Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать


Скачать 137.06 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк строгой отчетности > Методические рекомендации
Документация педагога-психолога должна соответствовать следующим принципам:

- основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ, а именно:

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99);

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000);

Инструктивное письмо органов управления образованием субъектов РФ № 3 от 01.03.99 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/6 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

- охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;

- отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;

- отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;

- ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;

- обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;

- быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Нормативная документация педагога-психолога в ДОУ основывается на тех же основных нормативных документах, что и в любом образовательном учреждении и может быть следующей:

1. Перспективный годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения.

2. График работы специалиста, утвержденный руководителем учреждения.

3. Журнал регистрации групповых форм работы.

4. Журнал регистрации индивидуальных форм работы.

5. Журнал регистрации консультаций.

6. Список детей, нуждающихся в сопровождении психолога. Протоколы, работы и индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения воспитанников, нуждающихся в комплексном сопровождении.

7. Материалы, отражающие взаимодействие специалиста с воспитателями и другими специалистами в ДОУ.

8. Материалы, отражающие методическую работу.

9. Программы, реализуемые в процессе коррекционно-развивающей работы, рассмотренные на районном МО и рекомендованные к использованию, а так же утвержденные педагогическим советом.

10. Годовой анализ работы.

11. Дополнительно ведется документация согласно должностным инструкциям и положениям, утвержденным руководителем каждого конкретного образовательного учреждения (в зависимости от специфики учреждения).

Информацию по этому вопросу Вы можете найти в следующих источниках:

1. Приложение к журналу Управление ДОУ. Медико-психолого- педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. М., 2006г.

2. Журнал Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии 2005 г., №5;

3. Журнал Дошкольное воспитание 2009г., №8;

4. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. Под общ. ред. Н.Я. Большуновой. Сост. Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова. МОУ-ЦО «Пеликан». Бердск, 1998.;

5. Обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК). Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998;

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

7. Организация Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Новосибирской области. Методические рекомендации. Новосибирск 2008.Формы учета деятельности
и отчетность педагогов-психологов




Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам*:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма # 1);
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма # 2);
3. Журнал консультаций психолога (Форма # 3);
4. Журнал учета групповых форм работы (Форма # 4);
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы ## 5, 5А, 5Б, 5В);
6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы ## 6, 6А);
7. Коррекционная работа (Форма # 7);
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма # 8);
9. Требования к авторским программам (Форма # 9);
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма # 10);
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма # 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма # 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма # 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.

Форма # 1 (обязательна)

Требования к плану работы педагога-психолога
учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:
цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка", нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России").
2. План работы должен включать следующие графы:

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Форма # 2 (обязательна)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания)

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).
7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см.схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных:
аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.


Схема учетов результатов тестирования

Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись

Форма # 3 (обязательна)

ЖУРНАЛ
консультаций психолога

Полное наименование учреждения образования.

Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.
Форма # 4 (обязательна)

ЖУРНАЛ
учета групповых форм работы


К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями)
коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе
семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.


Форма # 5 (обязательна)

КАРТА
психолого-медико-социальной помощи ребенку

Карта #___________ Обследование проводит ________________
Дата ________________

Фамилия_____________________ Имя_________________________
Дата рождения
Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
Класс (группа)
Адрес
Телефон
Фамилия, имя, отчество родителей
Кем направлен
Причина обращения
Анамнестические сведения
Семья
Условия проживания
Биологические факторы
леворукость
Особенности раннего развития
Воспитание до учреждения образования
Наблюдение специалистов
Жалобы в настоящий момент
Проблемы, связанные с учреждением образования


Заключение

Рекомендации

Форма # 5А


Форма # 5Б


Психологическое заключение
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Форма # 5В

На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:

Посещение коррекционных занятий.
Специалист
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

За прошедший период произошли следующие изменения:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Рекомендации педагогу:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

С рекомендациями ознакомлен
Педагог

Рекомендации родителям:

С рекомендациями ознакомлены
мать
отец
Форма # 6

ПРОГРАММА
работы педагога-психолога с группой _________________
(какой)
1. Составлена психологом Ф.И.О.
2. Описание класса (группы):
психологическая характеристика детей;
общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3. Цели программы
(прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления:___________ Подпись психолога:_______________
Форма # 6А

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
в классе (группе)________ в _______ учебном году

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.

2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).

4. Название форм индивидуальной работы с детьми.

Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание, и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата:______________________ Подпись психолога:_______________
Форма # 7
(обязательна для учреждений специального образования)

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

_____________1999 г.

Фамилия______________________ Имя
Учреждение образования
Класс (группа)
Мнение специалиста
(индивидуальная коррекция)


Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с__________по___________произошли следующие изменения _______________________________________
_________________________________________________________________________________


РЕКОМЕНДОВАНО:______________________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Форма # 8
(обязательна для учреждений специального образования)

ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий


I. Пояснительная записка:
1. Актуальность, цель программы (в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)
2. Задачи (в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий)
3. Адресат (с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)
4. Содержание (в виде, раскрывающем содержание разделов)


II. Тематический план занятий по следующей схеме:

III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы)

Ведущий_____________________ Ф.И.О., должность______________
Форма # 9
(обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)

ТРЕБОВАНИЯ
к авторским программам


Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.


Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.


Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).


Форма # 10 (рекомендована)


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност.
2. Представление результатов исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Выводы и рекомендации.

Форма # 11 (рекомендована)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.

Похожие:

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 90

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconМетодические рекомендации для анализа урока анализ занятия
Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconЗдоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы
Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconГ. Сочи
«Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  icon«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому...
В. Г. Пинигина, Е. А. Липская; Институт развития образования и социальных технологий, гоу «Варгашинский детский дом», Курган, 2011...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconРабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного...
Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде....
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогической...
По организации психолого-педагогической диагностики обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида, получающих образовательный...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования охватывать  iconАннотация к умкд «Иностранный язык (английский язык)» для студентов...
Краткая характеристика учебной дисциплины, еѐ место в учебно-воспитательном процессе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru