Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
РАССМОТРЕНА
на заседании Управляющего совета МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» протокол
от 30 августа 2014 года № 1
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» протокол
от 30 августа 2014 года №1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом по МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа»
от 30.08. 2014 г. № 277
|
Основная образовательная
программа начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Срок реализации – 4 учебных года
с. Нагорье, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
| Стр.
| 1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
|
4
| 1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
| 15
| 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
| 21
| 1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
| 25
| 1.2.1.2. Формирование ИКТ - компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
| 26
| 1.2.2. Русский язык
| 29
| 1.2.3. Литературное чтение
| 42
| 1.2.4. Английский язык
| 51
| 1.2.5. Математика
| 56
| 1.2.6. Окружающий мир
| 66
| 1.2.7. Изобразительное искусство
| 76
| 1.2.8. Музыка
| 83
| 1.2.9. Технология
| 91
| 1.2.10. Физическая культура
| 97
| 1.2.11. Основы религиозных культур и светской этики
| 102
| 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
| 105
| 1.3.1 Общие положения
| 105
| 1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
| 106
| 1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
| 115
| 1.3.4 Итоговая оценка выпускника
| 117
| 2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий
|
120
| 2.1.1 Ценностные ориентиры начального общего образования
| 121
| 2.1.2 Характеристика универсальных учебных действий на уровне начального общего образования
| 122
| 2.1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
| 125
| 2.1.4 Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
| 133
| 2.1.5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
| 137
| 2.1.6 Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
| 139
| 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов начального общего образования
| 141
| 2.2.1. Общие положения
| 141
| 2.2.2. Основное содержание учебных предметов
| 143
| 2.2.2.1 Русский язык
| 143
| 2.2.2.2. Литературное чтение
| 147
| 2.2.2.3. Английский язык
| 150
| 2.2.2.4. Математика
| 152
| 2.2.2.5. Окружающий мир
| 154
| 2.2.2.6. Основы религиозных культур и светской этики
| 157
| 2.2.2.7. Изобразительное искусство
| 157
| 2.2.2.8. Музыка
| 160
| 2.2.2.9. Технология
| 161
| 2.2.2.10. Физическая культура
| 163
| 2.3. Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
| 166
| 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
| 166
| 2.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
| 168
| 2.3.4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
| 169
| 2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
| 169
| 2.3.5. Совместная деятельность общеобразовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
| 187
| 2.3.6. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
| 187
| 2.3.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
| 189
| 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
| 192
| 2.5. Программа коррекционной работы
| 201
| 3. Организационный раздел
3.1.Учебный план начального общего образования
| 209
| 3.2. План внеурочной деятельности
| 212
| 3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
| 219
| 3.3.1.Кадровые условия реализации основной образовательной программы
| 216
| 3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
| 221
| 3.3.3 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
| 221
| 3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
| 222
| 3.3.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы
| 239
| 3.3.6. Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы
| 239
|
1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования, которое содействует взаимопонимаению и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми духовно-нравственными и социокультурными ценностями (п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса и управления МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования.
Механизм формирования основной образовательной программы начального общего образования:
1. Для осуществления деятельности по подготовке основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» создаётся рабочая группы из представителей администрации школы, руководителей межшкольных методических объединений, руководителя школьного методического объединения учителей-предметников, с привлечением членов управляющего совета.
Задачи рабочей группы:
изучение нормативных документов федерального, регионального и школьного уровней, регламентирующих деятельность общеобразовательного учреждения при составлении основной образовательной программы начального общего образования;
изучение имеющихся условий (кадровых, материально-технических и т.д.);
подготовка проекта основной образовательной программы начального общего образования.
2. Рассмотрение и принятие основной образовательной программы начального общего образования проводится на заседании педагогического совета.
3. Утверждение основной образовательной программы начального общего образования осуществляется приказом директора МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа».
Разработанная в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом.
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нагорьевская средняя обеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 № 44/25;
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р», поручения Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2010 года № ВП-П12-1036 и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2011 года №219 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования и науки работ по выполнению Плана действий по модернизации общего образования на 2001-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 26 » ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.;
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 8020 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от «12» мая 2011 года № 30-296 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения);
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540);
Приказ министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2, от 16.01.2012 №16).
Региональный уровень
Постановление правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области на 2014-2020 годы»,
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» Постановление правительства Белгородской области от 2 октября 2010 года №325-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы»,
Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области» на 2008-2011 годы (во исполнение ФЦП «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы») Постановление правительства Белгородской области от 21 января 2008 года № 6-пп «Об областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области» на 2008-2011 годы»
Долгосрочная целевая программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области» на 2011-2013 годы Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области» на 2011-2013 годы»
Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы» (во исполнение Госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы») Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года №358-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»
Долгосрочная целевая программа «Привлечение талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития области» на 2011-2015 годы Постановление правительства Белгородской области от 17 января 2011 года №9-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программе «Привлечение талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития области» на 2011-2015 годы»;
Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основных образовательных программ» от «11» ноября 2010 № 496;
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «20» апреля 2011 года № 1090 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Белгородской области в 2011-2015 г.г.;
Постановление правительства Белгородской области от 25 апреля 2011 года № 157-пп «О мерах по организации противодействия распространению потребления курительных смесей на территории Белгородской области»;
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
Методические письма ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования».
Уровень общеобразовательного учреждения:
Устав МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа»;
- локальные акты МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа».
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» является обеспечение выполнения требований федераолного государственного образовательного стандарта.
Достижение поставленной цели при реализации МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником начальной школы целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района).
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отнесены:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 7
-метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа», реализующем основную образовательную программу;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа»;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В основу разработки образовательной программы начального общего образования положены следующие принципы:
принцип фундаментальности и вариативности, который означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;
принцип непрерывности и преемственности образования, образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;
принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника.
принцип гуманности, предполагающий:
создание атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;
формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);
развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Белгородской области;
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;
создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам;
принцип демократизации нацелен на формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-общественного управления школой;
принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития, предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка;
принцип практической направленности - формирование УУД, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве; самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу).
Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» подчиняется следующим принципам:
1) Личностно ориентированное обучение предполагает:
сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
обучение в зоне «ближайшего развития»,
обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;
создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2) Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3) Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определённого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
4) Принцип культуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
5) Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).
6) Преемственность и перспективность обучения. Преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным уровнем образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. В МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» ведётся всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в Стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
При реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» учтены следующие подходы:
образовательный процесс является совокупностью учебного процесса, воспитательного процесса, дополнительного образования и самообразования учащихся;
класс организуется как учебный коллектив, решающий общиеобразовательные задачи, внутри которого существует определенное распределение обязанностей;
результат реализации основной образовательной программы начального общего образования оценивается подостигнутым образовательным результатам каждым учеником;
совершенствование в образовательном процессе методик, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, использование технологий, направленных наосвоение учащимися универсальных способов деятельности;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Срок освоения образовательй программы начального общего образования - 4 года.
Основная образовательная программа МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Основная образовательная программа учитывает особенности уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования:
- словесно-логическое мышление;
- произвольная смысловая память;
- произвольное внимание;
- письменная речь;
- анализ;
- рефлексия содержания, оснований и способов действий;
- планирование и умение действовать во внутреннем плане;
- знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Участниками образовательного процесса в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители).
МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с уставом и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими
осуществление образовательного процесса в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа»;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа».
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа», закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Управляющий совет обеспечивает государственно - общественный характер управления общеобразовательным учреждением.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» реализуется в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, через такие формы, как: экскурсии, праздники, игры, общественно полезные практики.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа», определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательного учреждения.
В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.
Основные задачи внеурочной деятельности:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
|