МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа педагогики кафедра теории и методики профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Школы педагогики
С.В. Пишун
25 февраля 2014 г. Утверждена решением Учёного совета Школы педагогики
протокол № 6 от 25.02.14 г. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы (очная форма обучения): «Педагогическая психология»
«Тьюторское сопровождение в образовании»
«Психология управления образованием»
«Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия» «Креативные педагогические технологии»
Составитель: руководители ОП, доктор педагогических наук, профессор М.Н. Невзоров
доктор педагогических наук, профессор М.А. Невзорова
зав. кафедрой ТМПО, к.п.н., доцент А.Н. Сазонова
Владивосток-2014
Введение
Вступительные испытания для лиц, имеющих диплом бакалавра или специалиста по психолого-педагогическому направлению, а также для лиц, имеющих диплом бакалавра или специалиста по любому направлению подготовки:
собеседование (см. круг вопросов для собеседования);
рефлексивное эссе (см. рекомендации по подготовке и оформлению);
портфолио достижений (см. рекомендации по составлению).
1. Вступительного испытания в форме собеседования
Программа вступительного испытания в форме собеседования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.04.02 «Психолого- педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для усвоения специализированной программы магистратуры, а также с требованиями ФГОС ВПО, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по направлению подготовки бакалавра «Педагогическое образование».
Темы для собеседования подобраны с учётом уровня базовой подготовки лиц, пришедших в магистратуру (имеющих психолого- педагогическую подготовку и не имеющих психолого-педагогической подготовки).
Цель вступительного собеседования - определить готовность и возможность поступающего успешно освоить программу выбранного направления магистерской подготовки.
Задачи: проверить уровень психолого-педагогической подготовки претендента, определить склонность к научно-исследовательской деятельности, определить область научных интересов.
Собеседование предполагает ориентацию поступающего в широком круге вопросов по блокам дисциплин: 1.1. Первый блок «Педагогика» включает в себя следующие дисциплины:
Дисциплина «Теоретическая педагогика»
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки.
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ.
Дисциплина «Практическая педагогика»
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Информационно- технологическое сопровождение образовательного процесса.
Дисциплина «История образования и педагогической мысли»
Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.
1.2. Второй блок «Психология» включает в себя следующие дисциплины:
Дисциплина «Психология человека»
Психология как наука; предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность. Познание, общение, деятельность; поведение. Сознание и самосознание. Функциональная и структурная организация психики;
процессы, состояния, свойства. Интегративные психические образования: мотивационные, аффективные, темпераментные, сенсорные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, регуляторные, креативные, нравственные. Психологическая компетентность и психологическая культура как психические образования человека.
Дисциплина «Психология развития»
Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития. Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально- психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое сопровождение развития человека.
Дисциплина «Педагогическая психология»
Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентность и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. Психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс. Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание и самосознание педагога. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей.
1.3. Основная литература для подготовки:
Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию: [Учеб. пособие] / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 262 с. - Библиогр.: с. 260 (20 назв.).
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
Выготский, Л.С. Лекции по психологии - СПб: СОЮЗ, 1999. - 144 с.
Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского / Вступ. статья М.Г. Ярошевского - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 512 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов - М Книжный дом "Университет", 1999. - 332 с.
Гессен С.И. Основы педагогики Введение в прикладную философию/ Отв. редактор и сост. Г.В. Алексеев - М.: "Школа-Пресс", 1995. - 448с.
Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов - Издательская группа «ФОРУМ», «ИНФРА-М»,1998. - 272 с.
Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. педвузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
Дружинин В М. Экспериментальная психология: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М., 1980.
Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО МОДЭК,1999. - 336 с.
Коротов, В.М. Введение в педагогику - М.: Изд-во УРАО, 1999 - 256 с.
Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): Учебное пособие - М.: Изд-кий Дом «Форум», 1998. - 584 с.
Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 1997.
Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: учеб. пособие / Д.В. Лубовский.- М.: МПСИ МПО Модэк, 2005. - 224 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 582 с.: ил. - (Учеб. нового века).
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - Кн. 1, 2, 3. Общие основы психологии - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова и др. - М.: Издат. Центр Академия, 2002.
480с.
Педагогика. Педагогическая теория, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - 3-е изд., испр. и допол. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 512 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т. 1, Т. 2. - 416 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб Изд-во "Питер", 1999. - 720 с
Стефановская, Т.А. Педагогика Наука и искусство Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 368 с.
Столяренко, В.Е., Столяренко, Л.Д. Антропология - системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -
Ростов/н/Д.: Феникс, 2004. - 384 с.
Филиппова, Л.В. и др. Социальная педагогика как интегральная наука о личности.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. - 264 с.
2. Методические рекомендации по подготовке и оформлению
рефлексивного эссе
Рефлексивное эссе - один из этапов вступительного экзамена по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Цель данной формы - определить смысловое поле личностной и профессиональной готовности поступления в магистратуру.
Задачи: проверить уровень профессиональной целостности, определить осознанную потребность в личностном развитии, определить склонность к научно-исследовательской деятельности.
2.1. Рекомендуемая структура рефлексивного эссе:
Мой личностно-профессионалъный портрет.
В данном разделе размещается информация о личности поступающего по следующим параметрам:
место работы, должность;
образование;
опыт работы;
область профессиональных интересов;
моё жизненное кредо;
мои увлечения;
любимые афоризмы.
Мой путь в саморазвитии.
В данном разделе размещается информация об этапах личностного и профессионального роста в процессе жизнедеятельности:
распространение собственного профессионального опыта;
посещение семинаров, курсов известных учёных в области педагогики и психологии;
участие в экспериментальной работе; разработка собственных программ, цифровых и других образовательных ресурсов; публикации;
- ИКТ-активность (наличие блога, сайта, участие в работе профессиональных Интернет-событиях и т.п.).
Моя профессиональная позиция.
В данном разделе предлагается ответить на следующие вопросы:
Какое профессиональное событие оказалось для меня самым значимым, почему?
Какие собственные профессиональные перспективы я для себя определяю в процессе обучения в магистратуре?
Моя «включённость» в научно-исследовательскую деятельность.
В данном разделе размещается информация о поле/направлении
исследовательских интересов, о достижениях в исследовательской деятельности:
значимые научные достижения (участие в конкурсах, форумах, конференциях, грантах и т.п.);
результаты данных достижений (тезисы, статьи, монографии и др.)
научная проблематика, которая наиболее остро стоит перед Российским образованием и научная проблема, в решении которой я могу принять участие (в рамках магистерского исследования).
2.2. Технические требования к оформлению рефлексивного эссе.
Объем текста 3-4 страницы формата А4, все поля по 2 см, шрифт Times New Roman, интервал одинарный, кегль 14.
3. Структура содержания портфолио
Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений поступающего в магистратуру (бакалавра, специалиста) в определённый период его образовательной или профессиональной деятельности.
Портфолио поступающего в магистратуру рассматривается как самопрезентация индивидуальных достижений в образовательной или профессиональной деятельности и их оценка в соответствии с параметрами полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранную магистерскую программу обучения. Портфолио позволяет составить представление о динамике учебной и научной активности поступающего, направленности его интересов, уровне подготовки. 3.1. Структура портфолио для поступающих в магистратуру:
Резюме (краткая биографическая информация о себе с указанием даты рождения; полного названия вуза/вузов и точной даты его окончания; названия специальности; номера диплома; места постоянной работы).
Цель резюме: акцентирование внимания на особенностях личности поступающего, важнейших его достижениях, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, его профессиональных планах.
Материалы и документы (сертификаты участника, дипломы и др.), свидетельствующие о признании окружающими достижений жизненного, учебного, предпрофессионального, профессионального и научного опыта.
Материалы, содержащие самооценку поступающим своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, индивидуальной миссии, открывающихся возможностях в связи с обучением в магистратуре, личных и профессиональных планах, а также о способах и времени их осуществления.
Портфолио оформляется в виде творческой папки с приложениями работ в виде текстов, электронных ресурсов, фотографий, дисков и др.
Критерии оценки поступающих
Суммарная оценка, являющаяся основанием для рейтинга, складывается из баллов, накопленных по отдельным критериям оценки отдельных видов испытаний. Максимальная возможная оценка, в соответствии с перечисленными критериями, составляет 100 баллов. Портфолио (60 баллов) должно включать следующую информацию:
1) Качество диплома о высшем образовании, полученные знания в избранном направлении (классический университет, педагогическое образование), подтверждаемые документами об обучении в ВУЗах. Баллы суммируются, но общая сумма максимум – 15 баллов:
наличие диплома о высшем образовании в избранном направлении (классический университет, педагогическое образование) – 10 баллов;
диплом с отличием – 5 баллов;
2) Документы о дополнительном образовании, повышении квалификации по соответствующей специальности (классический университет, педагогическое образование) за последние 5 лет. Баллы суммируются, но общая сумма максимум – 10 баллов:
наличие одного или нескольких дипломов профессиональной подготовки (второе высшее образование) и переподготовки (объем программы более 500 академических часов) – 5 баллов,
наличие других свидетельств, удостоверений и сертификатов – 5 баллов.
3) Наличие научных публикаций. Баллы суммируются, но общая сумма максимум – 10 баллов:
публикации в реферируемых российских или зарубежных журналах – по 2 балла за каждую публикацию,
другие публикации в профессиональных изданиях, сборниках – по 1 баллу за каждую публикацию.
4) Профессиональные награды, дипломы за успехи в профессиональных конкурсах, конкурсах научных и проектных работ, в других мероприятиях. Баллы суммируются, по 1 баллу за мероприятие, но общая сумма максимум – 10 баллов:
профессиональные награды, звания – 10 баллов;
наличие одного или нескольких дипломов победителя в профессиональных конкурсах, уровня:
- федерации – 10 баллов;
- региона и/или муниципалитета – 5 баллов;
- образовательное учреждение (организация) – не учитываются.
рекомендательные письма – по 1 баллу.
5) Наличие опыта педагогической работы в качестве учителя (5 баллов) / руководителя учреждения (10 баллов), подтвержденного копией трудовой книжки. Баллы суммируются, но общая сумма максимум – 15 баллов:
наличие педагогического стажа:
до 1 года – 5 баллов;
более 1 года – 10 баллов;
Эссе (максимум – 20 баллов) как средство демонстрации мотивации к обучению и дальнейшему использованию полученных знаний – от 0 до 20 баллов.
Оценивается демонстрация рефлексии собственного профессионального опыта, умение идентифицировать проблемы, убедительность аргументации, видение своего профессионального будущего.
Собеседование (максимум – 20 баллов) как средство определения ориентации кандидата в содержании избранной программы, в психолого-педагогической проблематике и т.д. Максимальная возможная оценка, в соответствии с перечисленными критериями, составляет 100 баллов.
80 – 100 баллов – «отлично»;
65 – 79 баллов – «хорошо»;
50 - 64 балла – «удовлетворительно»;
Менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Поступающие в магистратуру подают следующие документы:
личное заявление на имя ректора ДВФУ установленного образца;
оригинал и ксерокопию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;
оригинал и ксерокопию приложения к документу государственного образца о высшем профессиональном образовании;
оригинал или ксерокопию документа, удостоверяющего его личность, гражданство
6 фотографий (размером 3х4 см).
Вступительные испытания будут проходить первых числах августа в 10.00 по адресу: г. Владивосток, ул. Суханова, 8, ауд.55. Адрес может быть изменён в связи с переездом на о. Русский.
Более точную информацию о дате, времени и месте вступительных испытаний см. на сайте ДВФУ. |