Скачать 0.72 Mb.
|
ПРИНЯТО: Утверждаю: На заседании Приказом заведующего Педагогического совета МАДОУ №118 «Яблочко» От « » --------- 2015 № ---- ------------З. Р. Юзекаева Протокол № --- «---» ----------2015г.№ ----- Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л.Р. Хузина А.Т. 2014 год г. Набережные Челны Содержание Пояснительная записка………………………………………………...…………………..4 Актуальность…………………………………………………………………………..….....6 1.Содержание Программы……………………………………………..…………………...8 2.Работа с родителями……………………………………….………………………….....11 2.1. Учебно – тематический план Родительские собрания…………………………...14 2.2. Учебно-тематический план Родительского клуба « Клуб Молодых родителей»…………………………………………………………………..…..14 2.3. Стендовая информация. Примерные темы консультаций. …………………….16 2.4. Оценка результативности. Ожидаемые результаты…………………..…..……..17 3.Формы работы с детьми раннего возраста. Алгоритм прохождения адаптации …..………………………………………………...18 3.1. Примерный план воспитательно – образовательной работы в период адаптации……………………………………………………………………………..…….22 4.Проведение психологических занятий педагогом – психологом…………………..30 4.1.Рекомендации по проведению занятий………………………………………………30 4.2.Тематическое планирование. Психологических занятий в группе раннего возраста.…………………………..………………………………………………..…...…...31 5.Используемая литература………………………………………………………………33 Приложение 1 Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад (возраст от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – памятка для родителей…………………….…………………37 Приложение 2 Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)……………….39 Приложение 3 Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду». .. .41 Приложение 4 Оборудования для обследования детей раннего возраста (2-3 года)…..46 Приложение 5 Анкета для родителей. «Успешная адаптация дошкольника к условиям ДОУ»…………………………………………………………………………………….…….47 Приложение 6 Лист педагогической адаптации. Оценка параметров адаптации. Лист психологической адаптации. Оценка параметров адаптации. Сводная таблица педагогической адаптации группы……………………………………………….………… Приложение 7 Анкета для родителей. «Как прошла адаптация ребенка в детском саду»…………………………………………………………………………………………42 Приложение 8 Примерные игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет…43 Пояснительная записка. Сухомлинский В.А. писал, что детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др. Период привыкания детей - неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы. Н.М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью . Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – актуальна. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков . Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста. Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:
Педагоги ДОУ организовывают жизнь ребенка в дошкольном учреждении, так чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Факторы, которые могут затруднять благоприятное прохождение периода адаптации: частые заболевания матери; недостаток эмоционального общения ребенка с матерью в первый год жизни; резкие, нарушенные отношения между родителями; вторая и третья группа здоровья; заболевания ребенка в первый год жизни, особенно с повышением температуры тела; отставание в нервно - психическом развитии. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризисные сроки: 1 г. 3 м., 1 г. 6 м., 1 г. 9 м., 2 г. 3 м., 2 г. 6 м., 2 г. 9 м., 3 г. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются. Актуальность. Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого прежде всего необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации. На основании вышерассмотренного нами представляется актуальной проблема адаптационного периода детей раннего возраста. Содержание Программы. Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и сотрудников ДОУ здесь не обойтись. Во – первых родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трех вариантах адаптации. Легкая адаптация — около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям. Адаптация средней тяжести — семья приспосабливается за два месяца. Тяжелая адаптация — требуется три месяца. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого, прежде всего, необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации. Для успешного привыкания детей, раннего и младшего дошкольного возраста к новым условиям, разработана программа «Психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации». Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др. Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста. Цель программы: Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Задачи Программы:
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Система работы в данном направлении призвана обеспечить адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения с минимальными потерями в плане психического, физического и социального здоровья. В программу включены различные методы и техники: наблюдение, анкеты, беседа. Программа включает в себя:
Данная программа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок – родитель – воспитатель. В связи с этим организована работа по трем направлениям:
Программа составлена с опорой на глубокое научное знание законов и закономерностей развития детской психики. Она базируется на следующих организационных принципах:
|
Открытого Республиканского фестиваля-конкурса вокалистов исполнителей на иностранном языке «talents» 2016 год | Полная, многодетная, одинокая мать/отец, неполная семья/ утеря кормильца, развод, родители инвалиды 1,2 группы, ребенок инвалид,... | ||
Егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель... | М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа курса английского языка «Enjoy English» для 2-11 классов | ||
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги коррекционного образования, педагоги спо, нпо, воспитатели... | При сдаче годовых статистических отчетов медицинских организаций Томской области отчетные формы федерального статистического наблюдения... | ||
Форма мп-сп – это новый отчет, который с 1 апреля 2016 года сдают все малые компании и предприниматели (письмо Росстата от 14. 01.... | К класса с задержкой психического развития на 2013 2014 учебный год по предмету «Немецкий язык» на 2013-2014 учебный год | ||
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр,... | Данная программа направлена на систематическую работу по реализации прав граждан на получение основного образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |