Частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 9 класса
на 2014 – 2015 гг.
Разработчик программы
учитель Савельева Г.Н,
(высшая категория)
2014 год
Пояснительная записка.
При разработке рабочей программы использованы:
Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования;
Авторскопя программа УМК под руководством И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2003г
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 13.
Содержание программы
№
п/п
| Наименование разделов, тем
| Кол-во
часов
| В том числе из них:
| Практических работ
| 1
| Раздел 1. Раздел 1. Хозяйство России.
|
| 5
| 1.1
| Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
| 3
|
| 1.2
| Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
| 21
|
| 2
| Раздел 2. Районы России.
|
| 8
| 2.1
| Тема 3. Европейская часть России.
| 28
|
| 2.2
| Тема4.Азиатская Россия. 13 часов.
| 13
|
|
| Всего:
| 65
| 13
| Оценочные практические работы:
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов, а также характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Определение по картам географического положения своего региона.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).
Раздел 1 «Цели и задачи дисциплины, ее место в рабочем плане».
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ стандарта основного общего образования по географии предусматривает переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к комплексному интегрированному курсу. Поэтому по курсу «География России», наряду с географическими особенностями природы, населения и хозяйства страны в целом, в государственном стандарте четко определены и обязательны для изучения крупные географические регионы России. Это такие регионы как Центральная Россия, Северо-Запад России, Европейский Север, Поволжье, Европейский Юг (Северный Кавказ), Урал, Сибирь, Дальний Восток. Предусматривается изучение их географического положения, природных особенностей, населения, хозяйства и истории развития.
Традиционное изучение физико-географических и социально-экономических особенностей одной и той же территории происходит почти с годовым разрывом во времени. Это сильно снижает эффективность обучения, не позволяет добиться от учащихся целостного восприятия веек географических особенностей изучаемых территорий и сформировать глубокое понимание сущности основных взаимосвязей в системе "природа-человек-общество".
Главная задача курса «География России: природа и население» - сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их пониманию своего места в стране и в мире. Образ России должен: быть с одной стороны, целостным, а с другой стороны - разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в историческом развитии. Учащиеся должны осознать, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны.
Осознание включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них.
Одна из главных задач курса - подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, формирования умения адаптироваться к окружающей среде. Данный курс должен подводить учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам».
Особенностью курса является «гуманизация» его содержания. В центре курса находится человек. Это прослеживается по следующим линиям
«очеловечивание» раздела о природе России (рассматриваются природно-хозяйственные зоны);
Увеличение объема и глубины раздела «Население»
Насыщение большинства сюжетов историческим материалом - как по-разному менялось и меняется место каждого региона России и жизнь его обитателей в разные исторические периоды.
Формирование «образов мест» России с привлечение материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве.
География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение которых отводится 2 часа в неделю. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйств о России» и «Районы России».
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности, при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».
Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной характеристики,
углубление и расширение знание об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. В заключительной теме «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи нашей страны, особенности ее взаимоотношений с соседними странами
Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком уровне и подготовить, учащихся к восприятию курса «Экономическая и социальная география мира».
Планируемые результаты обучения
2. Оценивать и прогнозировать:
• изменение социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
• развитие и проблемы хозяйства районов страны и своего регионы и своей местности.
2. Объяснять:
• роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности хозяйства и жизнь населения страны,
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйстве, особенности размещения: основных отраслей хозяйства, основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий.
особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов,
3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
• «специализация», «концентрация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,«районирование».
4. Характеризовать:
экономико-географическое, геополитическое положение страны;
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного и рекреационного строительства;
5. Определять:
географическое положение объектов,
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
6. Называть и (или) показывать:
субъекты Федерации;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, информационный:, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нов нового освоения, старопромышленные, депрессивные.
примеры рационального и: нерационального производства.
УМК.
Учебник « География России» для 8-9 классов. Книга вторая.Хозяйство и географические районы. 9 класс.-дрофа.М.-2006.
Атлас.География.9 класс.Дрофа и Картография. « Учись быть первым».2014.
И.И.Баринова, В.Г.Суслов.-Рабочая тетрадь. « Россия: хозяйство и географические районы. С комплектом контурных карт».-М.- « Экзамен».-2013.
Календарно тематическое планирование.
Номер урока
Тема. Тип урока
Календарные сроки.
Планируемые результаты.
Виды деятельности учащихся. Форма работы
Формы контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Ключевое универсальное учебное действие
1.
Особенности изучения
географии хозяйства и
географических районов
России в курсе «География
России». (урок освоения новых знаний)
01.09
Структура курса. Отрасли и районы в хозяйстве страны.
обучающийся научится:
выделять существенные признаки понятия,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос
обучающийся получит возможность научиться:
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
составлять определение понятиям, создавать обобщения обучающийся научится:
работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
обучающийся получит возможность научиться:
создавать модели для решения учебных и познавательных задач организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками , развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели
Знакомиться с комплектом учебных пособий по курсу географии 9 класса.
Поурочный балл. Текущий контроль.
Раздел 1. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. 3 часа.
2.
Общая характеристика
хозяйства. Географическое
районирование. Понятие
хозяйства. Его структура. (урок освоения новых знаний)
03.09.
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс» (МОК). хозяйства России
Обсуждать существенные признаки понятий «отрасль», «хозяйство страны».
Определять отраслевой состав хозяйства на основе анализа иллюстративного материала учебника и статистических материалов.
Выявлять исторические этапы формирования хозяйства страны на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять примеры отраслей, относящихся к разным секторам хозяйства.
Обсуждать существенные признаки понятия «межотраслевой комплекс».
Обсуждать и выявлять связи между основными понятиями урока по плану:
1. Отрасль.
2. Примеры предприятий, которые относятся к данной отрасли.
3. К какому сектору экономики относится данная отрасль.
Определять условия и факторы размещения предприятий. на основе анализа иллюстративного материала и статистических материалов учебника.
Заполнение схемы: «Структура хозяйства России». Группировка отраслей по различным показателям.
Проверка дом.зад. Поурочный балл. Текущий контроль.
3.
Этапы развития хозяйства. (урок освоения новых знаний)
08.09.
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проявление цикличности развития хозяйства, изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства
Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников исторические этапы формирования хозяйства страны.
Обсуждать закономерности развития хозяйства страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
Наблюдать и обсуждать проявления цикличности в развитии хозяйства своей местности на основе анализа дополнительных источников географической информации Заполнение таблицы: «Этапы
развития хозяйства России»
Проверка дом.зад. Поурочный балл. Текущий контроль.
4.
Географическое районирование. (урок освоения новых знаний)
10.09.
Условия и факторы размещения предприятий
Понятие «территориальная структура хозяйства».
Особенности территориальной структуры хозяйства России.
Обсуждать существенные признаки понятий «территориальное разделение труда», «территориальная структура хозяйства».
Обсуждать особенности формирования разных форм организации и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
Подготавливать краткие сообщения или презентации об исторических этапах формирования хозяйства страны
Проверка дом.зад. Поурочный балл. Текущий контроль.
|