Скачать 0.55 Mb.
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема 1. Введение Содержание теоретических вопросов Социально-экономическая география как наука. Экономика, социология, география: понятие, объекты исследования. Социально-экономическая география (СЭГ): понятие, объекты исследования. Связь СЭГ с экономикой и социологией. Экономическая география и социальная география как основные направления СЭГ. Место СЭГ в системе географических наук. Этапы экономико-географического исследования. Основные этапы развития СЭГ. Начальный этап (Страбон, Л. Гвиччардини, Б. Варений). Развитие экономико-географических представлений в XVIII в. (И. К. Кириллов, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов). Развитие экономической географии в первой половине XIX в. (К. А. Арсеньев, И. Тюнен). Основные направления развития экономической географии в XIX – начале XX вв. (Д.П. Марш, А. И. Воейков, Ф. Ратцель, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев). Становление и развитие отечественной и зарубежной СЭГ в XX в. (Н. Н. Баранский, В. Кристаллер, А. Леш), «количественная революция» в географии и регионализм, главные тенденции в развитии СЭГ на современном этапе (экономизация, социологизация, экологизация). Методические рекомендации по изучению теоретических вопросов Во вводной теме раскрывается сущность социально-экономической географии как комплекса географических дисциплин, ее место в системе географических наук, а также рассматриваются основные этапы развития науки. При изучении общих вопросов необходимо обратить внимание на многогранность и неоднозначность объекта изучения СЭГ, в качестве которого могут выступать как простые объекты (например, предприятие), так и сложные, комплексные объекты (например, ТПК или экономический район). Это связано с многогранностью самой науки, представляющей собой теоретическое ядро общественно-географических наук и включающей частные дисциплины. Поэтому целесообразно указать предельный, частные специфические и основной объекты изучения СЭГ, раскрыв их сущность и взаимосвязи. Нужно также рассмотреть предмет СЭГ (закономерности размещения объекта), характерный для всех географических наук и не являющийся специфическим. Особенность СЭГ заключается также и в том, что она содержит два самостоятельные, но тесно взаимосвязанные направления – экономическую географию и социальную географию. Каждая из них имеет свои частные объекты исследования и преследует различные цели. Однако, здесь необходимо обратить особое внимание на то, что различать эти два направления следует в большей степени не онтологически (по объектам исследования), а методологически, т.е. по подходу к конечному результату. Таким образом, социально-экономическая география – наука с двумя методологическими подходами с равной степенью их приоритета в зависимости от конкретных условий и целей исследования. При определении межпредметных связей СЭГ прежде всего следует раскрыть ее связи с экономикой, социологией и другими географическими дисциплинами, как науками, на стыке которых и образовалась СЭГ. Это позволит сделать вывод о том, какой «вклад» внесли указанные дисциплины в формирование объекта, предмета и методологической базы СЭГ. История развития СЭГ рассматривается с момента ее зарождения, оформления в самостоятельное направление и до наших дней. Нужно обратить внимание на то, что в России и за рубежом наука развивалась несколько различно. Особенно большой разрыв образовался в XX веке. Это связано с тем фактом, что общественно-географические науки в большей степени, чем естественно-географические зависят от экономической и особенно политической ситуации в стране. Следует также обозначить переломные моменты в развитии СЭГ: возникновение первого теоретического труда по изучаемому направлению, появление термина «экономическая география», внедрение новых методов и т.д. При этом необходимо указать имена основных творцов науки прошлого и определить их вклад в развитие дисциплины. Следует обратить внимание также на особенности развития отечественной науки в советский период, указав объективные социально-политические условия ее эволюции. В заключение требуется раскрыть особенности развития науки на современном этапе в связи с имеющими место проблемами как глобального, так и регионального масштаба, обозначить роль географии в решении этих проблем и перспективных задач развития современного общества. Задания для практической работы Практическая работа Определение уровня экономического и социального развития государства Задание 1. Рассмотрите таблицу «Показатели экономического и социального развития некоторых государств мира». Проанализируйте данные, сравните их со среднемировыми, сделайте выводы. Задание 2. Используя приведенные ниже методические указания, определите уровень экономического и социального развития государств. Полученные результаты сравните, сделайте выводы. Методические рекомендации по выполнению практической работы Уровень экономического и социального развития определяется при помощи «коэффициента развития» (КР). X1 + X2 + X3 + X4 КР = ------------------------ , где Y1 + Y2 + Y3 + Y4 X1 – валовой внутренний продукт на душу населения в год; X2 - ожидаемая продолжительность жизни при рождении; X3 - среднее потребление калорий; X4 - среднее потребление белков; Y1 - общий коэффициент рождаемости Y2 - общий коэффициент смертности; Y3 - коэффициент младенческой смертности; Y4 - доля неграмотного населения старше 15 лет. Работа заключается в сопоставлении уровней экономического и социального развития государств, при котором за эталонные принимаются среднемировые показатели. В качестве показателей Х и Y необходимо использовать не абсолютные показатели, а отношение к среднемировым (в %). Таблица 1. Показатели экономического и социального развития некоторых государств мира
Характеристика показателей Чем выше показатели, стоящие в числители формулы, тем лучше живут страна и люди в ней. ВВП – одна из характеристик экономического развития страны, отражающая в то же время уровень благосостояния ее жителей. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении характеризует состояние социальной сферы. Среднее потребление калорий и белков свидетельствует об объеме и сбалансированности питания населения страны. В знаменателе, напротив, чем выше показатели, тем хуже живет страна и люди в ней. Вопросы может вызвать нахождение здесь показателя рождаемости, однако в современных условиях чрезвычайно высокая рождаемость – фактор, скорее препятствующий устойчивому развитию, чем способствующий ему. Высокий уровень смертности свидетельствует о неблагополучии в демографическом развитии государства. Уровень младенческой смертности отражает развитие системы здравоохранения, а доля неграмотного населения старше 15 лет – развитие системы образования. Тема 2. Взаимодействие природы, населения и хозяйства Содержание теоретических вопросов Развитие взаимодействия общества и природы. Аграрный этап (зарождение хозяйства, «огненная» эпоха; аграрная революция и переход к производящему хозяйству; развитие морских и речных цивилизаций; становление ремесла, мануфактуры, торговли; эпоха Великих географических открытий, ее роль в развитии хозяйства и формировании политической карты мира). Индустриальный этап и его периодизация (промышленная революция и возникновение традиционных отраслей, техническая революция и формирование «авангардной тройки» производств, научно-техническая революция, ее виды). Постиндустриальный этап (развитие нематериальных видов деятельности), основные современные направления освоения территории. Единство системы «природа – население – хозяйство». Взаимодействие основных агентов ландшафтной оболочки и ойкумены, связи между ними, виды связей. Формы отношения человека к природе (практическое, адаптивное, интимное, эстетическое). Природопользование, его виды. Законы экологии. Преобразование и охрана природы, экологический менеджмент. Использование современных научных методов в природопользовании (прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, моделирование природных процессов в решении экологических проблем, мониторинг окружающей среды), их виды и сущность. Экологические проблемы современности. Понятие экологического кризиса. Главные направления ухудшения качества окружающей среды. Понятие о ноосфере. Концепция устойчивого развития. Методические рекомендации по изучению теоретических вопросов Проблема взаимодействия общества и природы является главным вопросом географии. Поэтому на изучение данной темы отводится наибольшее количество аудиторных часов. В первой подтеме рассматривается история взаимодействия общества и природы, являющаяся по сути историей развития хозяйственной деятельности человека, поскольку уже длительное время взаимодействие человека и природы осуществляется в большей степени посредством хозяйственной деятельности. В истории хозяйства выделяется три главных этапа: аграрный, индустриальный и постиндустриальный, для каждого из которых характерны свои особенности организации производственной деятельности. Их сущность необходимо выявить и объяснить. Переход к каждому следующему этапу знаменовался коренными изменениями в производительных силах, получивших название революций. Так, нужно раскрыть сущность аграрной, технической и научно-технической революций, указать их особенности и последствия. При характеристике каждого этапа развития взаимодействия общества и природы особое внимание следует уделять все возрастающему влиянию человека на природную среду и увеличивающейся антропогенной нагрузке на естественные комплексы, обозначив как негативные следствия и пути их предотвращения и ликвидации, так и позитивные преобразования геокомплексов и роль географии в формировании культурных ландшафтов, как идеальной среды обитания человека. Во второй подтеме раскрывается единство классической триады «природа-население-хозяйство», характеризуются связи между ее компонентами. Здесь следует обратить внимание на то, что существуют не только межкомпонентные связи, но и замкнутые внутренние связи внутри каждого агента. Однако, для географической науки, а особенно СЭГ, наибольший интерес представляют именно разомкнутые связи, являющиеся сложными, многоканальными и разнонаправленными. Далее, после краткой характеристики межкомпонентных связей некоторые из них следует раскрыть более подробно. В частности, необходимо особо остановиться на обозначении форм отношения человека к природе и рассмотрении вопросов природопользования. Проблемы природопользования, преобразования и охраны природы приобрели в последнее время особое звучание. Поэтому главное внимание следует уделить вопросам рационального и нерационального природопользования, действию «законов экологии» и экологическому менеджменту, а также методике проведения научных исследований в природопользовании. Третья подтема посвящена современным экологическим проблемам. Она является логическим завершением рассмотренных выше вопросов. Современный человек должен осознать, что экологическая проблема давно уже престала быть просто проблемой, поскольку в настоящее время большинство экосистем пребывает в состоянии экологического кризиса, что негативно сзывается не только на природных ландшафтах, но и на здоровье самого человека. Поэтому в данной теме необходимо показать многогранность и глобальность проблемы, для решения которой требуются усилия всех стран. Здесь также необходимо раскрыть сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере, как совместном гармоничном развитии Природы и Человека, призывающем к ответственности Разума за дальнейшую эволюцию планеты. Задания для практической работы Практическая работа Влияние общества на природную среду. Природопользование Задание 1 Используя лекцию «Развитие взаимодействия общества и природы» и дополнительную литературу, выделите основные этапы воздействия человека на природную среду. Кратко охарактеризуйте каждый этап с экологической точки зрения. Задание 2 Выпишите основные понятия в области природопользования. Постарайтесь выучить их. Методические указания по выполнению заданий Задание 1 является творческим направлено на более глубокую проработку темы «Развитие взаимодействия общества и природы». Здесь нет необходимости переписывать лекционный материал или главу из книги. Главная задача состоит в систематизации полученной информации и кратком ее изложении. Количество выделенных этапов может быть различным. Этапы в свою очередь могут подразделяться на подэтапы, периоды и т.д. Задание может быть выполнено в форме таблицы, схемы или текста. Задание 2 удобно сделать в форме глоссария. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения | ||
Практикум по административной юрисдикции: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения Н.... | Методические указания к изучению курса «Трудовое право» для бакалавров всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»... | ||
Подготовка к международным полётам. Методические указания по изучению дисциплины/Университет га. С. Петербург,2008 | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения | ||
Объем дисциплины «Английский язык в профессиональной сфере» и виды учебной работы | Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Аудит". Даются рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |