Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год


НазваниеПрограмма «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год
страница1/5
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5
ПРИНЯТО: Утверждаю:

На заседании Приказом заведующего

Педагогического совета МАДОУ №118 «Яблочко»

От « » --------- 2015 № ---- ------------З. Р. Юзекаева

Протокол № --- «---» ----------2015г.№ -----

Программа

«Семья!»

Составили

воспитатели:

Хафизова Л.Р.

Хузина А.Т.

2014 год

г. Набережные Челны

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………...…………………..4

Актуальность…………………………………………………………………………..….....6

1.Содержание Программы……………………………………………..…………………...8

2.Работа с родителями……………………………………….………………………….....11

2.1. Учебно – тематический план Родительские собрания…………………………...14 2.2. Учебно-тематический план Родительского клуба « Клуб

Молодых родителей»…………………………………………………………………..…..14

2.3. Стендовая информация. Примерные темы консультаций. …………………….16 2.4. Оценка результативности. Ожидаемые результаты…………………..…..……..17

3.Формы работы с детьми раннего возраста.

Алгоритм прохождения адаптации …..………………………………………………...18 3.1. Примерный план воспитательно – образовательной работы в период адаптации……………………………………………………………………………..…….22

4.Проведение психологических занятий педагогом – психологом…………………..30

4.1.Рекомендации по проведению занятий………………………………………………30

4.2.Тематическое планирование. Психологических занятий в группе раннего возраста.…………………………..………………………………………………..…...…...31

5.Используемая литература………………………………………………………………33
Приложение 1 Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад (возраст от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – памятка для родителей…………………….…………………37

Приложение 2 Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)……………….39

Приложение 3 Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду». .. .41

Приложение 4 Оборудования для обследования детей раннего возраста (2-3 года)…..46

Приложение 5 Анкета для родителей. «Успешная адаптация дошкольника к условиям ДОУ»…………………………………………………………………………………….…….47

Приложение 6 Лист педагогической адаптации. Оценка параметров адаптации. Лист психологической адаптации. Оценка параметров адаптации. Сводная таблица педагогической адаптации группы……………………………………………….…………

Приложение 7 Анкета для родителей. «Как прошла адаптация ребенка в детском саду»…………………………………………………………………………………………42

Приложение 8 Примерные игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет…43


Пояснительная записка.

Сухомлинский В.А. писал, что детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических ме­роприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы.

Н.М. Аксарина, одна из основоположни­ков науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все рав­но болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью .

Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – актуальна. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков .

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста.

Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:

  • Длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.

  • Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

  • Фрустрация каких – либо потребностей ребенка.

  • Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.

Педагоги ДОУ организовывают жизнь ребенка в дошкольном учреждении, так чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Факторы, которые могут затруднять благоприятное прохождение периода адаптации: частые заболевания матери; недостаток эмоционального общения ребенка с матерью в первый год жизни; резкие, нарушенные отношения между родителями; вторая и третья группа здоровья; заболевания ребенка в первый год жизни, особенно с повышением температуры тела; отставание в нервно - психическом развитии.

Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризисные сроки: 1 г. 3 м., 1 г. 6 м., 1 г. 9 м., 2 г. 3 м., 2 г. 6 м., 2 г. 9 м., 3 г. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются.
Актуальность.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого прежде всего необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.

На основании вышерассмотренного нами представляется актуальной проблема адаптационного периода детей раннего возраста.


Содержание Программы.

Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и сотрудников ДОУ здесь не обойтись.

Во – первых родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трех вариантах адаптации.

Легкая адаптация — около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

Адаптация средней тяжести — семья приспосабливается за два месяца.

Тяжелая адаптация — требуется три месяца.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого, прежде всего, необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.

Для успешного привыкания детей, раннего и младшего дошкольного возраста к новым условиям, разработана программа «Психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации». Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Цель программы:

Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

  3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Система работы в данном направлении призвана обеспечить адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения с минимальными потерями в плане психического, физического и социального здоровья.

В программу включены различные методы и техники: наблюдение, анкеты, беседа. Программа включает в себя:

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие внимания;

  • развитие памяти;

  • развитие логического и творческого мышления;

  • развитие речи,

  • развитие коммуникативных навыков;

  • пальчиковую гимнастику;

  • артикуляционную гимнастику;

  • знакомство с органами чувств и их функциями;

  • начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);

  • аппликацию, рисование, лепку;

  • игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Данная программа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок – родитель – воспитатель.

В связи с этим организована работа по трем направлениям:

  • с родителями;

  • педагогами;

  • воспитанниками.

Программа составлена с опорой на глубокое научное знание законов и закономерностей развития детской психики.

Она базируется на следующих организационных принципах:

  • Диагностика уровня психического развития каждого ребенка с целью определения оптимально возможной нагрузки при выборе программы;

  • Психолого-педагогическое сопровождение курса занятий;

  • Просветительская работа с родителями, направленная на формирование родительских требований к детям, адекватных их нервно-психическим и физиологическим возможностям;

  • Построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconДиплом 3 степени Хусаинова Ильвина, Санникова Оксана, Хузина Аделя,...
Открытого Республиканского фестиваля-конкурса вокалистов исполнителей на иностранном языке «talents» 2016 год

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconОбразец заявления для устройства в доу
Полная, многодетная, одинокая мать/отец, неполная семья/ утеря кормильца, развод, родители инвалиды 1,2 группы, ребенок инвалид,...

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconАнализ государственной итоговой аттестации- 2014 11 класс (результаты...
Егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель...

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconРабочая программа по английскому языку год составления 2013-2014 учебный год
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа курса английского языка «Enjoy English» для 2-11 классов

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconКонкурса
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги коррекционного образования, педагоги спо, нпо, воспитатели...

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconПрограмма представления статистических отчетов за 2014 год
При сдаче годовых статистических отчетов медицинских организаций Томской области отчетные формы федерального статистического наблюдения...

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconФорма мп-сп за 2015 год образец заполнения
Форма мп-сп – это новый отчет, который с 1 апреля 2016 года сдают все малые компании и предприниматели (письмо Росстата от 14. 01....

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconРабочая программа по немецкому языку в 7 классе составлена на основе...
К класса с задержкой психического развития на 2013 2014 учебный год по предмету «Немецкий язык» на 2013-2014 учебный год

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconПрограмма-проект "Семья" Семья и школа это берег и море. На берегу...
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр,...

Программа «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год iconПрограмма «всеобуч» на 2014-2015 учебный год пояснительная записка программа «Всеобуч»
Данная программа направлена на систематическую работу по реализации прав граждан на получение основного образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru