Скачать 0.66 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Юридический институт Кафедра «Гражданское право» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА МИРА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401 – ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО Составитель: доцент кафедры «Таможенное дело», к.и.н. Сальникова А.В. Владимир 2013 УДК ББК Рецензент Доктор экономических наук, профессор Ю.А. Дмитриев Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401- «Таможенное дело» / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ; сост. А.В. Сальникова. – Владимир, 2013. – 53 с. Представлены для рассмотрения на практических занятиях по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» теоретические вопросы и методические указания по их рассмотрению, задания для выполнения на практических занятиях. Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения. Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения. Илл. 10.Табл. 27. Библиогр.:18 назв. УДК ББК ВВЕДЕНИЕ Программой дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира» предусмотрено 27 часов практических занятий (семинаров). Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы по дисциплине. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями: Общепрофессиональными (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) знать: – состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России (ПК-5); 2) уметь: – выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира (ПК-5); 3) владеть: – навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов (ПК-5). Практические занятия проводятся после изучения основного материала на лекциях и самостоятельной подготовки. Лекционный материал является базовым для подготовки к практическому занятию по определённой теме. В лекциях содержатся основные понятия и тезисы по вопросам. Каждое практическое занятие включает перечень основных вопросов и вопросов для самоконтроля. Формами ответов на отдельные вопросы могут быть устные ответы, доклады, электронные презентации. Ответы на вопросы для самоконтроля должны быть более краткими, чем на основные вопросы. Их основная цель – оперативный контроль усвоенного материала. В ходе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам следует пользоваться специально указанной основной и дополнительной литературой (ссылками на основную и дополнительную литературу). Преподавание дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира» ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Формы организации учебного процесса:
На практических занятиях и в процессе подготовки к ним студенты закрепляют полученные ранее теоретические знания, овладевают основными методами и приемами анализа географо-экономических процессов, приобретают навыки практического применения теоретических знаний, опыт рациональной организации учебной работы. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мнений по основным научным проблемам экономической географии и регионалистики как в устном, так и письменном виде. При подготовке к занятию студенты должны использовать материал лекций и рекомендуемых источников. Самоконтроль качества подготовки к каждому занятию студенты осуществляют, сверяя свои записи с планом проведения занятий и отвечая на вопросы для самопроверки по соответствующей теме. Входной контроль осуществляется преподавателем в виде проверки и актуализации знаний студентов по соответствующей теме. Выходной контроль осуществляется преподавателем проверкой полноты и качества раскрытия темы семинарского занятия. Тема 1. Классификация стран мира. (4 часа) Занятие проводится после изучения темы «Классификация стран мира». Цель – изучить классификации стран мира. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности современной политической карты мира: история и современность. 2. Критерии классификации стран. 3. Классификации стран мира. 4. Территория и границы. При ответе на первый вопрос студентам следует рассмотреть современную политическую карту мира. Необходимо вспомнить этапы ее формирования, основные сдвиги и указать важнейшие политические сдвиги. Следует рассмотреть закономерности формирования стран в период после Первой мировой войны и стран после Второй мировой войны, охарактеризовать главные объекты политической карты мира, а также несамоуправляющиеся территории в настоящее время. Необходимо рассмотреть формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима, т.е. формы правления: республиканская, монархическая. Изучаются формы государственного устройства (административно-территориальное деление): унитарное государство, федерация, конфедерация, и формы государственного режима. Выявляются современные изменения на политической карте мира: Европы, Азии, Африки и Америки. При подготовке к ответу на второй вопрос следует вспомнить определение критерия, далее выделить критерии, по которым возможно произвести типологию (классификацию) стран мира. Ответ на третий вопрос подразумевает изучение основных социально-экономических классификаций стран мира. Рассматриваются основные классификации. Классификация крупнейших стран и группы стран в численности населения и объеме ВВП, %. Ранжирование стран по уровню народохозяйственной эффективности – производительность труда: наиболее развитые, развитые, среднеразвитые, менее развитые, неразвитые, самые отсталые. Излагается классификация стран по признакам, «конкурентоспособности экономики и инвестиции риска». Изучается классификация стран по более широкому кругу показателей – по индексу гуманитарного развития, а также по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Кроме того, дается классификация стран мира «по уровню развития как таковому» (сочетание индекса потенциала человеческого развития с индексом уровня экономического развития). При ответе на четвёртый вопрос следует дать определение территории и рассмотреть основные виды территорий – государственную, с международным режимом, со смешанным режимом. Для закрепления теоретических знаний студентам предлагается выполнить следующие практические задания по теме. Задание 1. Пользуясь картой, перечислите основные количественные и качественные сдвиги на политической карте мира в 20-21 вв. Оформите результаты в виде таблицы. (Таблица 1) Таблица 1 – Сдвиги на политической карте мира в 20-21 вв.
Задание 2. а) Назовите основные виды государственного строя. Перечислите основные отличительные признаки республики и монархии. б) Приведите примеры стран с республиканской и монархической формой правления в каждом географическом регионе. Результаты оформите в таблицу. (Таблица 2) Таблица 2 – Формы правления государств мира
Задание 3. Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира. Приведите примеры стран, отличающиеся по данному признаку. Заполните таблицу. (Таблица 3) Таблица 3 – Классификации стран мира
Задание 4. Изучите данные Приложения 1. Сформулируйте выводы. Задание 5. Ознакомьтесь с данными таблицы 4. Сгруппируйте страны по размеру ВВП. Таблица 4 – Рейтинг некоторых стран мира по размеру валового внутреннего продукта в 2011 г.
Источник: Всемирный банк: Мировые показатели развития, 2012. Валовой внутренний продукт 2011. Задание 6. Изучите данные таблицы 5. Сгруппируйте страны по показателю валового национального дохода на душу населения. Сравните данные таблиц 4 и 5. В чем проявляются различия? Чем их можно объяснить? Представленные в табл. 2 данные являются официальной аналитической классификацией Всемирного банка. Они фиксируются в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляются ежегодно.
Источник: Всемирный банк. Показатели мирового развития, 2012. Валовой национальный доход на душу населения в 2011 г. Вопросы для самоконтроля знаний по теме: 1) Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Назовите основные этапы её формирования. Укажите новейшие политические сдвиги. 2) Что такое критерий? Назовите критерии классификации стран. Какие критерии относят к социально-экономическим? 3) Охарактеризуйте стандартную классификацию стран мира. 3) Раскройте классификацию стран мира по уровню ВВП на душу населения. 4) Проанализируйте классификацию стран мира по ИРЧП. 5) Охарактеризуйте классификацию стран по регионам мира. Литература: 1. Основная – 1, 2, 3, 4. 2. Дополнительная – 4, с. 136-179; 6, с10-11, 52-60. 3. Интернет-ресурсы – 6. |
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономическая теория». — Ростов н/Д: дгту,... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина... | ||
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014.... | Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,... | ||
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия... | ||
Методические рекомендации по разработке методических указаний к практическим занятиям, лабораторным работам по дисциплине/ Составители... | Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004 | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |