ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирования личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе. Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения, социально-бытовой компетентностью. Контингент учащихся Болгарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида, возрастные и психофизические особенности их развития (чуть больше 50% учащихся усваивают материал имеющейся программы по СБО) способствовали созданию программы «Ступеньки в жизнь» по предмету СБО, основной особенностью которой является направленность на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Данная программа составлена на основе:
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под ред. Воронковой В.В. Москва «Владос» 2000 г.;
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) Москва «Просвещение» 1990 г.;
Методического пособия «Социально-бытовая подготовка воспитанников (специальных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Гладкой В. В. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2003 г.;
Данных экспериментальных исследований последнего времени (Т.Н. Стариченко, Е.И. Разуван, Щербакова А.М., Жулковска Т. и др.);
Собственного опыта практической работы в Болгарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат VIII вида и обучения на ФПП по специальности «Олигофренопедагог» при ИРО РТ (квалификационная (дипломная) работа «Общение как важнейший фактор социализации подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями» научный руководитель кандидат социологических наук Реут М.Н. декабрь 2006 г.).
Программа «Ступеньки в жизнь» определяет для реализации следующие цели: Научить учащихся самостоятельно организовывать свой быт, посредством формирования у них необходимых знаний, умений и навыков, что позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы; Формировать навыки общения у детей с нарушением интеллектуального развития, способствующие социальной и психологической адаптации и успешной интеграции этих детей в общество так как основной особенностью социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями является нарушение общения данного ребенка (или его когнитивных навыков). Для достижения целей необходимо решить следующие основные задачи: знания и умения бытового труда для практической подготовки учащихся к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни и труду (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
умения пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи и общественного транспорта);
экономико–бытовые умения (учить ориентироваться в экономико-бытовых вопросах: представление о деньгах, бюджете, его планировании и рациональном использовании и т.д.);
коммуникативные умения: связанно и логично излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; пользоваться формами речевого этикета и т.д.;
элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
осознать значение здорового образа жизни для человека и довести до сознания учащихся мысль, что здоровье – главное богатство человека, за которое отвечает сам человек;
освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми, способствовать принятию этих норм;
эмоционально положительное отношение к окружающим (доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, посильную помощь);
личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость, самостоятельность, ответственность, инициативность, умение преодолевать трудности и доводить начатое да конца;
Развивать интерес к национальным традициям;
|