконструктивная и удостоверительная стороны осмотра места происшествия. Внимание, мышление, воображение и его виды.
Психологические факторы, влияющие на успешность обыска. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психологические особенности познавательных процессов обыскиваемого. Учет данных о свойствах личности обыскиваемого. Психологические факторы, влияющие на способы сокрытия объектов.
Объективная и субъективная недоступность искомого. Психологические особенности познавательных процессов обыскивающего. Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации поисковой деятельности следователя. Нейтрализация отрицательных факторов, воздействующих на его психику во время обыска.
Эмоциональная устойчивость следователя.
Психологические рекомендации по проведению обыска. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого, методы проверки его непроизвольных реакций.
Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия человека и психологические закономерности процесса его опознания.
Симультанное и сукцессивное узнавание. Опознавательные признаки. Статические и динамические признаки. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.
Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Моделирование объективных факторов, событий, явлений.
Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений обвиняемого. Проверка показаний как средство активизации памяти участников уголовного процесса.
| 8
| Психологические действия в правоохранительной деятельности. Судебно - психологическая экспертиза.
| Практикум
| Психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов. Судебные решения. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. Психологические особенности личности судьи, влияющие на процесс принятия им решений. Психологические особенности поведения участников процесса в суде с участием присяжных заседателей.
Научные основы судебно-психологической экспертизы. Предмет, поводы назначения судебно-психологической экспертизы
(СПЭ). Классификация экспертиз. Права и обязанности лиц, назначающих экспертизу, экспертов, лиц, в отношении которых назначена экспертиза.
Подготовка и назначение, порядок проведения экспертизы. Методы экспертного исследования. Классификация методов. Особенности их применения.
Современное состояние и практика назначения судебно-психологической экспертизы органами юстиции. Оценка, использование заключения судебно-психологической экспертизы в ходе судебного следствия.
| 9
| Психология
осужденного и задачи ресоциализации. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних.
Обобщение материала. Подведение итогов.
| Дискуссия
|
|
|