ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА (10-11 класс)
К учебнику: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».
ЧАСТЬ 1. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира
Многообразие стран современного мира
Карточка № 1
Многообразие стран современного мира
Определите:
В чем заключается принципиальное отличие понятий «страна» и «государство»?
Какое из этих понятий более соответствует содержанию географической науки и почему?
Что именно (страны или государства) являются главными объектами политической карты мира и почему?
Карточка № 2
Многообразие стран современного мира
Попробуйте представить себе политическую карту мира начала эпохи Великих географических открытий.
Из перечня современных стран выпишите страны, которые были бы обозначены на этой карте.
Германия, Франция, Испания, Япония, Португалия, Великобритания, Россия, Италия, Турция, Греция.
Какие современные страны расположены в пределах государственных образований, существовавших в XV- XVI веках.
Османская империя: .
Персия: .
Священная Римская империя: .
Карточка № 3
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, а также таблицы 1 (стр. 379) в Приложениях определите страны (территории), входившие в состав колониальных империй указанных стран. Заполните таблицу (по 1-2 примера).
Регион
| Великобритания
| Франция
| Португалия
| Испания
| Азия
|
|
|
|
| Африка
|
|
|
|
| Америка
|
|
|
|
| Карточка № 4
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.
1. По площади территории Германия ________________ Великобритании, но _________________ Франции.
2. — самая большая по площади страна в Южной Америке.
3. Самая большая по площади территории страна Африки — ____________, а самая маленькая — ___________________.
Карточка № 5
Многообразие стран современного мира
Используя текст учебника (стр. 10) и «визитные карточки» стран, помещенные на форзацах 1 и 2, а также карту атласа «Численность населения стран мира» (стр. 7), заполните таблицу.
Группы стран
| Численность населения (млн. чел.)
| Примеры стран
| Крупнейшие
| Более 1000
|
| Крупные
|
|
| Средние
|
|
| Малые
|
|
| Карликовые
|
|
|
Карточка № 6
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе. Индия — .
Япония — ______________________________________.
Чехия — _______________________________________.
Чили — .
Исландия — ________________________________________.
Карточка № 7
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр.10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе. Норвегия — .
Непал — .
Белоруссия — .
Куба — .
Эквадор — _______________________________________.
Карточка № 8
Многообразие стран современного мира
По рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИЧР, ИРЧП), ежегодно составляемому специальной комиссией ООН, Канада постоянно занимает более высокое место, чем США, хотя показатели ВВП в этих странах весьма близки.
Объясните это, используя данные из учебника (форзац 2, таблицы 14, 15, 23).
Карточка № 9
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр. 11-12) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня экономического развития. Заполните таблицу. Франция, Австралия, Южно-Африканская Республика, Греция, Республика Корея, Израиль, Германия (ФРГ), Канада, Сингапур, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Япония, Великобритания.
Группы стран
| Страны
| Страны «большой семерки»
|
| Развитые страны Европы
|
| Неевропейские развитые страны
|
| Новые индустриальные страны
|
|
Карточка № 10
Многообразие стран современного мира
С помощью цитаты из учебника (стр. 12) объясните,, почему Индию, Китай, Бразилию и Мексику объединяют понятием «ключевые развивающиеся страны».
Карточка № 11
Многообразие стран современного мира
С помощью учебника (стр. 12-13) впишите перечисленные страны в таблицу.
Нигерия, Республика Корея, Бразилия, Республика Чад, Колумбия, Нигер, Тайвань, Кувейт, Индонезия, Ливия, Бангладеш, Венесуэла, Кения.
Группы стран
| Страны
| Новые индустриальные страны
|
| Ключевые развивающиеся страны
|
| Нефтеэкспортирующие страны
|
| Относительно развитые страны
|
| Слаборазвитые страны
|
| Наименее развитые страны
|
|
Карточка № 12
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна: .
Столица: .
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 13
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите сведения об этой стране.
Страна: ___________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: __________
Государственное устройство:
Карточка № 14
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна: ___________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: _
Государственное устройство:
Карточка № 15
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:____________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: _
Государственное устройство: Карточка № 16
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 17
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 18
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство: Карточка № 19
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство: Карточка № 20
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 21
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 22
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 23
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 24
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 25
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 26
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 27
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:_____________________
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 28
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 29
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Влияние международных отношений на политическую карту мира
Карточка № 30
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр.9, 14) сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:
исчезнувших с политической карты мира после окончания Первой Мировой войны;
исчезнувших с политической карты мира после окончания Второй Мировой войны;
исчезнувших с политической карты мира в 90-х годах XX века.
Карточка № 31
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр. 9, 14), а также знаний, полученных на уроках истории, сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:
появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны;
появившихся на политической карте мира после окончания Второй Мировой войны;
появившихся на политической карте мира в 90-х годах XX века.
Карточка № 32
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр. 16) и сведений, полученных из средств массовой информации, составьте перечень стран, в которых имеют место вооруженные конфликты. Расположите их по регионам мира. Укажите, в каких случаях имеет место внутригосударственные конфликты, а в каких — межгосударственные (между какими странами). Заполните таблицу.
Регионы
| Страны
| Характер конфликта
(конфликтующие страны)
| Азия
|
|
| Африка
|
|
| Европа
|
|
|
Государственный строй стран мира
Карточка № 33
Государственный строй
С помощью текста учебника и знаний, полученных на уроках истории, литературы, основ государства и права, определите:
1) Какими двумя основными признаками процесса формирования государственной власти отличается республиканская форма правления от монархической?
Карточка № 34
Государственный строй
С помощью «визитной карточки» стран мира (форзацы 1 и 2 учебника) классифицируйте перечисленные страны по форме правления. Заполните таблицу.
ФРГ, Кувейт, Япония, Латвия, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Польша, Нидерланды, Венгрия, Марокко, Египет, Великобритания.
Республики
| Монархии
| Конституционные
(ограниченные)
| Абсолютные
|
|
|
|
Карточка № 35
Государственный строй
Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
Норвегия, Великобритания, Кувейт, Дания, Таиланд, Финляндия, Испания.
Критерий:
«Лишняя» страна:
Карточка № 36
Государственный строй
Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
Нидерланды, Польша, Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили.
Критерий: _______________________
«Лишняя» страна:
Карточка № 37
Государственный строй
С помощью атласа (стр. 6) подтвердите или опровергните утверждение.
Федеративных стран меньше, чем унитарных, но к ним относятся большинство крупнейших по площади стран мира.
Подтверждающие примеры:
Карточка № 38
Государственный строй
С помощью текста учебника (стр.19) заполните пропуски в предложениях.
Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются ____________________ территорией и сложным составом населения.
Франция, как и ФРГ, имеет форму правления, но отличается от неё государственным устройством.
США, как и , являются , но отличаются от неё формой правления.
|