Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год


Скачать 457.19 Kb.
НазваниеАнализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год
страница1/4
ТипАнализ
blankidoc.ru > Бланки > Анализ
  1   2   3   4

ЦОКО ГОУ РК «ИПКРО»

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов

Введение

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей как один из приоритетов. Переориентация российского образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран.

Осуществление мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов опирается на следующие положения:

  1. обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;

  2. разностороннее представление общеучебных умений, оценочных суждений;

  3. открытость и доступность информации о сформированности учебно-познавательной компетентности.

Одной из задач мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся является определение уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений, способности применить знания, умения и навыки в новой ситуации.

В данном отчете представлены результаты второго этапа мониторинга, проведенного в апреле 2009 года.

Основные задачи данного этапа мониторинга:

  1. получение статистических данных о сформированности умений обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений и их обработка;

  2. выявление уровня сформированности учебно-познавательной компетентности;

  3. анализ сформированности учебно-познавательной компетентности;

  4. сравнение результатов двух этапов мониторинга;

  5. разработка рекомендаций.

Характеристика заданий

Мониторинг сформированности учебно-познавательной компетентности проводился на основе ситуационных задач разработанных по заказу Министерства образования РК творческой группой учителей и специалистов Центра оценки качества образования ГОУ РК «ИПК РО». При разработке тестовых заданий использовалась следующая литература: комплект «Учимся вместе решать проблемы»1, разработанный в рамках российско-британского проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся» (2001 – 2004 гг.), «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий» (авторы Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова),2 «Инструментарий оценки доступности и качества общего образования и рекомендации по его использованию» (В.А. Прудникова, А.Г. Каспржак, Д.Л. Константиновский, В.Ф. Солдатов, Н.В. Тюрина, А.В. Фирсова, М.А. Шермет), 3«Российская школа: от PISA –2000 к PISA – 2003» (под редакцией А.Г. Каспржак), 4

«Олимпиадные и контрольно – проверочные задания нового поколения. Естественно – научные предметы» (под редакцией С.Ф. Хлебунова)5.

Полный комплект использованного в исследовании инструментария включал: 2 варианта работы, бланк ответов, инструкцию по проверке и оценке выполнения заданий работы, инструкцию по проведению работы.

В исследовании применена письменная форма контроля. Тест на проверку компетентностей содержал задания открытого типа, так как требовалось проверить освоенные способы деятельности. Для проведения тестирования на втором этапе были разработаны 8 ситуационных задач и 30 заданий к ним. Для решения задач обучающимся предлагалось осуществить различные виды деятельности: изложить сжато содержание текста, найти и сформулировать главную мысль, сравнить два текста и найти общее и различия в текстах, систематизировать текст в виде таблицы, пользоваться статистическими источниками информации, определять по карте границы государств, читать схему, аргументировать свою точку зрения и т. д. Предложенный обучающемуся вариант состоял из 4 задач и 15 заданий к ним, которые позволили проверить, насколько сформированы общеучебные умения восьмиклассников. Время, отводимое для выполнения работы, – 90 минут.

Характеристика участников мониторинга

Таблица №1



Наименование муниципального образования и образовательного учреждения

Количество участников




1 этап

2 этап

Беломорский муниципальный район

1

МОУ «Беломорская средняя общеобразовательная школа № 1»

24

26

2

МОУ «Беломорская средняя общеобразовательная школа № 3»

19

17

3

МОУ «Сумпосадская средняя общеобразовательная школа»

15

17

4

МОУ «Летнереченская средняя общеобразовательная школа»

19

17

Кондопожский муниципальный район

5

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Кондопоги

28

23

6

МОУ Гирвасская средняя общеобразовательная школа

10

7

Костомукшский городской округ

7

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением иностранного языка"

23

21

8

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина»

25

23

9

МОУ «Гимназия»

24

24

10

МОУ «Лицей № 1 г.Костомукши»

20

20

Лахденпохский муниципальный район

11

МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа № 1»

22

19

12

МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа № 2»

17

17

13

МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа»

14

14

14

МОУ «Элисенваарская средняя общеобразовательная школа»

16

14

15

МОУ «Куркиекская средняя общеобразовательная школа»

13

12

Медвежьегорский муниципальный район

16

МОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»

20

19

17

МОУ «Челмужская средняя общеобразовательная школа»

10

5

Петрозаводский городской округ

18

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

20

19

19

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

19

не участв.

20

МОУ «Лицей № 40»

23

26

21

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»

24

22

22

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»

23

17

23

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»

22

22

24

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43»

43

46

Питкярантский муниципальный район

25

МОУ Питкярантская средняя общеобразовательная школа №2

не участв.

27

Сегежский муниципальный район

26

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

19

21

27

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

21

20

Сортавальский муниципальный район

28

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

28

23

29

МОУ «Рускеальская основная общеобразовательная школа»

12

не участв.

Кемский муниципальный район

30

МОУ «Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа»

21

не участв.

Всего

594

538

В исследовании уровня сформированности учебно-познавательной компетентности на втором этапе мониторинга, также как и на первом этапе, принимали участие обучающиеся восьмых классов пилотных школ (участников КПМО) и общеобразовательных учреждений, изъявивших желание участвовать в тестировании на добровольной основе. Выборка участников исследования практически не изменилась. В тестировании на 2 этапе мониторинга приняли участие учащиеся 27 школ Республики Карелия из 9 муниципальных образований, из них 20 городских школ и 7 сельских. В исследовании приняли участие 538 восьмиклассников, что составляет 10% от общего количества восьмиклассников республики. 84% тестируемых обучаются в городских школах и 16% в сельских школах. 89% обучающихся, участвовавших в исследовании, учатся в муниципальных средних общеобразовательных школах республики, 7% – в лицеях и 4% в гимназиях.

Диаграмма распределения участников мониторинга

по видам образовательных учреждений

Диаграмма №1


Таким образом, в исследовании принимали участие обучающиеся всех видов общеобразовательных учреждений, городские и сельские восьмиклассники.


Основные результаты

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выполнение заданий оценивалось в баллах от 0 до 2 баллов. 0 баллов получали учащиеся, не выполнявшие задание или выполнившие его неправильно. 1 балл ставился за частично правильный ответ. 2 балла за полный правильный ответ. Максимальное количество баллов, которое могли набрать участники исследования, составляет 36 баллов. Результаты выполнения работ анализировались по отдельным заданиям и объединялись по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне сформированности оцениваемых умений учащихся. Уровни сформированности учебно-познавательной компетентности восьмиклассников определялись в зависимости от набранного количества баллов и процента выполнения заданий.

Таблица №2

Уровни компетентности

Количество баллов

%

Высокий

24 - 36

67 - 100

Средний

13 - 23

36 - 66

Низкий

0 - 12

0 - 35


Анализ результатов

Таблица №3



Виды деятельности

Выполнение работы в %

0 баллов

1 балл

2 балла

1

Определение темы текста

17

38

45

2

Сжатое изложение содержания текста

11

43

47

3

Нахождение информации в тексте и оформление ее в форме таблицы

7

37

56

4

Выделение из избыточной информации необходимой для решения задач

44

3

53

5

Анализ, аргументация своей точки зрения, выдвижение обоснованных предположений

50

30

20

6

Измерение, сравнение, сопоставление, отбор объектов, аргументация своего выбора

36

25

39

7

Чтение схемы

55

1

44

8

Установление математической зависимости между объектами

59

23

18

9

Заполнение бланка документа

54

31

15

10

Определение главной мысли текста

32

48

20

11

Сравнение информации, полученной из разных источников, систематизация ее в форме таблицы

15

68

17

12

Предложение альтернативных вариантов решения проблем

29

41

30

13

Использование статистических источников информации

58

31

10

14

Определение по карте границ государства

64

25

11

15

Поиск информации через графическое представление

33

6

61

16

Выделение причинно-следственных связей, аргументация своего ответа

15

60

25

Большинство заданий проверяли функциональную грамотность чтения, которая предполагает способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, формирования знаний, для активного участия в жизни общества. Учащимся предлагались тексты, в которых использовались различные формы представления информации: карты, таблицы, графики, бланки квитанции, сплошные тексты.

В работе оценивались различные умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста и их оценка.

Умение находить информацию в тексте

Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся нужно было найти необходимую информацию в тексте и заполнить таблицу, сравнить и сопоставить информацию, содержащуюся в разных текстах, прочитать график, схему, карту, найти в таблице и сравнить статистические данные. Результаты представлены на диаграмме №2. Диаграмма №2



Данные диаграммы свидетельствуют о том, что восьмиклассники хорошо овладели таким умением, как нахождение информации в тексте и оформление ее в виде таблицы. Всего 7% обучающихся не выполнили это задание. 59% городских школьников и 37% сельских получили за выполнение этого задания максимальный балл.

Задание, требующее умения сравнивать информацию, полученную из разных источников и систематизировать ее в виде таблицы оказалось сложнее для обучающихся: 15% не выполнили это задание.

С заданием на поиск информации через ее графическое преставление не справились 33% обучающихся. 61% городских восьмиклассников и 59% сельских учеников выполнили это задание полностью.

Задание по карте требовало от обучающихся проявить умение определять границы государств. 64% восьмиклассников с заданием не справились и только 11% получили за его выполнение 2 балла.

Сложным для выполнения оказалось задание, проверяющее умение работать со статистическими данными. 58% восьмиклассников не выполнили задание.

55% участников исследования не смогли по схеме определить прибор, а 44% выполнили задание на 2 балла.

Таким образом, более половины участников мониторинга не выполнили задания на определение по карте границ государства, чтение схемы, использование статистических источников информации.
  1   2   3   4

Похожие:

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconАнализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной...
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование ключевых компетентностей как один из...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconАнализ работы школы за 2012 2013 учебный год
Мбоу сош д. Курманаево продолжил работу над темой: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год icon2. Перечень проверяемых образовательных результатов
Цель работы: определение уровня сформированности предметных результатов при переходе обучающихся в следующий класс

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconПрезентация опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче егэ. Анализ...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов мкоу сош №17 р п. Юрты за 2011-2012 учебный год

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconАнализ учебно-воспитательной работы гимназии
«Образование обучающихся через духовно – нравственную основу в воспитании и активизацию познавательной деятельности в обучении»,...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconМетодические рекомендации по разработке системы оценивания уровня...
Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconДиагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности познавательных ууд

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconО портфолио учителя (педагогического работника)
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае, с целью повышения...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год iconВведения предшкольного образования
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru