Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся
в образовательном процессе Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г., Москва; инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему.
Принципы В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
— охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
— отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
— быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
— отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
— ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
— обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
— быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации, обеспечивающей и
регламентирующей деятельность педагога – психолога Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности психолога. Комплект (пакет) документации психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
Хронометраж рабочего времени практического психолога.
График работы.
Годовой план работы
Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
Альбом диагностических методик.
Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
Диагностика (А);
Консультирование (Б);
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
Просветительская работа (Д);
Организационно-методическая работа (Е);
Экспертная работа (Ж).
Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
Требования к авторским программам (Форма № 10).
Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
Сводные таблицы по скринингу.
Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.
При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
Годовой план работы педагога-психолога согласовывается руководителем образовательного учреждения руководителем отдела педагогичес кой психологии и утверждается директором Центра
Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета, заполнение ежедневной документации и др.
! форму плана смотри в приложении
Форма № 2А (по желанию)
План работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Дата
| Планируемые мероприятия
| Время и место проведения
| Примечание
| понедельник
| 1.
2.
3.
|
|
| вторник
|
|
|
| среда
|
|
|
| четверг
| Методический день
|
|
| пятница
|
|
|
| суббота
|
|
|
|
Форма № 3
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка
по дням недели)
Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности
педагога – психолога школы (из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).
Направление
деятельности
| категория
| форма
| I неделя
| II
неделя
| III
неделя
| IV
неделя
| В
месяц
| за учебный
год
| Диагностическое
| Дети
| Наблюдение
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| 36
|
180
|
|
| Тестирование
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
|
|
| Углуб. обследов
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
| Консультативное
| Педагоги
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
|
216
|
| Родители
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
|
| Дети
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
| Развивающее
и коррекционное
| Дети
| Индив. занятия
| 3
| 3
| 3
| 3
| 12
| 108
|
180
| групповые
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| 72
| Просветительское
(здесь же могут быть занятия с пед. и род.)
| Педагоги
|
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| 36
|
72
| Родители
|
| 0,30
| 0,30
| 0,30
| 0,30
| 2
| 18
| Дети
|
| 0,30
| 0,30
| 0,30
| 0,30
| 2
| 18
|
|
|
| 18 часов
| 18 часов
| 18 часов
| 18 часов
| 72
часа
| 648
часов
| Все-го
| Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавления
Итого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа
684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку
Психологи ДОУ могут консультативные часы и просветительские, заложенные на детей, перебросить на диагностику детей (увеличив наблюдение), а также на просвещение родителей и педагогов.
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели
| Присутственное время
| Методическое время
| Общее день/неделя
| Понедельник
| 4,5 часа
| 3,5 часа
| 8 часов
| Вторник
| 4,5 часа
| 3,5 часа
| 8 часов
| Среда
| 4,5 часа
| 3,5 часа
| 8 часов
| Четверг
|
| 4 часа
| 4 часа
| Пятница
| 4,5 часа
| 3,5 часа
| 8 часов
| всего
| 18часов
| 18 часов
| 36 часов
|
Методическое направление в работе психолога
(примерные часы из расчета 18 часов на 1 ставку)
Вид деятельности
| Нед.
| Мес.
| год
| Участие в работе общего совещания (по циклограмме Центра 1-й четверг месяца)
|
| 4 ч
| 36 ч
| Работа психолога в лабораториях Центра ( по циклограмме ___-й четверг месяца)
|
| 4 ч
| 36 ч
| Участие в работе «Рабочих групп» ( по циклограмме__ -й четверг месяца)
|
| 4 ч
| 36 ч
| Участие в работе семинаров разного уровня: городских, областных, региональных и т.п, а также внутренних мероприятий на базе своего ОУ, ( сюда же относится работа в ПМПк ОУ, круглого стола, пед. советы, заседания, совещания и т.п.)
|
2 ч
|
8 ч
|
72 ч
| Прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, самообразование.
|
1 ч
|
4 ч
|
36 ч
| Планирование, отчётность, написание справок, психологических заключений, обработка диагностических результатов, подготовка к выступлениям на родительском собрании, семинаре, педсовете и др.
|
8 ч
|
32 ч
|
286 ч
| Подготовка радиопередачи, статьи в газету. Статей в «уголки психолога», стенды для родителей и т.п.
| 1 ч
| 4 ч
| 36 ч
| Ежедневное заполнение документации (0,5 часа в день)
| 2.5 ч
| 10 ч
| 90 ч
| всего
|
| 70
| 630
| Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога дошкольного учреждения
День недели
| Время
| Содержание работы
| Понедель-ник | 9.00-12.00
| Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
| 12.00-13.00
| Обед
| 13.00-14.00
| Оформление документации
| 14.00-15.30
| Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение
| 15.30-17.00
| Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
| Вторник
| 9.00-10.00
| Подготовка к занятиям
| 10.00-12.00
| Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
| 12.00-13.00
| Обед
| 13.00-17.00
| Обработка результатов
| Среда
| 8.30-10.00
| Консультирование родителей (индивидуальное)
| 10.00-12.00
| Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
| 12.00-13.00
| Обед
| 13.00-14.30
| Консультирование родителей (индивидуальное)
| 14.30-18.00
| Подготовка к занятиям
| Четверг
| 9.00-16.00
| Методический день:
организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
| Пятница
| 11.00-12.30
| Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
| 12.30-14.00
| Оформление документации
| 14.00-15.30
| Консультирование педагогов, воспитателей (индивидуальное)
| 15.30-18.00
| Консультирование родителей (индивидуальное)
Психологический лекторий для родителей
|
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения
День недели
| Время
| Содержание работы
| Понедельник | 9.00 – 11.30
| Подготовка к занятиям
| 11.30-13.00
| Психодиагностика
| 13.00-15.00
| Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)
| Вторник
| 12.00 –14.00
| Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы)
| 14.00-16.00
| Подготовка к занятиям
| 16.00-18.00
| Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено)
| Среда
| 12.00-13.30
| Психодиагностика | 13.30-14.00
| Подготовка к занятиям
| 14.00-15.00
| Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
| 15.00-16.30
| Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)
| 16.30-18.00
| Обработка результатов
| Четверг
| 9.00-15.00
| Методический день:
организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
| Пятница
| 9.00-11.30
| Обработка результатов | 11.30-13.00
| Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые)
| 13.00-15.00
| Консультирование учащихся (индивидуальное)
| Суббота
| 9.00-11.00
| Оформление документации | 11.00-12.30
| Консультирование педагогов (индивидуальное)
| 12.30-13.30
| Оформление кабинета
| 13.30-15.00
| Консультирование родителей (индивидуальное, групповое).
Психологическое просвещение родителей (лекторий)
|
Формы № 4 А-Ж (обязательные)
Журналы учета видов работы Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы.
Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности
Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами
Формы № 4 А
Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Дата, время
| Ф.И.О.
возраст
| От кого поступил запрос
| Характер
диагностики
| Примечания
рекомендации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы № 4 Б
Характер консультации - первичная, повторная и т.п.
В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации
В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту
Журнал консультаций педагога-психолога / книга приёма
№
п/п
| Дата и время проведе
ния
| Консультируемые (код)
| Повод
обращения
| Проблемы (выявленные)
| Динамика изменений
| Примечание
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы № 4 В
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальным программам, получившим экспертную оценку вышестоящего звена службы и утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника (Смотри форму № 10)
Дата
| С кем проводится занятие
| Тема занятия
| Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
| |