Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г.


НазваниеМетодические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г.
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
ГБОУ ВПО «АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ
КАФЕДРА КАРДИОЛОГИИ ФПО

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой кардиологии ФПО

ГБОУ ВПО АГМА Минздрава,

д.м.н., профессор М.А. Чичкова

___________________________

«____»_______________2014 г.

Методические рекомендации для ПРАКТИЧЕСКОЙ работы ординаторов

Астрахань – 2014г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)».


Рекомендации составлены: зав. кафедрой кардиологии д.м.н., профессором М.А. Чичковой; к.м.н доцентом Н.А. Ковалевой, ассистентами: к.м.н. Н.Л. Лохвицкой; к.м.н. О.С.Козловой; Н.В. Коваленко.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА КАРДИОЛОГИИ

ОРДИНАТОР ДОЛЖЕН УМЕТЬ


  1. Общие умения.




  • получить исчерпывающую информацию о заболевании больного; применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи пли интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния больного; принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь;

  • определить необходимость специальных методов исследования ( лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.);

  • определить показания для госпитализации и организовать ее;

  • провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

  • оценить данные электрокардиограммы, зондирование сердца, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;

  • определить степень нарушения гемостаза, показания к тромболитической терапии и выполнить все мероприятия по их нормализации;

  • назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

  • определить объем реабилитационных мероприятий и профилактики для больных сердечно-сосудистой патологией;

  • определить объем лечения и реабилитации больных после операций на клапанах и сосудах сердца и имплантации кардиостимуляторов;

  • определить должный объем консультативной помощи и провести коррекцию лечения;

  • оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

  1. Специальные умения.

Врач - кардиолог должен уметь анализировать:

  • данные лабораторных и биохимических методов исследования;

  • данные рентгеноскопии и рентгенографии, томографии;

  • данные эхокардиографии, реографии, ФКГ;

  • данные радиоизотопных методов исследования;

  • данные ангиографии, коронарографии, вентрикулографии,

  • данные ЭКГ, велоэргометрии, пищеводной стимуляции сердца;

  • данные гемодинамики, катетеризации полостей сердца.

Врач-кардиолог должен уметь проводить следующие манипуляции:

  • реанимационные манипуляции;

  • пункцию и катетеризацию центральных вен, правых отделов сердца;

  • электроимпульсную терапию при аритмиях;

  • временную эндокардиальную стимуляцию ;

  • велоэргометрию;

  • вагусные и лекарственные пробы;

  • острый лекарственный тест;

  • снять и расшифровать электрокардиограмму;

  • определить группы крови, произвести переливание крови;

  • катетеризацию мочевого пузыря;

  • пункцию брюшной и плевральной полостей, полости перекарда;

  • чреспищеводную стимуляцию сердца;

  • суточное мониторирование ЭКГ, суточное мониторирование АД.

  • План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы.

2. Демонстрация больного по теме занятия

3. Самостоятельная работа студентов.

4. Разбор курируемых больных.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ П.О. 01.1

«Ведение больных ИБС. Стабильной стенокардией, кардиомиопатиями, артериальной гипертензией, нарушениями ритма сердца»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков в тактике введения пациентов с ИБС. стабильной стенокардией, кардиомиопатией, нарушениями ритма сердца с формированием профессиональных компетенций врача-специалиста.

учебно-целевые задачи:

Для формирования профессиональных компетенций ординатор должен знать и уметь:

1. Осуществлять общее исследование больных с заболеваниями внутренних органов (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные исследования), составляя его план.

2. Устанавливать предварительный диагноз на основании полученных результатов, организовывать консультации врачей - специалистов для установления окончательного диагноза и принимать в них участие.

3. Владеть современными методами терапии и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

4. Правильно оформить медицинскую документацию, включая лист временной нетрудоспособности, справку учащемуся, врачебную справку.

5. Дать необходимые рекомендации по амбулаторно-поликлиническому лечению.
Базисные знания и умения для формирования профессиональных компетенций ординатор должен знать из курсов:

Анатомия - Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной и сосудистой стенки.

Патанатомия - Патоморфологические проявления при стабильной стенокардией, кардиомиопатии, артериальной гипертензии, нарушении ритма сердца.

Патофизиология - Патофизиологические проявления при стабильной стенокардией, кардиомиопатии, артериальной гипертензии, нарушении ритма сердца.

Пропедевтика внутренних болезней - Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики при стабильной стенокардией, кардиомиопатии, артериальной гипертензии, нарушении ритма сердца.

Фармакология - Фармакологическое действие, фармакокинетика основных классов антиангинальных, гипотензивных и антиаритмических препаратов, разовые, суточные дозы, побочные действия препаратов, классификацию.Умение выписать рецепты.
Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

1. Диагностика, классификация ИБС.

2. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Стратификация риска кардиологических больных

3. Обследование пациента с патологией сердечно-сосудистой системы.

4. Современная классификация, план и этапность обследования больного с артериальной гипертензией

5. Немедикаментозное и медикаментозное лечение больных гипертонической болезнью.

6. Осложнения гипертонической болезни.

7. Показания и противопоказания к инвазивным методам диагностики и лечения больных кардиологического профиля.

8. Диагностика и современные методы лечения больных дилатационной, гипертрофической кардиомиопатией.

9. Диагностика нарушений ритма сердца.

10. Лечение пациентов с нарушениями ритма сердца. Профилактика осложнений.
Формы контроля и самоконтроля: см. тесты I –III уровня, ситуационные задачи.
Проработать литературу по теоретическим вопросам, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.
Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Болезни сердца и сосудов. Руководство Европейского общества кардиологов / под ред. А.Джона Кэмма, Томаса Ф. Люшера, Патрика В. Серруиса ; пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1480 с.

  2. Кушаковский, М.С. Аритмии сердца (Расстройства сердечного ритма и нарушения проводимости. Причины, механизмы, электрокардиографическая и электрофизиологическая диагностика, клиника, лечение): Руководство для врачей. – 3-е изд., испр. и доп. /М.С. Кушаковский. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2007. – 672 с.

  3. Чичкова М.А., Козлова О.С., Ковалева Н.А, Лохвицкая Н.Л. Диагностика и лечение эссенциальной артериальной гипертензии /Учебно-методическое пособие/ Издательство «Астраханская государственная медицинская академия». - Астрахань, 2013. – С. 92

  4. Чичкова М.А., Ахминеева А.Х, Гальцев С.С., Кашин А.В. Гипертрофическая кардиомиопатия /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» - Астрахань, 2012. – 90с.

  5. 2. Чичкова М.А., Алексеева Е.М., Зотикова О.С., Котельникова И.К. Кардиомиопатия: этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» - Астрахань, 2012. – с.


Дополнительная литература:

  1. Кобалава Ж.Д.. Достижения и проблемы современных исследований антигипертензивных препаратов / Ж.Д. Кобалава, Ю.В. Котовская. //Кардиология. - 2011. - № 1. - С. 91 - 99.

  2. Кардиомиопатии и миокардиты. /В.С. Моисеев, Г. К. Киякбаев. Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 368 с.

  3. Руксин В.В. Неотложная помощь при повышении артериального давления, не угрожающем жизни / В.В. Руксин, О.В. Гришин. //Кардиология. - 2011. - № 2. - С. 45 - 51.

  4. Белялов Ф.И. Аритмии сердца: монография; изд. 5, перераб. и доп. – Иркутск: РИО ИМАПО, 2011. - 333 с.

  5. Бокерия Л.А., Ревишвили А.Ш., Оганов Р.В. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению пациентов с фибрилляцией предсердий // Вестник аритмологии. – 2010. - №3. – С. 53-77.

  6. Показатели центральной гемодинамики у пациентов с пароксизмальной атриовентрикулярной узловой реципрокной тахикардией до и после радиочастотной катетерной абляции / Ю.Н. Беленков, Е.Г. Желяков, А.В. Ардашев [и др.]. //Кардиология. - 2010. - № 9. - С. 28 - 33.

  7. Яковлев В. М.. Клинико-визуальная диагностика безболевой ишемии миокарда / В. М. Яковлев, А. И. Мартынов, А. В. Ягода. - Ставрополь : б.и., 2012. - 214 с.


Уяснить, как следует пользоваться схемой диагностического поиска


Схема диагностического поиска и дифференциального диагноза при

артериальной гипертензии

I этап.

Заподозрить на основании жалоб больного, анамнеза болезни и жизни артериальную гипертензия, исключить .

II этап.

Провести физикальное обследование пациента с определением степени и стадии артериальной гипертензии, прогностической значимости.

III этап.

Составление программы лабораторно- инструментального исследования пациента, для определения вида артериальной гипертензии. Трактовка полученных данных.

IV этап.

Провести дифференциальную диагностику гипертонической болезни со следующими симпатическими гипертензиями (почечными, эндокринными, реноваскулярными, гемодинамическими)

V этап

Сформулировать клинический диагноз, обосновать его и детализировать согласно современной классификации.

VI этап

Определить тактику лечения артериальной гипертензии.

Выбрать наиболее подходящую гипотензивную терапию, с учетом фармакокинетики и фармакодинамики избранных препаратов, особенности патологических процессов и индивидуального состояния пациента. Возможные побочные действия избранных препаратов методы контроля, профилактики и коррекции.
Схема диагностического поиска и дифференциального диагноза при проведении лечения нарушений ритма и проводимости.
I этап Цель: определить наличие или отсутствие аритмии в данный момент. Для этого следует выявить клинические признаки нарушения ритма и проводимости, используя сведения изложенные в жалобах больного и из анамнеза болезни и жизни.

II этап

Провести физикальное обследование больного с определением видов аритмии, степени тяжести и прогностической значимости.

III этап

Лабораторно – инструментальные исследования: клинический и биохимический анализ крови, ЭКГ, холтеровское мониторирование, ЧПЭКС, ЭФИ, ЭХОКГ – обосновать необходимость их назначения с учетом диагностической значимости для каждого вида аритмий. Трактовка полученных данных.

IV этап

Сформулировать клинический диагноз с определением причинной обусловленности нарушений ритма и проводимости с оценкой: а) Функциональных причин;б) вида органического поражения сердца (ИБС, порок сердца, АГ, КМП, эндокринные поражения и т. д.) и степень выраженности электролитных, обменно – дистрофических, гемодинамических изменений; в) стадии НК и ее роли в генезе имеющихся нарушений г)Возможные связи данных нарушений ритма сердца с передозировкой лекарств;

V этап.

Назначения лечения при нарушениях ритма и проводимости.

При определении тактики лечения ответить на вопросы :

  1. Подлежат ли выявленные нарушения ритма и проводимости а) медикаментозной терапии б) немедикаментозной терапии

  2. Какова цель терапии а)купирование; б) плановая терапия ; в) профилактика

  3. Достаточно ли для устранения аритмии а) отмены средств, провоцирующих ее возникновение; б) проведения адекватной терапии основного заболевания; в) мероприятий воздействующих на КЩР и электролитное равновесие г) ликвидации НК.

  4. Выбрать препарат наиболее подходящий в данной ситуации

  5. Тактика применения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики избранных препаратов, особенности патологических процессов и индивидуальных особенностей больного, состояние органов участвующих в метаболизме, сопутствующая патология и проводимая по поводу ее терапия.

  6. Возможные побочные действия избранных антиаритмических средств, методы контроля, профилактики и коррекции.

  7. Оценка эффективности и адекватности проводимой терапии.

  8. Возможности ЭИТ, ЧПЭКС и хирургической коррекции данного вида нарушений ритма и проводимости.


Схема диагностического поиска и дифференциального диагноза при кардиомиопатии

I этап.

Заподозрить на основании жалоб больного, анамнеза болезни и жизни кардиомиопатию.

II этап.

Провести физикальное обследование пациента с определением этиологии, прогностической значимости.

III этап.

Составление программы лабораторно - инструментального обследования пациента, для подтверждения диагноза кардиомиопатии. Трактовка полученных данных.

IV этап.

Провести дифференциальную диагностику кардиомиопатии со следующими заболеваниями: ИБС (постинфарктный кардиосклероз с развитием аневризмы сердца), диффузные миокардиты тяжелого течения, приобретенные пороки сердца в стадии тотальной сердечной недостаточности, гипертоническая болезнь далеко зашедших стадий, болезни накопления (гемохроматоз, первичный амилоидоз с преимущественным поражением сердца).

V этап

Сформулировать клинический диагноз, обосновать его и детализировать согласно современной классификации.

VI этап

Определить тактику лечения кардиомиопатии. Выбрать наиболее подходящую терапию, согласно этиологии. Определить тактику лечения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики избранных препаратов, особенности патологических процессов и индивидуального состояния пациента. Возможные побочные действия избранных препаратов методы контроля, профилактики и коррекции. Оценить показания к хирургическому методу лечения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации подготовлены в соответствии с приказом...
...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных граждан Общие положения
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25. 08. 2011 №976н (далее Административный регламент...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий для...
Методические рекомендации предназначены для ординаторов ведущих дисциплину по специальности

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconПамятка для работодателя
Порядок заполнения листка нетрудоспособности также изменился. Основные рекомендации по заполнению документа регламентируются приказом...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconП. А. Герцена Министерства здравоохранения и социального развития...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и руководителей организационно-методических...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические указания по представлению информации в сферы обязательного...
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н утверждены Методические указания...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации к выполнению бакалаврской работы направление...
Методические рекомендации составлены в соответствии с фгос впо по направлению «Менеджмент» и Прооп впо по данному направлению. Приказ...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации по оформлению и представлению наградных...
Минэкономразвития России от 9 ноября 2009 г. №460 «о почетной грамоте Министерства экономического развития Российской Федерации и...

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические указания для студентов общие вопросы настоящие указания...
«Получение первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности врача стационара»

Методические рекомендации для практической работы ординаторов Астрахань 2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. iconМетодические рекомендации по организации обследования, заполнению...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации Областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru