Скачать 76.91 Kb.
|
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человекаТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид кейса – обучающий. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая. Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый,кейс-метод, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность). Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся. Задачи: Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека, познакомиться с наследственными заболеваниями человека. Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся. Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа характеристики методов исследования генетики человека. Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат: Ход урока 1 этап: Организационная часть. Слово учителя: Эпиграф урока: Детство мое постой, Погоди, не спеши. Дай мне ответ простой, Что там впереди? Ситуация№1: А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: "Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?" Ситуация№2: Родившаяся в 1993 году американская девочка Брук Гринберг по своим физическим и умственным параметрам до сих пор является младенцем. Её рост — 76 см, вес — 7 кг, зубы — молочные. Анализы медиков показали, что в её генах, отвечающих за старение, нет мутаций. Однако учёные не теряют надежды с помощью новых исследований этой девочки приблизиться к пониманию причины старения людей. Ситуация №3: Просмотр видео –фрагмента: http://www.1tv.ru/news/other/152738 (2 мин) Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно. 2 этап. Целеполагание(беседа с учащимися): На какие вопросы хотели бы вы знать ответы сейчас? Примерные ответы:
Разделимся на 2 «семьи». Разделение на «семьи-группы» происходит по номерам. Несколько семей изучают одну и ту же тему, но выполняют разные задания. Работа в группах осуществляется по типу взаимообучения. Лидер - командир группы разбивает работу на составляющие раздает задания, найти ответ на тот или иной вопрос. Каждый участник группы ищет ответ только на свой вопрос. Затем все соединяются и заполняют общую таблицу, соединяют слайды для готовой презентации. 1 «семья» будет изучать наследственные заболевание человека, с помощью кейс-метода. Продуктом работы будет: 1.Презентация «Наследственные заболевания человека»; (для одной из групп по этой теме) 2.Заполнение таблицы (для другой группы, работающей по этой теме):
2 «семья» будет изучать методы исследования наследственных заболеваний человека. Продуктом работы будет:
3 этап Работа с кейсом: СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА: Для первой «семьи»:
Для второй «семьи»:
4 этап презентация продукта работы с кейсом:
(обсуждение, беседа).
http://www.1tv.ru/news/other/152738 (с 2- ой минуты до 6- ой) Решение дидактических задач: Близнецовый метод Задача №1. Темноволосая короткопалая женщина по обоим признакам вступила в брак с гетерозиготным темноволосым нормальнопалым мужчиной. Она дважды родила двойню. Первый раз образовались зиготы ААвв от слияния гамет Ав и Ав; ааВв от слияния гамет аВ и ав. Второй раз – аавв от слияния гамет ав и ав. Вопрос: а) какие близнецы – первые или вторые – являются однояйцевыми, какие – двухяйцевыми? Почему? б) каковы фенотипы и генотипы тех и других близнецов? Почему? Задача №2. Два брата – однояйцевые близнецы Г и П росли порознь в различных детских домах, а два брата Л и М – тоже однояйцевые близнецы – росли в одной семье. Исследование этих близнецов дало следующие результаты:
На основе анализа и сравнения этих данных сделайте вывод: - какие из указанных по вашему мнению, признаки наследственные и зависят от генотипа? Генеалогический метод. Используя этот метод, удалось проследить наследование гена гемофилии от английской королевы Виктории. Задание: Рассмотрите рисунок, изображающий родословную трех поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (19 век); Определите: а) имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русский цесаревич Алексей болел гемофилией ? б) сколько среди детей, внуков, правнуков королевы Виктории было мужчин и женщин больных гемофилией, почему их число не одинаково? в) от кого (матери или отца) сыновья больные гемофилией получили ген этой болезни? г) от кого получили ген этой болезни дочери – носители гена гемофилии? д) как сама королева Виктория сама могла стать носительницей гена гемофилии? Виктория Алиса Леопольд Беатриса Александра Николай II Алексей - больной гемофилией - носитель гемофилии Цитогенетический метод Задание: Показаны возможные комбинации зигот по хромосомам при оплодотворении ненормальной яйцеклетки нормальными сперматозоидами ( Х и У). Какого пола особи разовьются из подобных зигот и какие у них будут дефекты?
5 этап. Подведение итогов. Заполнение бланка "Самооценка" Ф,И______________________________________ Я принимал (а) участие : 1. В подготовке презентации________________ балл 2. В работе с дидактическим материалом______балл 3 В заполнении таблицы___________________ балл 4. В обсуждении проблем урока_____________ балл 5. Моя оценка урока_______________________балл Мой балл_________ Домашнее задание.§50-51, ответы на вопросы. УЗ(«умное задание»)Составить тест-опросник по материалам урока. |
Состав лен по различным литературным источникам преподавателем медицинской генетики Энгельсского медицинского колледжа Угольниковой... | «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа... | ||
Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях... | Студенческой научно – практической конференции «общественное питание: современное состояние и актуальные проблемы развития» | ||
Оборудование: Всеобщая Декларация прав человека; Правила обращения с жалобами в Европейскую комиссию и Европейский суд по правам... | Iv. Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь | ||
Охватывается развитие неорганического мира, биологическая эволюция, материальная и духовная сферы деятельности человека | Основные теоретико-методологические направления изучения здоровья в социальных науках: этапы развития социологии здоровья | ||
Деловое письмо как предмет в 10 – 12 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида | Предоставления муниципальной услуги «Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |