Скачать 0.51 Mb.
|
Министерство по образованию и науке РФ ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» О.В.Терентьева Экономическая и социальная география мира Часть 2. Азия, Австралия, Африка, Латинская Америка, Восточная Европа Учебно-методическое пособие Саратов 2011 Содержание Предисловие………………………………………………………………3 Практические задания……………………………………………………4 Литература и Интернет-источники.…………………………………...13 Приложения………………………………………………………………15 Приложение А. Методические пояснения по выполнению заданий…16 Приложение Б. Статистические данные по отдельным странам……..20 Приложение В. Номенклатура по отдельным странам………………..29 Приложение Г. Бланки контурных карт………………………………..36 Предисловие Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина «Экономическая и социальная география мира», 4 курс, дневное отделение), 050103 «География» («Экономическая и социальная география зарубежных стран», 5-6 курс, заочное отделение) и направления подготовки (бакалавриата) 021000 «География» (дисциплина «Экономическая и социальная география мира», 4 курс). В пособие включены практические задания, призванные закрепить навыки использования разнообразных приемов, применяемых в экономической и социальной географии. Особое внимание уделено навыкам работы с картой и анализу статистической и картографической информации. В пособии приводится также список литературы и Интернет-источников. В приложении даются методические пояснения по выполнению заданий, перечень географической номенклатуры по отдельным странам. Номенклатура содержит данные, необходимые для выполнения практических заданий. В приложение включены также таблицы со статистическими материалами и бланки карт административно-территориального деления и экономического районирования по некоторым странам, которые служат основой для выполнения практических заданий. Практические задания Тема: «Япония» Задание 1. Дать характеристику политико-географического положения Японии по стандартному плану (см. приложение А). Задание 2. По данным таблицы №1 (см. приложение Б) построить кривую Ципфа для Японии и проанализировать ее. Задание 3. По картам атласа выявить хозяйственную специализацию экономических районов Японии и закрасить их на контурной карте способом качественного фона. Экономические районы Японии: Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Тохоку, Хоккайдо, Сикоку, Окинава. Тема: «Китай» Задание 1. По данным таблицы №2 (см. приложение Б) вычислить плотность населения Китая по административно-территориальным единицам. Нанести данный показатель на контурную карту способом количественного фона, сгруппировав показатели в 5 групп. Бланк карты имеется в приложении Г. Задание 2. На контурную карту нанести месторождения полезных ископаемых, электростанции и крупнейшие центры по основным отраслям промышленности Китая (см. приложение В). Выделить ареалы по каждой отрасли. Проанализировать карту и выявить основные факторы, повлиявшие на размещение каждого ареала. Задание 3. Дать сравнительную экономико-географическую характеристику Японии и Китая. Выводы записать в таблицу (см. приложение А). Тема: «Индия» Задание 1. На контурную карту нанести крупнейшие месторождения полезных ископаемых Индии (см. приложение В). Задание 2. На контурную карту по данным таблицы №3 (см. приложение Б) способом количественного фона, используя цветовую гамму, нанести соотношение мужчин и женщин по административным единицам Индии. (Бланк карты имеется в приложении Г.) Проанализировать полученную карту, выявить закономерности в распределении этого показателя по территории страны, определить возможные причины такой картины. Анализ и выводы запишите. Задание 3. На контурную карту по данным таблицы №3 (см. приложение Б) способом количественного фона, используя штриховку, нанести долю грамотного населения по административным единицам Индии. (Бланк карты имеется в приложении Г.) Проанализировать полученную карту, выявить закономерности в распределении грамотного населения по территории страны, определить возможные причины такой картины. Анализ и выводы запишите. Задание 4. Сравнить две получившиеся карты «Количество женщин на 1000 мужчин по административным единицам Индии» и «Доля грамотного населения по административным единицам Индии». Определить, есть ли зависимость между двумя этими показателями, и если есть, то какая. Тема: «Казахстан» Задание 1. По данным таблицы № 4 (см. приложение Б) вычислить прирост населения Казахстана по административным единицам. Нанести этот показатель на контурную карту способом количественного фона. Проанализировать динамику численности населения и выявить территории с отрицательным приростом. Причины объяснить. На ту же карту штриховкой нанести долю безработных по административным единицам Казахстана (см. приложение Б, табл. № 5). Проанализировать карту и определить, существует ли связь между долей безработных и величиной прироста населения. Задание 2. По данным таблиц № 6, 7 (см. приложение Б) построить столбчатые диаграммы экспорта-импорта Казахстана по товарным группам в виде пирамид с общим основанием. Проанализировать, выявить закономерности специализации экспорта и импорта и их причины. Задание 3. Проанализировать внешнеторговый оборот Казахстана, выявить крупнейших импортеров и экспортеров, подсчитать торговый баланс с отдельными странами (см. приложение Б, табл. № 8) и письменно ответить на следующие вопросы:
Полученные ответы сопоставить с предыдущим заданием и сделать выводы о возможной специализации стран-партнеров на определенных товарных группах в торговле с Казахстаном. Тема: «Австралия» Задание 1. На контурную карту нанести крупнейшие месторождения полезных ископаемых Австралии (см. приложение В). Задание 2. По картам атласа выявить хозяйственную специализацию штатов и территорий Австралии и закрасить их на контурной карте способом качественного фона. Бланк карты имеется в приложении Г. Тема: «ЮАР» Задание 1. На контурную карту нанести крупнейшие месторождения полезных ископаемых ЮАР (см. приложение В). Задание 2. Дать сравнительную экономико-географическую характеристику Австралии и ЮАР. Выводы записать в таблицу (см. приложение А). Тема: «Египет» Задание 1. На контурную карту пунсонами нанести объекты всемирного наследия Египта: Мемфис, Фивы, Абу-Симбел, о. Филе, Каир, Абу-Мена, монастырь Святой Екатерины. Подготовить доклад по одному из объектов всемирного наследия страны. Тема: «Бразилия» Задание 1. На контурную карту нанести крупнейшие ГЭС и месторождения полезных ископаемых Бразилии (см. приложение В). |
Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденного... | Социально-экономическая география (сэг): понятие, объекты исследования. Связь сэг с экономикой и социологией. Экономическая география... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по направлению... | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-... | ||
Практикум по экономической и социальной географии мира. Часть Экономическая и социальная география зарубежных стран. – Иркутск: Иркутский... | В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования... | ||
Данное занятие разработано в рамках школьной программы по теме : «Размещение и миграции населения», по учебнику 10 класса для общеобразовательных... | На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 70 часов учебного времени. Этому требованию отвечает структура... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |