Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)
Тематический план лекций (приложение 2)
Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)
III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины:
Данный курс направлен на изучение и овладение студентами современных технологий, средств обработки и представления информации для использования знаний, навыков в профессиональной деятельности специалиста. Полученные знания о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению позволит грамотно представлять и интерпретировать данные научных исследований и медицинской практики. Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит будущих специалистов к оперированию этими знаниями и навыками.
Задачи дисциплины:
изучить основные методы сбора, хранения и обработки информации
освоить программное обеспечение, использующихся для облегчения расчетов и вывода информации
самостоятельно выполнять различные проекты и вести документацию на персональном компьютере
уметь организовывать и реализовывать практическую деятельность с учетом знаний о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований
управлять компьютерными системами в здравоохранения с использованием приложений для решения задач медицины и здравоохранения, средствами информационной поддержки врачебных решений
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060601 «Медицинская биохимия».
Дисциплина входит в Математический и естественнонаучный цикл, базовая часть ФГОС
Дисциплины, освоение которых, необходимо для изучения данной дисциплины: математика, физика, химия, биология.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
|
| Общекультурные компетенции
| ОК-№1
| Быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать в практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
|
| Профессиональные компетенции
| ПК -№2
| Быть способным к анализу медицинской информации пир помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ.
| ПК -№21
| Уметь научно обосновывать применение современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, к медико-статистическому анализу информации, к анализу показателей деятельности различных медицинских учреждений.
| ПК -№26
| Работать на персональных компьютерах, использовать основные пакеты программ, в том числе по обработке экспериментальных и клинико-диагностических данных биохимических, молекулярно-биологических, иммунологических и медико-генетических исследований.
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
Теоретические основы информатики.
Современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных.
Методики сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах
Использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в здравоохранении.
Уметь
Использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучение биохимических процессов в организме.
Владеть
Методами обработки экспериментальных медико-биологических данных.
Методами работы в различных операционных системах, с базами данных, с экспертными системами.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _9_ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 192
| 1-4
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 64
| 1-4
| Практические занятия (ПЗ)
| 128
| 1-4
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 96
| 1-4
| Экзамен
| 36
| 4
| Общая трудоемкость (час.)
| 324
| 1-4
| 5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| Информационный подход к истории развития цивилизации
| История развития общества. Информационные революции. Информатизация как глобальный процесс. Этапы, предпосылки информатизации. Информационное общество.
| 2
| Информация как современный катализатор развития общества
| Информация как фундаментальная истина. Основные понятия информации. Теория информации. Формула информации. Методы кодирования информации.
| 3
| Информатика как наука
| История науки. Цель и предмет изучения. Основные направления науки, дальнейшее развитие информатики, связь с медициной.
| 4
| История появления вычислительной техники
| Исторические этапы развития ВТ.
Поколения компьютеров.
| 5
| Устройство ПК
| Структурная схема ПК. Внутренние и внешние устройства.
| 6
| Программы общего и профессионального назначения
| Операционная система Windows
Программы MS Office
Создание, редактирование, вставка и работа с объектами в MS Word
Расчет аналитических данных с их последующей интерпретацией результатов в MS Excel. Представление информации с помощью MS Power Point
| 7
| Моделирование медицинских задач
| Моделирование биологических процессов и исходов.
| 8
| Статистический анализ данных
| Решение задач с использованием программного статистического инструментария
| 8
| Информационные системы.
| Обзор медицинских информационных систем. Сбор, хранение, поиск, структура данных. Создание систем хранения, поиска и удобного представления в MS Access. Создание медико-информационных систем пациента. Обзор экспертных систем.
| №
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 9
| Информационные сети
| История. Основные понятия. Функции. Виды сетей. Глобальная сеть Internet. Ресурсы Internet. Обзор медицинских ресурсов.
| 10
| Информационные технологии в медицине
| Использование средств ВТ для решения медицинских задач. История, описание поколений ЭВМ, использовавшихся в медицине
| 11
| Специализированные медицинские системы
| Классификация. Организация информационной структуры систем, подчиненность, отчетность, виды деятельности.
| 12
| Медицинские приборно-компьютерные системы
| Понятие о медицинских приборно-компьютерных системах (МПКС). Классификация, структура, системы для диагностики, мониторинга и управления лечебным процессом.
| 13
| Электронно-программные системы ведения пациентов. Автоматизированные компьютерные системы приема и расчета лабораторных биохимических данных.
| Обзор демо-версий.
Работа в приложениях.
| 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
| КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| Информационный подход к истории развития цивилизации
| 2
| 2
|
|
|
| 6
| 10
| 2
| Информация как современный катализатор развития общества
| 4
| 6
|
|
|
| 8
| 18
| 3
| Информатика как наука
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 12
| 4
| История появления вычислительной техники
| 2
| 4
|
|
|
| 8
| 14
| 5
| Устройство ПК
| 4
| 8
|
|
|
| 8
| 20
| 6
| Программы общего и профессионального назначения
| 8
| 24
|
|
|
| 10
| 42
| 7
| Статистический анализ данных
| 8
| 20
|
|
|
| 6
| 34
| 8
| Информационные системы
| 8
| 14
|
|
|
| 8
| 30
| 9
| Информационной сети
| 8
| 14
|
|
|
| 6
| 28
| 10
| Информационные технологии в медицине
| 4
| 10
|
|
|
| 6
| 20
| 11
| Специализированные медицинские системы в биохимии
| 4
| 6
|
|
|
| 10
| 20
| 12
| Медицинские приборно-компьютерные системы
| 4
| 8
|
|
|
| 10
| 22
| 13
| Электронно-программные системы ведения пациентов. Автоматизированные компьютерные системы приема и расчета лабораторных биохимических данных.
| 4
| 10
|
|
|
| 4
| 18
| 6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
| 1
| Специализированные медицинские системы
| Деловая игра
(работа в существующих приложениях или создание новых)
| 4
| 2
| Статистический анализ данных
| Кейс технология
(решение задач)
| 4
| Итого (час.)
| 8
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 4,2
| 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1
| Применение информационных технологий в медицине
| Выполнение контрольных работ, рефератов
| Демонстрация, защита
| 2
| Компьютерные программы обработки медико-биологических данных
| Написание рефератов
| Демонстрация, защита
| 3
| Разработка АРМ-лаборатории
| Научная работа (описание аппаратно - программного комплекса для лаборатории и создание МИС для хранения и анализа)
| Демонстрация презентации и готовой МИС
| 8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад, защита проектов)
- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, задач)
- электронные (презентации и др.)
Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.
Этапы проведения экзамен
1. Этап - _____ Тест ___________
(название этапа)
2. Этап - _____Устный контроль __
(название этапа)
3. Этап - _____практическая работа на ПК__
(название этапа)
Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основной список литературных источников.
Информатика: Базовый курс : Учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .
Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.
Медицинская информатика: Учебное пособие / В.И.Чернов, О.В.Родионов, И.Э.Есауленко и др. – Воронеж, 2004. – 282 с.: ил.
Информатика для медиков : учеб. пособие / Г. А. Хай. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 222 с.
9.2. Дополнительный список литературных источников.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике./В.П.Омельченко, А.А.Демидова. –Ростов-на-Дону, 2001.–304 с
А.Кузнецова Microsoft Access 2003. Русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательский дом BHV, 2006. – 365 с.: ил.
Медицинская информатика : Практикум: / В.Я. Гельман. - 2-е изд., испр. - СПб.; М. ; Харьков ; Минск : Питер, 2002. - 480 с. - (Нац.мед.б-ка). - Библиогр.: с. 463-468
Ершова Т. И. Информационное общество и развитие России/Т.И.Ершова//Информационные ресурсы России.-2001.-№3-4.-с. 26-27
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
http://www.nlm.nih.gov – Национальная медицинская библиотека /Поиск современных подходов в медицине.
http://www.rmj.ru/ - Российский медицинский журнал /Клинические рекомендации и алгоритмы для практикующих врачей.
http://www.mednet.com/ Компьютерная сеть министерства здравоохранения России. /Современные данные и информация в медицине
www.studmedlib.ru –Электронная студенческая библиотека СГМУ /Полнотекстовые электронные издания по дисциплинам ВУЗа
http://www.medlook.ru/ - Медицинские сайты /Обзор медицинских ресурсов Интернет
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.1 Занятия проводятся в аудиториях университета, в которых имеется персональные компьютеры. Установленное программное обеспечение ОС Windows, набор офисных приложений MS Office, статистические пакеты анализа и расчетов, браузеры Firefox, Internet Explorer.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Ст. преподаватель
| Смертина Е.В.
|
|
|
|
|
|
|
| Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 2
|