Скачать 128.98 Kb.
|
Урок русского языка (развития речи) в 5 классе. Тема: Письмо. Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Тип: урок формирования и совершенствования новых знаний. Форма: урок – практикум. Оборудование:
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Школьный словарь иностранных слов: Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М.Шанский, Т.А.Ботрова- М.: Дрофа, 2005.
Оформление доски: Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н. Кузовлёва. (Во время подготовки к уроку звучит песня «Вологда» в исполнении ВИА «Песняры».) Ход урока 1.Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока. - Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. Для начала я загадаю вам загадку: Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. -Что это такое? Правильно, конверт, а что находится внутри? – Письмо (демонстрация конверта с письмом). - Тема нашего урока: « Письмо». - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять. -Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске). 2. Слово учителя с элементами беседы -Ребята, с какой целью мы пишем письмо? Почему письмо можно так красиво назвать - «дорога к сердцу»? (Из писем узнаем, что о нас помнят. В письмах нас поздравляют. Из писем узнаем об интересных событиях. В письмах с нами делятся радостью или заботами.) -Почему в наше время письма являются ценностью? (Работа с эпиграфом). -Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? 1) сообщить, рассказать; 2) поздравить; 3) извиниться; 4) поделиться чувствами, впечатлениями; 5) поблагодарить - Почему возникла необходимость писать письма? - Молодцы, вы правильно понимаете, все ответы верные. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. 3. Работа со словарями - Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. -Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями. - Давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. 4. Из истории письма. Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была очень велика, поэтому им приходилось язык придумывать. Сначала это был язык жестов, потом они научились говорить словами. Но необходимо было еще передавать информацию на расстоянии. В качестве письма использовали КИПУ - палочку с навязанными разноцветными шнурками с узелками, которую можно послать с гонцом как письмо. Ирокезское письмо ВАМПУМ - пояс или жезл с прикрепленными ракушками разного цвета или размера. Потом появилось письмо - рисунок - ПИКТОГРАФИЯ. Но, пользуясь такими письмами, никто не мог быть уверен, что его правильно поймут, для этого надо было заранее договариваться, что будет обозначать каждый знак. Вот что случилось с героиней сказки Киплинга. Сказка называется «Как было написано первое письмо». Главную героиню зовут Девочка - которую - нужно - было - хорошенько - отшлепать - за - то- что - она - такая - шалунья или просто Таффи. Как - то раз она со своим отцом отправилась на реку за рыбой. По дороге у отца сломалось копье, и Таффи решила передать с незнакомцем, идущим по направлению к их племени, письмо для мамы, чтобы она прислала другое копье. На куске коры она нацарапала акульим пером такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, она нарисовала бобров, которые встретятся на пути, а на последнем рисунке изобразила маму с копьем в руке. Она думала, что на картинке все будет понятно. Но незнакомец понял по-своему. Он подумал, что отцу - вождю племени - грозит опасность. За врагов с копьями он принял бобров, которых было много. А мама очень расстроилась. Она подумала, что незнакомец проткнул мужа копьем, сломал ему руку, напугал дочку и что целая шайка злодеев в виде бобров подкрадывается сзади. Она позвала всех соплеменниц, и они набросили на незнакомца. Когда все выяснилось, все долго смеялись. А главный вождь племени похвалил девочку, сказав, что она сделала великое открытие - написала первое письмо». (Показ рисунка) Прошло несколько тысячелетий, прежде чем люди научились общаться при помощи слов. -Ребята, что такое письмо, как вы поняли? Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно помогает человеку во многих случаях жизни.
- Какие виды писем вы знаете? Письмо является разновидностью деловых бумаг, а они сопровождают человека во многих случаях жизни. По цели общения различаются деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету; они различаются и по содержанию, и по стилевому оформлению: если дружеское письмо можно написать в свободной форме, то деловое письмо пишется по определенной форме. - Умеете ли вы писать письма? - А интересные письма? -О служебных письмах более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления. Итогом нашего урока станет написанное вами письмо.
-Как вы считаете, есть ли правила написания письма? Существует этикет составления писем со времен античности. В старину существовал письмовник-сборник образцов для составления писем. (Показать треугольник.) -Как вы думаете, что это? Именно такие письма посылалась с фронта в годы Великой Отечественной войны. Давайте откроем это письмо и прочитаем его. (Учащиеся достают письмо и читают.) «Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому…. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца. Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая. Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Цель у нас одна – победить. Предавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943г…» -Это было последнее письмо, которое получила семья. Михаил Яцков пропал без вести. Как вы думаете, благодаря чему мы знаем этого простого русского солдата? (Благодаря письму.) -Какую роль сыграло это, казалось бы, простое письмо? (Оно рассказывает о жизни простых людей.) - Письма помогают проследить историю целого народа. Вот вы знаете, как ваши родители общались, как папа признался маме в любви? А письма, которые хранят ваши бабушки и дедушки, помогают нам лучше понять их. Ведь после нас ничего, кроме SMS-ок, не останется. Очень жаль. -Но давайте обратимся к этому письму и посмотрим, как же оно построено. - С чего начинается письмо? 1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте… 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
Сели мы писать письмо, Очень важное оно. Долго мы его писали И немножечко устали. Встанем, ручками встряхнем И немножко отдохнем. Пошагаем мы на месте И попрыгаем все вместе, Развороты вправо, влево. На носочках потянулись, Все друг к другу повернулись, Очень мило улыбнулись. Головою покачаем Раз и два, поприседаем И работу продолжаем!
Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи. - С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать? («Здравствуйте», учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”; «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи, например, «всего доброго», «счастливо», «до свидания».) -Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? - Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы). - Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое. 9.Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики. - А я вам хочу рассказать историю одного письма. Вася жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Вася сестре письмо следующего содержания. Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. - В ответ он получил такое письмо от Маши: Вася, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его? - Вася прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. - Давайте, ребята, поможем Васе разобраться, в чём же его ошибки? Исправьте ошибки в тексте письма Васи. (Групповая работа) Комментарий работы…. Взаимопроверка работ учащимися. 10.Составление правил написания писем. - Какое 1-ое правило написания писем? (Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок! Всегда следует заботиться о грамотности того, что пишешь, а особенно письма: ведь его будет читать другой человек, и очень важно, чтобы тебя поняли правильно. И еще, когда пишешь письмо, нужно писать аккуратно и разборчиво, ведь небрежный почерк выражает неуважительное отношение к тому, кому ты пишешь.) - Итак, мы подошли ко второму правилу. (Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.) - Попробуем записать 3-е правило. (Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.) 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано. Адрес на конверте пишется аккуратно, правильно, разборчиво. Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы оно дошло до адресата. - Кого мы называем адресатом? (Тот, кому адресовано письмо) - Что такое адрес? 11.Практическая работа. Правила заполнения конверта. - Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло? (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.) Оформление адреса. Ванька Жуков, герой чеховского рассказа, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он мокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: “Константину Макарычу”. Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма. - Как вы думаете, дедушка Константин Макарыч получил письмо внука? (Нет). - А почему? (Потому что Ванька неправильно написал адрес). - Совершенно верно. Ни одно письмо не найдет своего получатель, если неверно написан адрес. А теперь приступим к заполнению конверта. - В левом верхнем углу заполняется строка, от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. - А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт. - В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата. Заполнение конверта. 12. Лексическая работа – А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю. 1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель 2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель - Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь. Словарные слова: адресат, адресант 13. Творческая дифференцированная работа по рядам. - Каждый из вас, наверное, писал уже письма. А насколько правильно, мы сегодня узнаем. На столах лежат подсказки – алгоритмы написания писем. Алгоритм написания письма - Первый ряд напишет письмо-поздравление первой учительнице; второй ряд напишет другу письмо-рассказ; третий ряд - письмо президенту. В этом вам помогут слова – подсказки. 1. Напишите письмо - поздравление первой учительнице (1 ряд).
2. Напишите другу письмо-рассказ (2 ряд). (В нем можно написать, как вы купались в озере, ловили рыбу, прыгали с крыши, видели змею. Друг по вашему письму должен представить вас человеком весёлым, храбрым, ведущим удивительную и опасную жизнь.)
3. Напишите письмо президенту (3 ряд). Слова-подсказки Уважаемый… Хочу спросить Вас о… Хотелось бы знать Ваше мнение о… У меня к Вам большая просьба… Ваше мнение о проблеме… Я обращаюсь к Вам… Я не могу сказать… Я прошу… Согласен с Вами… Разделяю Вашу точку зрения… Написание писем. 14. Чтение работ. Обсуждение писем, написанных учащимися. 15. Рефлексия. Оценивание работ учащихся. Мы с вами хорошо потрудились. -Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… 16. Домашнее задание: закончить письмо. 17. Заключительное слово учителя — Стремительно летит время. Двадцать первое столетие отмечено бурным техническим прогрессом, который отражается на всех сторонах деятельности людей. Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение письма? Ведь есть телефон, скайп? И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка- это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле! |
Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова | Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей? | ||
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки) | Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи» | ||
Цель урока: познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; дать представление о социальной сущности языка; создать... | Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | ||
Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи... | Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | ||
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,... | Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |