Урок технологии в 1 классе, УМК «Школа России »
Тема урока:. Как работать с учебником. Я и мои друзья
Изделие: «Моя анкета»
Задачи урока: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание понятий «технология», «материалы», «инструменты», «приспособления», «графические обозначения», «свойства»; создать творческую атмосферу урока.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
групповая;
парная;
индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, образцы детских работ;
Планируемые результаты:
Предметные: проводить сравнительный анализ учебника и рабочей тетради по заданным критериям; реализовывать способность чтения, расшифровки условных обозначений; освоить критерии оценки изделия; проявить интерес к новому предмету
УУД:
Личностные: осмысление собственных интересов и соотнесение их с интересами других детей.
Регулятивные: уметь взаимодействовать со сверстниками
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; заполнять анкету на основе осмысления собственных интересов и предпочтений; переводить информацию в знаково-символическую систему при заполнении анкеты;
Коммуникативные: уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера.
Основные термины и понятия: учебник, рабочая тетрадь, условные обозначения, анкета, информация, изделие.
Ресурсы и оборудование.
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные изделия, выполненные из различных материалов для демонстрации в течение урока, цветные карандаши, условные обозначения для демонстрации.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный
момент. Самоопределение к учебной деятельности.
| Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:
| Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
У нас все получится.
| 2. Актуализация знаний
| Вводная беседа
На уроках технологии вы узнаете:
— из каких материалов человек делает необходимые вещи, дома, машины;
— какими свойствами обладают эти материалы;
— почему для изготовления разных предметов используются разные материалы;
— какие существуют способы обработки материалов;
— какими инструментами их обрабатывают;
— как устроены, сконструированы некоторые вещи, предметы, строения, машины;
— откуда люди узнают о материалах и их свойствах, об инструментах, о том, как надо сделать ту или иную вещь, предмет, строение, машину.
Труд человека преобразует природу. Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов.
На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы вместе с героями учебника Аней и Ваней — юными дизайнерами и экспериментаторами.
В учебнике нам будут встречаться различные условные обозначения, которые нам будут подсказывать, какая работа предстоит далее. Но условные обозначения встречаются нам и в повседневной жизни и очень важно правильно их читать. Вспомните ли вы, что это за обозначения, и какие нам встречаются в жизни?». В чем особенность этих условных обозначений? В маленьком рисунке заложена необходимая информация.
| Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Знакомство проходит в сравнении предлагаемых пособий. Вначале рассматриваются обложки: сравнивается оформление, названия. Учащиеся высказывают свое мнение о том, что общего они находят в оформлении (цвет, надписи, изобразительный ряд), в чем отличия. ответы учащихся
| 3. Постановка учебной задачи.
| Демонстрирую некоторые условные обозначения и предлагаю определить, что они обозначают и где они встречаются, например, «пешеходный переход», «туалет» «вход с собаками запрещён» «фотографировать без вспышки», «глажение запрещено».
Рассмотрим каждое условное изображение отдельно. На первом изображена мама с двумя ребятами. Как вы думаете, что может обозначать это изображение? (читаем со взрослыми Предлагаю учащимся пролистать учебник и найти страницы, на которых встречаются условные обозначения и посмотреть, есть ли такие обозначения в рабочей тетради. Учащиеся находят на стр. 4 рабочей тетради различные линии. Учитель сообщает, что линии – это графические обозначения, которые будут подсказывать учащимся, что нужно будет сделать с различными заготовками. Их можно будет встретить на чертежах деталей в приложении.
Толстая сплошная линия – линия разреза, это контур фигуры, по которому фигуру необходимо будет вырезать; штрихпунктирная с двумя точками – линия сгиба, то есть по этой линии мы согнем фигуру; диагональная штриховка означает, что на данный отрезок нужно нанести клей; толстая точка – место прокола, необходимо сделать отверстие; пересечение линий говорит о том, что фигура симметричная. К описанию данных линий учащиеся всегда смогут вернуться на эту страницу. Учитель предлагает учащимся открыть приложение и рассмотреть, каким образом используются данные линии.
После изучения различных условных обозначений, обращаю внимание на страницу в учебнике с названием раздела «Давай познакомимся» (шмуцтитул).
Теперь откроем учебник на стр. 5 и узнаем, как работать с учебником. Посмотрим, какие разделы в учебнике встретятся нам дальше. Посмотрите, каждый раздел будет иметь свой цвет. Посмотрите на странички учебника – они малинного цвета, соответствуют разделу «Давай познакомимся!». Прочитаем названия следующих разделов: «Человек и земля» - зеленый цвет, «Человек и вода» - голубой цвет, «Человек и воздух» - фиолетовый цвет, «Человек и информация» - оранжевый цвет. В каждом разделе будет предлагаться определенная информация, различные изделия. Пролистаем учебник, посмотрим, какие изделия или информация встретятся вам в каждом из разделов.
Посмотрите, какие игрушки мы будем мастерить. Может, сможет кто-нибудь ответить, из чего они выполнены? Какие изделия изготавливали вы своими руками?».
Для каждого изделия отведено определенное количество времени, а также авторы сообщают, насколько, по их мнению, сложно изделие в выполнении. Рассмотрим эти значки. Изучите значки к изделиям на стр. 6 учебника.
Данные значки помогут распределить время, узнать сложность предлагаемого изделия, а также смогут оценить свое изделие.
Физминутка
Раз – два выше голова,
три – четыре -руки шире! Пять - Шесть – тихо сесть
| объясняют, что данные условные обозначения можно встретить на улице, для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, также в музеях, на вокзалах? Также они могут встретиться и на одежде и т.д.
Делают вывод о необходимости использования условных обозначений в различных общественных местах и о том, чтобы ими пользоваться, нужно уметь их читать
Высказывают свои предположения: это значит, что в учебнике предлагается текст, который нужно прочитать вместе с взрослым, мамой, папой, учителем».
пролистывают учебник и отмечают понравившиеся изделия, заинтересовавшую их информацию.
Работа с тетрадью» — «Материалы и инструменты»
«Ищем информацию»
| 4. Анализ образца, обсуждение способов работы
| Предлагаю учащимся пролистать учебник и найти страницы, на которых встречаются условные обозначения и посмотреть, есть ли такие обозначения в рабочей тетради. Учащиеся находят на стр. 4 рабочей тетради различные линии. Учитель сообщает, что линии – это графические обозначения, которые будут подсказывать учащимся, что нужно будет сделать с различными заготовками. Их можно будет встретить на чертежах деталей в приложении.
Толстая сплошная линия – линия разреза, это контур фигуры, по которому фигуру необходимо будет вырезать; штрихпунктирная с двумя точками – линия сгиба, то есть по этой линии мы согнем фигуру; диагональная штриховка означает, что на данный отрезок нужно нанести клей; толстая точка – место прокола, необходимо сделать отверстие; пересечение линий говорит о том, что фигура симметричная. К описанию данных линий учащиеся всегда смогут вернуться на эту страницу. Учитель предлагает учащимся открыть приложение и рассмотреть, каким образом используются данные линии.
После изучения различных условных обозначений, обращаю внимание на страницу в учебнике с названием раздела «Давай познакомимся» (шмуцтитул).
Первый раздел учебника называется «Давай познакомимся». Как думаете, что авторы учебника предложат нам сделать в данном разделе? Опишите, что изображено на этой странице».
Читаю обращение авторов «Здравствуй, дорогой друг!»
Чему вы сможете научиться, путешествуя по учебнику «Технология»? Кто будет помогать вам в этом путешествии?
|
Давайте посмотрим в словарике юного технолога, что означает слово технология. (Работа над понятием.)
Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий — технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!
Учащиеся отвечают на вопросы.
отвечают на предлагаемые вопросы.
| 5. Практическая работа
| Итак, мы познакомились с «помощниками» - условными обозначениями. А теперь познакомимся с Аней на стр. 7. Здесь Аня предлагает вопросы анкеты и ответы на них. Что такое анкета? Для чего она нужна? Где может встретиться?».
анкета – это лист с определенными вопросами. Она нужна для того, чтобы узнать информацию о человеке. Сам процесс заполнения анкеты называется анкетированием. Анкеты заполняют при получении загранпаспорта, при поступлении в университет, когда подают заявления о приёме на работу и т.д. Использовать анкеты очень удобно, нужно совсем немного времени, чтобы ее заполнить, некоторые анкеты могут обрабатывать машины.
Учитель: «Из анкеты мы можем узнать информацию о ком-либо. Информация – сведения о чем-либо, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Сейчас мы прочитаем вопросы и посмотрим, как на них ответила Аня. Обратите внимание, что ответы представлены в виде рисунков – тоже при помощи определенных условных обозначений. После знакомства с анкетой Ани, вам предстоит также ответить на вопросы и тоже перевести ответы в рисунки». Учитель читает вопросы анкеты, а ребята, рассматривая рисунки Ани, отвечают на них, после этого учитель предлагает пообщаться с соседом по парте, ответить на вопросы анкеты и может быть даже предложить свои (во время данной работы можно включить музыку).
Обращаю внимание на условные обозначения на данной странице (стр.7): «работаем самостоятельно» и «рабочая тетрадь».
«Теперь более подробно познакомимся с рабочей тетрадью. Посмотрите, здесь на стр. 3 предлагается содержание, по которому всегда можно найти предлагаемое в учебнике задание. Теперь выполним задание «Моя анкета», посмотрите по содержанию, на какой странице данное задание. Итак, вам необходимо заполнить свою собственную анкету. Информацию вы переводите в рисунки, которые выполняете в квадратиках цветными карандашами.
Физминутка - пальчиковая гимнастика Ответим вместе на первые два вопроса..
Что вы напишите и нарисуете в первом квадратике? - Каким условным обозначением можно отметить то или иное занятие?
Если любите рисовать красками, можно нарисовать кисточку; если любите играть в футбол – мяч; если читать – книгу; если что-то коллекционировать, то предмет коллекции.
Самостоятельно заполните анкету.
| Учащиеся высказывают свое мнение.
Один из учеников читает: Как меня зовут?
Учащиеся отвечают, что напишут свое имя и каким-либо образом украсят пространство вокруг надписи.
Второй вопрос: Чем я люблю заниматься?
ответы нескольких учеников
Заполнение анкеты уч-ся.
| 6. Рефлексия
| Расскажите о том, как вы заполняли анкеты.
Как вы думаете, чем отличаются учебник и рабочая тетрадь? В чем нам будут помогать учебник, а чем рабочая тетрадь? Что такое условные обозначения? Как они используются? Приведите примеры некоторых условных обозначений, которые встречаются в жизни и которыми мы будем пользоваться ан уроках технологии? Что такое анкета? Для чего заполняют анкету? Где
- Все справились с заданием, молодцы!
- А теперь приведем в порядок рабочие места.
| Рассказы детей о том, какие сведения о себе они заполнили в анкете, какими рисунками они это отметили.
| |