Скачать 183.2 Kb.
|
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов (стартовый этап) (сроки проведения октябрь-ноябрь 2008 года) Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование ключевых компетентностей как один из приоритетов. Переориентация российского образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран. Осуществление мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов опирается на следующие положения:
Одной из задач мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся является определение уровня сформированности у учащихся общеучебных умений, способности применить знания, умения и навыки в новой ситуации. В данном отчете представлены результаты первого этапа мониторинга, проведенного в октябре 2008 года. Основные задачи данного этапа мониторинга:
Мониторинг сформированности учебно-познавательной компетентности проводился на основе ситуационных задач разработанных по заданию Министерства образования РК творческой группой учителей и специалистов Центра оценки качества образования ГОУ РК «ИПК РО». При разработке тестовых заданий использовалась следующая литература: комплект «Учимся вместе решать проблемы»1, разработанный в рамках российско-британского проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся» (2001 – 2004 гг.), «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий» (авторы Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова),2 «Инструментарий оценки доступности и качества общего образования и рекомендации по его использованию» (В.А. Прудникова, А.Г. Каспржак, Д.Л. Константиновский, В.Ф. Солдатов, Н.В. Тюрина, А.В. Фирсова, М.А. Шермет), 3«Российская школа: от PISA –2000 к PISA – 2003» (под редакцией А.Г. Каспржак). 4 Полный комплект инструментария включал: 2 варианта работы, бланк ответов, инструкцию по проверке и оценке выполнения заданий работы, инструкцию по проведению работы. Использовалась письменная форма контроля. Для проведения тестирования были подготовлены 10 ситуационных задач и 44 вопроса-задания к ним. Для ответов на вопросы обучающимся предлагалось реализовать различные виды деятельности: изложить кратко содержание текста, найти главную мысль, определить последовательность действий, изложить текст в виде телеграммы, сравнить данные таблицы и сделать аргументированный вывод, сравнить два текста и найти общее и различия в текстах, сравнить карты и сделать выводы, на основе графика определить оптимальные даты для похода, сравнить различные точки зрения и сделать вывод, определить необходимое для похода количество продуктов, определить стороны света и т. д. Предложенный обучающимся вариант состоял из 5 задач и 22 вопросов-заданий к ним, которые позволили проверить, насколько сформированы общеучебные умения обучающихся. Время, отводимое для выполнения работы, - 90 минут. 2. Характеристика участников мониторинга
К участию в исследовании уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся в Республике Карелия были привлечены пилотные школы, участвующие в реализации КПМО и общеобразовательные учреждения, изъявившие желание участвовать в тестировании на добровольной основе. В процедуре приняли участие 594 восьмиклассника из 5930, что составило 10%, 464 (78%) учащихся обучаются в городских школах и 130 (22%) в сельских школах. Работу выполняли учащиеся 29 школ Республики Карелия из 9 муниципальных образований, из них 20 городских школ и 9 сельских. 3. Основные результаты Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Выполнение заданий оценивалось в баллах от 0 до 2 баллов. 0 баллов получали учащиеся не выполнявшие задание или выполнившие его неправильно. 1 балл ставился за частично правильный ответ. 2 балла за полный правильный ответ. Максимальное количество баллов, которое мог набрать восьмиклассник, составляет 44 балла. Результаты выполнения работ анализировались по отдельным заданиям, вариантам работ и объединялись по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне сформированности умений учащихся. Уровни сформированности учебно-познавательной компетентности восьмиклассников определялись в зависимости от процента выполнения заданий.
Анализ результатов
Большинство заданий проверяли функциональную грамотность чтения, которая предполагает способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Учащимся предлагались тексты разных жанров: личные письма, отрывки из учебника, научно-популярных текстов, географические карты. В них используются различные формы представления информации: карты, таблицы, графики, бланки телеграммы, сплошные тексты. В работе оценивались различные умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста и их оценка. Умение находить информацию в тексте Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся необходимо было определить последовательность действий участников, заполнить таблицу информацией из текста, сравнить и противопоставить информацию, содержащуюся в разных текстах, прочитать график, карту. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что восьмиклассники хорошо овладели таким умением, как нахождение информации в тексте. Всего 7% выпускников не выполнили это задание. 41 % городских школьников и 25% сельских получили за выполнение этого задания 2 балла. 42% городских учащихся и 58% сельских полностью овладели умением читать карту, соответственно 50% и 52% с помощью карты определили % территории острова занятого болотами. На низком уровне выполнено задание, требующее умения сравнивать информацию, полученную из разных источников и систематизировать ее в виде таблицы. Только 4% учащихся выполнили это задание на 2 балла, а 56% (55% городских учеников и 62% сельских) не справились с этим заданием. Несколько лучше выполнено задание на поиск информации через ее графическое представление. 51% не справился с заданием, причем количество детей, не справившихся с заданием в городских и сельских школах одинаковое. 29% городских восьмиклассников и 26% сельских выполнили задание полностью. Интерпретация текстаДля оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить, сделать выводы на основании данных таблиц, кратко изложить содержание текста, найти главную мысль, определить тему текста. Результаты представлены в следующей диаграмме. Хорошо выполнено задание на сравнение, сопоставление и систематизацию, связанное с тем, что ученики выполняют в реальной жизни. Только 9% не выполнили это задание, в котором на основании данных таблицы ученики должны были сделать выбор и объяснить его. Несколько хуже выполнено задание на использование того же умения, но с использованием карты, а не таблицы. 35% восьмиклассников не справились с этим заданием, и только 20% (19% городских школьников и 23% сельских) выполнили задание на 2 балла. Проблемы вызвало задание на умение кратко изложить текст. 60% учащихся не выполнили задание и только15% выполнили его на 2 балла. Необходимо больше уделять внимание формированию таких умений, как определение темы текста (27% выполнили на 2 балла), определение главной мысли текста (12% выполнили на 2 балла), выделение причинно-следственных связей (14% выполнили на 2 балла). Рефлексия Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Хорошо выполнили обучающиеся задание, связанное с выбором сотовой сети и обоснованием своего выбора. 47% городских школьников и 40% сельских получили за выполнение этого задания 2 балла. Значительно хуже отработано умение на сравнение разных точек зрения и, используя знания об окружающем мире, выразить аргументированное отношение к предложенной ситуации. 56% восьмиклассников не выполнили задание и только 15% получили за его выполнение 2 балла. Хорошо умеют ученики математически обосновывать свой выбор. На проверку формирования этого умения было предложено 2 задания. Выполнение их на 2 балла составило соответственно 42% и 49%. Одной из важнейших линий реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задач овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются в жизни. Часто эти навыки нужны детям не для школьного обучения, а после уроков. К ним относятся умение написать простые документы, быть грамотным потребителем товаров и услуг, знать, каким образом можно помочь другу в походе, ориентироваться на местности, определить необходимые запасы продуктов для похода. Выполнение заданий на проверку этих умений представлено ниже. Учащиеся 8 класса не умеют заполнять бланк телеграммы. 54% не выполнили этого задания и только 15% набрали за его выполнение 2 балла. 46% учащихся знают свои права потребителя, а 42% не справились с заданием. 36% успешно выделили из избыточной информации необходимую для решения проблемы и 40% предложили альтернативные варианты решения проблемы. Уровни сформированности учебно-познавательной компетентности
Статистические данные свидетельствуют о том, что в основном обучающиеся овладели учебно-познавательными компетентностями на среднем уровне (70%). Различие между городскими и сельскими учениками составляет 9%. Количество восьмиклассников освоивших общеучебные умения на низком уровне в городских школах меньше, чем в сельских на 10%. Высокий уровень сформированности учебно-познавательной компетентности показали обучающиеся 11 школ республики из 29 принявших участие в проверке, из них 8 городских школ и 3 сельских. Их уровень выше среднего результата по Республике Карелия. Лучший результат среди городских школ показали восьмиклассники МОУ «Лицей №1» г. Костомукши (35,0%), МОУ «СОШ №8» г. Кондопоги (32,1%), МОУ «Лицей №40» г. Петрозаводска (30,4%). Лучший результат среди сельских школ у Рускеальской основной общеобразовательной школы Сортавальского муниципального района (25%) и Рабочеостровской СОШ Кемского муниципального района (23,8%). 4. Выводы и рекомендации Таким образом, стартовый этап проведенного мониторинга свидетельствует о том, что результаты в целом по Республике Карелия удовлетворительные. Однако ряд показателей вызывают тревогу. Обучающиеся испытывают определенные трудности при работе с информацией. Необходимо обратить внимание на формирование таких общеучебных умений как: умение сравнивать информацию, полученную из разных источников, поиск информации через ее графическое представление, умение кратко излагать содержание текста. Нужно больше уделять внимание формированию таких умений, как определение темы текста, определение главной мысли текста, умению сравнивать различные точки зрения и, используя знания об окружающем мире, выражать аргументированное отношение к предложенной ситуации, умению заполнять простые документы. Это вызвано, в том числе такими причинами, как: 1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника. 2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами. 3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений. Необходимо превратить образовательный процесс в деятельность не только педагога, но и самого ученика. Следует усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив его развивающий характер. Необходимо использовать на уроках материалы практикоориентированного характера, усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьников с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства. Формирование компетентности возможно лишь в практических ситуациях. Действуя в ситуации, ученик не только овладевает действиями, но и приобретает опыт действования относительно разнообразных условий действования. Формы организации практических действий различны. В естественнонаучной сфере – экспериментирование, в сфере искусства – создание собственных произведений, в социально – гуманитарной – проектирование, анализ реально существующих средств регулирования человеческих отношений.5 Все сказанное еще раз подтверждает важность инициированной правительством модернизации российского образования. Если в ближайшее время не будут предприняты необходимые усилия, то велика вероятность значительного снижения конкурентоспособности российского образования. 1 «Учимся вместе решать проблемы».- СПБ.: Издательство «Образование – Культура», 2004 2 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий».- М., АПК и ППРО, 2005 3 Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от PISA - 2000 к PISA – 2003. - М., Логос, 2006Прудникова В.А., Каспаржак А.Г., Константиновский Д.Л., Солдатов В.Ф., Тюрина Н.В., А.В. Фирсова А.В., Шермет М.А. Инструментарий оценки доступности и качества общего образования и рекомендации по его использованию.- М., Университетская книга, 2006 4 Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от PISA - 2000 к PISA – 2003. - М., Логос, 2006 5 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий».- М., АПК и ППРО, 2005, с 34 – 35. |
Дернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей как один... | Цель работы: определение уровня сформированности предметных результатов при переходе обучающихся в следующий класс | ||
Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета | Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов мкоу сош №17 р п. Юрты за 2011-2012 учебный год | ||
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности познавательных ууд | Совещание при директоре «Утверждение плана – графика подготовки обучающихся 9-х классов к гиа 2011» | ||
Проведение совещания с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации... | «Городской информационно-методический центр «Семья» направляет Вам план учебно-методической работы учреждения на ноябрь 2015 года... | ||
«Образование обучающихся через духовно – нравственную основу в воспитании и активизацию познавательной деятельности в обучении»,... | Аттестация, их права и обязанности, сроки и порядок проведения Аттестации, в том числе порядок проверки экзаменационных работ, формы... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |