Скачать 457.19 Kb.
|
ЦОКО ГОУ РК «ИПКРО» Анализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей как один из приоритетов. Переориентация российского образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран. Осуществление мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов опирается на следующие положения:
Одной из задач мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся является определение уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений, способности применить знания, умения и навыки в новой ситуации. В данном отчете представлены результаты второго этапа мониторинга, проведенного в апреле 2009 года. Основные задачи данного этапа мониторинга:
Характеристика заданий Мониторинг сформированности учебно-познавательной компетентности проводился на основе ситуационных задач разработанных по заказу Министерства образования РК творческой группой учителей и специалистов Центра оценки качества образования ГОУ РК «ИПК РО». При разработке тестовых заданий использовалась следующая литература: комплект «Учимся вместе решать проблемы»1, разработанный в рамках российско-британского проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся» (2001 – 2004 гг.), «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий» (авторы Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова),2 «Инструментарий оценки доступности и качества общего образования и рекомендации по его использованию» (В.А. Прудникова, А.Г. Каспржак, Д.Л. Константиновский, В.Ф. Солдатов, Н.В. Тюрина, А.В. Фирсова, М.А. Шермет), 3«Российская школа: от PISA –2000 к PISA – 2003» (под редакцией А.Г. Каспржак), 4 «Олимпиадные и контрольно – проверочные задания нового поколения. Естественно – научные предметы» (под редакцией С.Ф. Хлебунова)5. Полный комплект использованного в исследовании инструментария включал: 2 варианта работы, бланк ответов, инструкцию по проверке и оценке выполнения заданий работы, инструкцию по проведению работы. В исследовании применена письменная форма контроля. Тест на проверку компетентностей содержал задания открытого типа, так как требовалось проверить освоенные способы деятельности. Для проведения тестирования на втором этапе были разработаны 8 ситуационных задач и 30 заданий к ним. Для решения задач обучающимся предлагалось осуществить различные виды деятельности: изложить сжато содержание текста, найти и сформулировать главную мысль, сравнить два текста и найти общее и различия в текстах, систематизировать текст в виде таблицы, пользоваться статистическими источниками информации, определять по карте границы государств, читать схему, аргументировать свою точку зрения и т. д. Предложенный обучающемуся вариант состоял из 4 задач и 15 заданий к ним, которые позволили проверить, насколько сформированы общеучебные умения восьмиклассников. Время, отводимое для выполнения работы, – 90 минут. Характеристика участников мониторинга Таблица №1
В исследовании уровня сформированности учебно-познавательной компетентности на втором этапе мониторинга, также как и на первом этапе, принимали участие обучающиеся восьмых классов пилотных школ (участников КПМО) и общеобразовательных учреждений, изъявивших желание участвовать в тестировании на добровольной основе. Выборка участников исследования практически не изменилась. В тестировании на 2 этапе мониторинга приняли участие учащиеся 27 школ Республики Карелия из 9 муниципальных образований, из них 20 городских школ и 7 сельских. В исследовании приняли участие 538 восьмиклассников, что составляет 10% от общего количества восьмиклассников республики. 84% тестируемых обучаются в городских школах и 16% в сельских школах. 89% обучающихся, участвовавших в исследовании, учатся в муниципальных средних общеобразовательных школах республики, 7% – в лицеях и 4% в гимназиях. Диаграмма распределения участников мониторинга по видам образовательных учреждений Диаграмма №1 Таким образом, в исследовании принимали участие обучающиеся всех видов общеобразовательных учреждений, городские и сельские восьмиклассники. Основные результаты Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Выполнение заданий оценивалось в баллах от 0 до 2 баллов. 0 баллов получали учащиеся, не выполнявшие задание или выполнившие его неправильно. 1 балл ставился за частично правильный ответ. 2 балла за полный правильный ответ. Максимальное количество баллов, которое могли набрать участники исследования, составляет 36 баллов. Результаты выполнения работ анализировались по отдельным заданиям и объединялись по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне сформированности оцениваемых умений учащихся. Уровни сформированности учебно-познавательной компетентности восьмиклассников определялись в зависимости от набранного количества баллов и процента выполнения заданий. Таблица №2
Анализ результатов Таблица №3
Большинство заданий проверяли функциональную грамотность чтения, которая предполагает способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, формирования знаний, для активного участия в жизни общества. Учащимся предлагались тексты, в которых использовались различные формы представления информации: карты, таблицы, графики, бланки квитанции, сплошные тексты. В работе оценивались различные умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста и их оценка. Умение находить информацию в тексте Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся нужно было найти необходимую информацию в тексте и заполнить таблицу, сравнить и сопоставить информацию, содержащуюся в разных текстах, прочитать график, схему, карту, найти в таблице и сравнить статистические данные. Результаты представлены на диаграмме №2. Диаграмма №2 Данные диаграммы свидетельствуют о том, что восьмиклассники хорошо овладели таким умением, как нахождение информации в тексте и оформление ее в виде таблицы. Всего 7% обучающихся не выполнили это задание. 59% городских школьников и 37% сельских получили за выполнение этого задания максимальный балл. Задание, требующее умения сравнивать информацию, полученную из разных источников и систематизировать ее в виде таблицы оказалось сложнее для обучающихся: 15% не выполнили это задание. С заданием на поиск информации через ее графическое преставление не справились 33% обучающихся. 61% городских восьмиклассников и 59% сельских учеников выполнили это задание полностью. Задание по карте требовало от обучающихся проявить умение определять границы государств. 64% восьмиклассников с заданием не справились и только 11% получили за его выполнение 2 балла. Сложным для выполнения оказалось задание, проверяющее умение работать со статистическими данными. 58% восьмиклассников не выполнили задание. 55% участников исследования не смогли по схеме определить прибор, а 44% выполнили задание на 2 балла. Таким образом, более половины участников мониторинга не выполнили задания на определение по карте границ государства, чтение схемы, использование статистических источников информации. |
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование ключевых компетентностей как один из... | Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Мбоу сош д. Курманаево продолжил работу над темой: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации... | Цель работы: определение уровня сформированности предметных результатов при переходе обучающихся в следующий класс | ||
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов мкоу сош №17 р п. Юрты за 2011-2012 учебный год | «Образование обучающихся через духовно – нравственную основу в воспитании и активизацию познавательной деятельности в обучении»,... | ||
Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета | Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности познавательных ууд | ||
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае, с целью повышения... | Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |