Скачать 0.94 Mb.
|
С.В. НедбаеваРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГИЯ, часть IСОДЕРЖАНИЕ Общие указания Содержание самостоятельной работы студентов Обязательная составляющая самостоятельной работы
становлении сознания человека
и ее активности
Вариативная составляющая (долговременное направление) самостоятельной работы Формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации ОБЩИЕ УКАЗАНИЯРеализация компетентностного подхода требует решения проблемы индивидуализации обучения вовлечением студентов в самостоятельную учебную деятельность и развитием личной ответственности за её результаты (индивидуальное планирование, самооценка, самоорганизация, саморазвитие, презентация и защита своих учебных достижений, возможностей и др.), формированием навыков трудоустраиваемости. Предложенные задания для самостоятельной работы студентов способствуют формированию профессиональных компетентностей и компетенций, способствуют приобретению определенной личностно-профессиональной позиции у выпускников вуза. В данном пособии преследуется цель – предложить студентам такие задания для самостоятельной работы (СР), которые способствуют развитию необходимых профессиональных компетенций. Компетентность (интегральное качество личности, проявляющееся в способности профессионально осуществлять деятельность по развитию, обучению и воспитанию учащихся) развивается на основе взаимодействия теории и практического опыта. В студенческом возрасте практический опыт в сфере будущей профессиональной деятельности невелик – он в основном связан с опытом ученичества. В свои школьные годы студенты имели возможность наблюдать за деятельностью многих педагогов. Эта «отраженная» профессиональная деятельность в пору студенчества должна быть осмыслена с учетом теоретико-педагогических знаний и проецирования на будущую деятельность. Задания для СР создают условия для развития компетентностей, формирования необходимых знаний, умений и навыков, приобретения определенной личностно-профессиональной позиции по различным вопросам. Курс «Психология, часть 1» обладает наибольшими возможностями для развития следующих компетенций у будущего педагога: 1) Общекультурные компетентности (ОК):
2) Общепрофессиональные компетентности (ОПК):
3) Компетенции в области педагогической деятельности (ПК):
Задачи, принципы, значение СР в курсе изучения психологии совпадают с задачами и значением других вузовских дисциплин, но имеют и свои особенности. Психология изучается и усваивается не так, как другие науки. В отличие от других предметов школа системных психологических знаний не закладывает, и студенты в основном владеют только житейскими знаниями и понятиями, фрагментарными психологическими представлениями. Это, с одной стороны, облегчает обучение психологии, т. к. все-таки имеющийся запас житейских наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, а с другой, – затрудняет обучение в силу того, что преподавателю приходится преодолевать эти житейские, донаучные представления и понятия. У студентов первого курса возникает проблема ломки сложившихся у них житейских представлений (особенно в начале изучения курса), появляется "терминологический барьер", что отнюдь не всегда приводит к полному, верному пониманию и усвоению сообщаемых психологических знаний. Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально. И в своей будущей практической деятельности многое из того, что рассматривается в психологи, не в состоянии использовать. Почти типичной картиной на экзамене по психологии является то, что студент может четко давать определение различных психологических понятий, раскрывать их характеристики. Но стоит только предложить ему охарактеризовать особенности собственных психических процессов или свои индивидуально-психологические свойства – уверенность студента сменяется растерянностью, молчанием, недоумением или даже сомнением в наличии у него аналогичных психологических явлений. Из-за того, что в студенческие годы психологический материал кажется абстрактным, по окончании вуза выпускник спохватывается – проходил и сдавал психологию, а знаний почти не осталось. Подобные затруднения будут проявляться у студентов до тех пор, пока они сами не начнут осознавать себя конкретными представителями тех субъектов, личностей, о которых идет речь в курсах психологии, пока не научатся использовать собственную личность в качестве модели, "психологической лаборатории". При изучении курса психологии студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике. Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. Сложность обучения психологии усугубляется также отсутствием должного учебника, отвечающего современным требованиям По психологии нет стабильных учебников для вуза. Основными учебными пособиями по психологии являются: Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академ. проект, 2003; Баданина Л.П. Основы общей психологии. Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2009; Гамезо М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие – М.: Пед. общество, 2006; Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Учебное пособие. – М.: АСТ, 2008; Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008; Дружинин В.Н.(ред.) Психология XXI века. Учебник. – М.: ПЕР СЭ, 2003; Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов – СПб.: Питер, 2009; Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – М.: Лидер, 2010; Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. – М.: Смысл, 2007; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2010.; Марцинковская Т.Д. Общая психология. – М.: Академия, 2010; Наследов А.Д. Психология в примерах. – М.: Речь, 2007; Петровский А.В. Психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2009; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Соколова Е.Е. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию. Учебник. – М.: Академия, 2008; Штейнмец А.Э. Общая психология Учебное пособие. – М.: Академия, 2010; Петухов В.В. Общая психология. 16 DVD, 2006 и другие. По каждой теме, вынесенной на самостоятельную работу, указывается несколько учебников, монографий, журнальных статей, непосредственно относящихся к содержанию темы; по каждой теме, вынесенной на самостоятельную работу, представлен перечень узловых вопросов, система основных понятий, вопросы и задания для упражнений и самоконтроля. Ко всем темам подобраны психологические задачи, предложены возможные рефераты по изученной литературе, аннотирование и конспектирование литературы. Значение незнакомых слов или нового психологического термина студент должен определить по психологическому словарю (Батуев А.С. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – СПб.: Питер, 2007; Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. – М.: АСТ, 2009; Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. – М.: Совр. слово, 2006 и другие). Самостоятельная работа по психологии заключается в том, что студент:
Задания для самостоятельной работы выполняются в отдельной тетради, с указанием номера задания. В конце тетради ведется психологический словарь, включающий определения основных психологических понятий: личность, деятельность и т.д. Записи в тетрадях необходимо делать чисто и аккуратно, ясным почерком, орфографически и пунктуационно грамотно, без сокращений, в следующем порядке:
Особого поощрения будет заслуживать самостоятельный способ выражения соответствующей психологической информации (таблица, структурно–логическая схема, рисунок и т.п., другой визуальный ряд, а также отдельные графические блоки по тексту). Графическое представление информации способствует запоминанию, подсказывает ход решения сложных вопросов и задач, помогает обнаружить ошибки и закономерности и намного сократить время, необходимое для работы с первоисточниками. Самостоятельная работа студентов проверяется выборочным просмотром тетрадей, а также в ходе индивидуальных и групповых бесед и консультаций. основным методом проверки самостоятельной работы студентов по теоретическому курсу «Психология, часть I.» является:
В качестве вопросов для коллоквиума, контрольной работы и круглого стола используются в основном вопросы, предусмотренные в планах семинарских и лабораторно–практических занятий. к коллоквиуму (Приложение №3) и контрольной работе каждый студент должен самостоятельно изучить указанную литературу и подготовить ответы на вопросы, выносимые на коллоквиумы и контрольную работу.
Формы проведения защиты различны: академическая защита-выступление, игра, конкурс, сценка. На защиту приглашается вся учебная группа. После выступления (самопрезентации) автора ему задаются вопросы, высказываются пожелания. Преподаватель оценивает выполнение и защиту творческого задания по следующим критериям:
|
Целью стажировки является формирование, развитие и закрепление на практике профессиональных компетенций педагогических работников... | Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности и общих компетенций | ||
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК) | |||
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК) | Согласно Положению о государственной итоговой аттестации выпускников, осваивающих образовательную программу среднего профессионального... | ||
Бельности студентов и медицинского персонала; предоставляет образовательные услуги, нацеленные на развитие профессиональных компетенций;... | Цель геодезической практики развитие профессиональных компетенций и навыков их реализации у студентов в соответствии с требованиями... | ||
Формирование у студентов знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств | Результатом освоения учебной дисциплины является освоение обучающимся знаний и умений, профессиональных компетенций, а также общих... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |