Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира»


НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира»
страница1/8
ТипМетодические указания
blankidoc.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Юридический институт

Кафедра «Гражданское право»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА МИРА»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401 – ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Составитель:

доцент кафедры «Таможенное дело»,

к.и.н. Сальникова А.В.

Владимир 2013

УДК

ББК
Рецензент

Доктор экономических наук, профессор

Ю.А. Дмитриев


Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401- «Таможенное дело» / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ; сост. А.В. Сальникова. – Владимир, 2013. – 53 с.

Представлены для рассмотрения на практических занятиях по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» теоретические вопросы и методические указания по их рассмотрению, задания для выполнения на практических занятиях. Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.

Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения.

Илл. 10.Табл. 27. Библиогр.:18 назв.

УДК

ББК

ВВЕДЕНИЕ

Программой дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира» предусмотрено 27 часов практических занятий (семинаров).

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы по дисциплине.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ПК):

  1. Способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ПК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

– состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России (ПК-5);

2) уметь:

– выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира (ПК-5);

3) владеть:

– навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов (ПК-5).

Практические занятия проводятся после изучения основного материала на лекциях и самостоятельной подготовки.

Лекционный материал является базовым для подготовки к практическому занятию по определённой теме. В лекциях содержатся основные понятия и тезисы по вопросам.

Каждое практическое занятие включает перечень основных вопросов и вопросов для самоконтроля. Формами ответов на отдельные вопросы могут быть устные ответы, доклады, электронные презентации. Ответы на вопросы для самоконтроля должны быть более краткими, чем на основные вопросы. Их основная цель – оперативный контроль усвоенного материала. В ходе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам следует пользоваться специально указанной основной и дополнительной литературой (ссылками на основную и дополнительную литературу).

Преподавание дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира» ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

    • Информационно-коммуникационные технологии (1- 7 темы).

    • Работа в команде/работа в малой группе (1 – 7 темы).

    • Проблемное обучение (1 – 7 темы).

    • Контекстное обучение (2 – 7 темы).

    • Индивидуальное обучение (1 – 7 темы).

    • Междисциплинарное обучение (1-7 темы).

    • Опережающая самостоятельная работа (1 – 7 темы).

Формы организации учебного процесса:

    • Лекция, мастер-класс (1 – 3 темы).

    • Семинар, коллоквиум (1 – 7 темы).

    • Самостоятельная работа студентов (1 – 7 темы).

    • Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1 – 7 темы).

Методы /ФОО

Лекции

Практические занятия

СРС

IT- методы

Использование компьютерных технологий при чтении лекций.

Проведение компьютерных презентаций студенческих докладов, проектов.

Работа с размещенными в WEB, использование Интернет-ресурсов.

Работа в команде/работа в малой группе




Презентация коллективных проектов.

Распределение и отработка «ролей» при подготовке проектов.

Сase study

Проблемная постановка вопросов при чтении лекций; рассмотрение на лекциях экономических прецедентов.

Решение ситуативных задач, выполнение упражнений.

Решение ситуативных задач, выполнение упражнений.

Методы проблемного обучения

Проблемная организация учебного материала

Проведение семинаров в формате дискуссий. Выполнение творческих задач. Анализ документов.

Решение задач, работа с заданиями тестового характера. Подготовка информационно-аналитических материалов по экономическим ситуациям России, ее регионах.

Проблемно-поисковый метод




Выполнение индивидуальных и групповых проектов учебно-исследовательского характера и их презентация.

Разработка планов, поиск, сбор и анализ собранных материалов.

Исследовательский метод

Консультации по выполнению работ научно-исследовательского характера.

Выступления с докладами по результатам проведенного исследования.

Сбор материала по теме исследования, составление исследовательских карт, опросных анкет, интервью с практическими работниками, предпринимателями, представителями административных органов и т.д.


На практических занятиях и в процессе подготовки к ним студенты закрепляют полученные ранее теоретические знания, овладевают основными методами и приемами анализа географо-экономических процессов, приобретают навыки практического применения теоретических знаний, опыт рациональной организации учебной работы.

Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мнений по основным научным проблемам экономической географии и регионалистики как в устном, так и письменном виде. При подготовке к занятию студенты должны использовать материал лекций и рекомендуемых источников. Самоконтроль качества подготовки к каждому занятию студенты осуществляют, сверяя свои записи с планом проведения занятий и отвечая на вопросы для самопроверки по соответствующей теме. Входной контроль осуществляется преподавателем в виде проверки и актуализации знаний студентов по соответствующей теме. Выходной контроль осуществляется преподавателем проверкой полноты и качества раскрытия темы семинарского занятия.

Тема 1. Классификация стран мира. (4 часа)

Занятие проводится после изучения темы «Классификация стран мира».

Цель – изучить классификации стран мира.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности современной политической карты мира: история и современность.

2. Критерии классификации стран.

3. Классификации стран мира.

4. Территория и границы.

При ответе на первый вопрос студентам следует рассмотреть современную политическую карту мира. Необходимо вспомнить этапы ее формирования, основные сдвиги и указать важнейшие политические сдвиги. Следует рассмотреть закономерности формирования стран в период после Первой мировой войны и стран после Второй мировой войны, охарактеризовать главные объекты политической карты мира, а также несамоуправляющиеся территории в настоящее время. Необходимо рассмотреть формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима, т.е. формы правления: республиканская, монархическая. Изучаются формы государственного устройства (административно-территориальное деление): унитарное государство, федерация, конфедерация, и формы государственного режима. Выявляются современные изменения на политической карте мира: Европы, Азии, Африки и Америки.

При подготовке к ответу на второй вопрос следует вспомнить определение критерия, далее выделить критерии, по которым возможно произвести типологию (классификацию) стран мира.

Ответ на третий вопрос подразумевает изучение основных социально-экономических классификаций стран мира. Рассматриваются основные классификации. Классификация крупнейших стран и группы стран в численности населения и объеме ВВП, %. Ранжирование стран по уровню народохозяйственной эффективности – производительность труда: наиболее развитые, развитые, среднеразвитые, менее развитые, неразвитые, самые отсталые. Излагается классификация стран по признакам, «конкурентоспособности экономики и инвестиции риска». Изучается классификация стран по более широкому кругу показателей – по индексу гуманитарного развития, а также по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Кроме того, дается классификация стран мира «по уровню развития как таковому» (сочетание индекса потенциала человеческого развития с индексом уровня экономического развития).

При ответе на четвёртый вопрос следует дать определение территории и рассмотреть основные виды территорий – государственную, с международным режимом, со смешанным режимом.

Для закрепления теоретических знаний студентам предлагается выполнить следующие практические задания по теме.
Задание 1. Пользуясь картой, перечислите основные количественные и качественные сдвиги на политической карте мира в 20-21 вв. Оформите результаты в виде таблицы. (Таблица 1)
Таблица 1 – Сдвиги на политической карте мира в 20-21 вв.

Период (годы)

Количественные сдвиги

Качественные сдвиги





























Задание 2. а) Назовите основные виды государственного строя. Перечислите основные отличительные признаки республики и монархии.

б) Приведите примеры стран с республиканской и монархической формой правления в каждом географическом регионе. Результаты оформите в таблицу. (Таблица 2)

Таблица 2 – Формы правления государств мира

Монархия

Республика

Конституционная

Абсолютная






































Задание 3. Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира. Приведите примеры стран, отличающиеся по данному признаку. Заполните таблицу. (Таблица 3)
Таблица 3 – Классификации стран мира

Критерий

Примеры стран

1. Территория.




2. Население.




3. Религия и т.д.





Задание 4. Изучите данные Приложения 1. Сформулируйте выводы.

Задание 5. Ознакомьтесь с данными таблицы 4. Сгруппируйте страны по размеру ВВП.
Таблица 4 – Рейтинг некоторых стран мира по размеру валового внутреннего продукта в 2011 г.

МЕСТО

ЭКОНОМИКА

РАЗМЕР ВВП, МЛН. ДОЛЛ. США




Весь мир

69,971,508

1

Соединенные Штаты Америки

15,094,000

2

Китай

7,298,097

3

Япония

5,867,154

4

Германия

3,570,556

5

Франция

2,773,032

6

Бразилия

2,476,652

7

Великобритания

2,431,589

8

Италия

2,194,750

9

Россия

1,857,770

10

Индия

1,847,982

11

Канада

1,736,051

13

Австралия

1,371,764

14

Мексика

1,155,316

16

Индонезия

846,832

18

Турция

773,091

22

Польша

514,496

28

Объединенные Арабские Эмираты

360,245

39

Израиль

242,929

42

Нигерия

235,923

43

Египет

229,531

48

Алжир

188,681

49

Казахстан

186,198

53

Катар

172,982

54

Украина

165,245

73

Беларусь

55,136

80

Узбекистан

45,359

89

Эфиопия

31,709

99

Танзания

23,705

141

Таджикистан

6,522

150

Лихтенштейн

4,826

Источник: Всемирный банк: Мировые показатели развития, 2012. Валовой внутренний продукт 2011.
Задание 6. Изучите данные таблицы 5. Сгруппируйте страны по показателю валового национального дохода на душу населения. Сравните данные таблиц 4 и 5. В чем проявляются различия? Чем их можно объяснить?

Представленные в табл. 2 данные являются официальной аналитической классификацией Всемирного банка. Они фиксируются в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляются ежегодно.

МЕСТО

ЭКОНОМИКА

ДОХОД, МЛН. ДОЛЛ. США

1

Монако

183,150 *

2

Лихтенштейн

137,070 *

3

Норвегия

88,890

4

Катар

80,440

5

Люксембург

78,130

6

Швейцария

76,380

14

Соединенные Штаты Америки

48,450

17

Австралия

46,200

21

Япония

45,180

22

Германия

43,980

24

Франция

42,420

28

Великобритания

37,780

29

Италия

35,330

36

Израиль

28,930

50

Эстония

15,200

56

Польша

12,480

66

Бразилия

10,720

67

Турция

10,410

68

Россия

10,400

69

Аргентина

9,740

70

Мексика

9,240

74

Казахстан

8,220

91

Беларусь

5,830

99

Китай

4,930

104

Алжир

4,470

122

Украина

3,120

125

Индонезия

2,940

133

Египет

2,600

145

Индия

1,420

154

Нигерия

1,200

188

Афганистан

400

188

Эфиопия

400

190

Нигер

360

191

Малави

340

191

Сьерра-Леоне

340

193

Бурунди

250

194

Либерия

240

195

Демократическая Республика Конго

190

Источник: Всемирный банк. Показатели мирового развития, 2012. Валовой национальный доход на душу населения в 2011 г.
Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1) Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Назовите основные этапы её формирования. Укажите новейшие политические сдвиги.

2) Что такое критерий? Назовите критерии классификации стран. Какие критерии относят к социально-экономическим?

3) Охарактеризуйте стандартную классификацию стран мира.

3) Раскройте классификацию стран мира по уровню ВВП на душу населения.

4) Проанализируйте классификацию стран мира по ИРЧП.

5) Охарактеризуйте классификацию стран по регионам мира.

Литература:

1. Основная – 1, 2, 3, 4.

2. Дополнительная – 4, с. 136-179; 6, с10-11, 52-60.

3. Интернет-ресурсы – 6.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономическая теория». — Ростов н/Д: дгту,...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconО. В. Терентьева Экономическая и социальная география мира
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы
Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к практическим...
Методические рекомендации по разработке методических указаний к практическим занятиям, лабораторным работам по дисциплине/ Составители...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Защита...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая география и регионалистика мира» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «отраслевая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru