Скачать 0.64 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «География. Экономическая и социальная география мира» для 10 класса составлена на основе следующих документов: 1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089 (с изменениями на 23.06.2015 г.) 2. Примерных программ по учебным предметам. География. 6-11 классы. – М. :Просвещение, 2010. – 71 с. – (Стандарты второго поколения) 3. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11 классы/ сост. С.В. Курчина.-2 изд., - М.: Дрофа, 2011-62 с. 4. Образовательной программы среднего общего образованияМКОУ Володарской СШ. В соответствии с «Положением о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета» Цель курса: формирование у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Задачи: - освоить системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитать патриотизм, толерантность, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; - использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Место учебного предмета Согласно учебному плану МКОУ Володарской СШ на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Названия практических работ: Пр. р. № 1. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”. Пр.р. № 2. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Пр. р. № 3. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира. Пр. р. № 4. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов. Пр. р. № 5.Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом. Пр. р. № 6.Составление картосхемы современных путей миграции населения. Пр. р. № 7. Построение картодиаграммы” Центры мирового хозяйства”. Пр. р. №8.Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира. Пр. р. № 9.Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур Пр. р. № 10.Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира. Пр. р. № 11.Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира. Пр. р. № 12.Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы Пр. р. № 13.Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы. Пр. р. № 14.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы. Пр. р. № 15.Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии. Пр. р. № 16.Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Пр. р. № 17.Составление картосхемы международных экономических связей Японии. Пр. р. № 18.Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Пр. р. № 19.Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки. Пр. р. № 20. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений. Пр. р. № 21. Влияние природных факторов на развитие хозяйства в макрорегионах США. Пр. р. № 22.Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Пр. р. № 23.Разработкапроекта решения одной из глобальных проблем человечества. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ (2 ч.). Предмет социально-экономической географии мира.Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 ч) Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (1 ч). География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы. Основные понятия: геоинформационные системы. Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны. Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка». Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации. ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (5 ч.) Оценка мировых природных ресурсов: Водные ресурсы суши, биологические ресурсы. Оценка мировых природных ресурсов: Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.Загрязнение окружающей среды. Геоэкология Основные понятия: геоэкология; природные ресурсы. Практическая работа: 1. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Тема 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (6 ч.) Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения. Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис. Практические работы: 1. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.2. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов.3. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным составом. 4. Составление картосхемы современных путей миграции населения. ТЕМА 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (6 ч.) Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.. Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР. Практическая работа: 1.Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.2.Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.3. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур. 4. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира. ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 ч.) География промышленности: топливно-энергетическая промышленность, нефтяная, газовая и угольная промышленность.География промышленности: электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии, горнодобывающая промышленность.География промышленности: металлургическая промышленность, машиностроение, химическая промышленность.География промышленности: лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность, промышленность и окружающая среда.География сельского хозяйства и рыболовства. „Зелёная революция“.География сельского хозяйства: растениеводство, зерновые культуры, другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры.География сельского хозяйства: животноводство, сельское хозяйство и окружающая среда.География транспорта: региональные транспортные системы, сухопутный транспорт. География транспорта: водный транспорт, воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.Международные экономические отношения. Основные понятия: мировое хозяйство; экономические отношения. Практическая работа: 1. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира. Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (32 ч.) ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (8 ч.) Общая характеристика: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы.Общая характеристика: население, хозяйство.Общая характеристика: промышленность. Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Общая характеристика: транспорт.Общая характеристика: наука и финансы, отдых и туризм, охрана окружающей среды и экологические проблемы.Географический рисунок расселения и хозяйства.Субрегионы и страны. Основные понятия:субрегионы. Практическая работа: 1. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. 2. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы. ТЕМА 7. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (10 ч.) Общая характеристика: территория , границы, положение; природные условия и ресурсы. Общая характеристика: население.Общая характеристика: промышленность, сель-ское хозяйство, охрана окружающей среды и экологические проблемы.Китай: территория, границы, положение, население, хозяйство. Китай: внутренние различия и города.Япония: территория, границы, положение, население.Япония: хозяйство. Япония: территориальная структура хозяйства.Индия: территория, границы, положение; общая характеристика хозяйства.Индия: промышленность, сельское хозяйство; географические различия Практическая работа: 1. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии. 2. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. 3. Составление картосхемы международных экономических связей Японии. 4. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. ТЕМА 8. АФРИКА (4 ч.) Общая характеристика Африки: территория, границы, положение, государственный строй; природные условия и ресурсы; население. Тропическая Африка, ЮАР. Общая характеристика Африки: хозяйство.Субрегионы Африки. Северная Африка. Практическая работа: 1.Построение картосхемы главных промышленныхи сельскохозяйственных районов Африки. ТЕМА 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6 ч.) Общая характеристика США: территория, границы, положение, государственный строй; население. Общая характеристика США: общая характеристика хозяйства.Общая характеристика США: география промышленности. Общая характеристика США: география сельского хозяйства, география транспорта, география отдыха и туризма, охрана окружающей среды и экологические проблемы.Макрорайонирование США: Северо-Восток.Макрорайонирование США: Средний Запад, Юг, Запад Практическая работа: 1. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений.. 2. Влияние природных факторов на развитие хозяйства в макрорегионах США. ТЕМА 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (4 ч.) Общая характеристика: территория, границы, положение, государственный строй; природные условия и ресурсы.Общая характеристика: население. Бразилия.Общая характеристика: хозяйство, территориальная структура хозяйства, охрана окружающей среды. Практическая работа: 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Раздел 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ( ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ) (5 ч.) ТЕМА 10. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 ч.) Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация. Практическая работа: 1. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИУЧАЩИХСЯ В результате изучения географии ученик должен Знать/понимать -основные географические понятия и термины; методы географических исследований; -особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальныхпроблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международномгеографическом разделении труда; Уметь -определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; -оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; -применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально- экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразныхфакторов; -составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшиекарты, модели отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальныевзаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
Контурные карты10 класс. - М.: Дрофа, 2015. Интернет - ресурсы: http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал. http://geographer.ru – Географический портал. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии. |
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина... | Социально-экономическая география (сэг): понятие, объекты исследования. Связь сэг с экономикой и социологией. Экономическая география... | ||
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы) | Программа разработана на основе авторской программы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10... | ||
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования... | |||
На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 70 часов учебного времени. Этому требованию отвечает структура... | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |