ГБСКОУ Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Рабочая программа курса социально-бытовой ориентировки
коррекционной школы 8 вида
9 класс
Составитель:
Решетникова В.К. учитель СБО
I квалификационной категории
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по СБО для 9 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе примерной программы по СБО для 9 класса под редакцией В.В Воронковой. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (2 вариант).
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида сборник 1. Под ред. В.В. Воронковой.
На изучение программного материала отведено 68 часов.
Для проведения занятий и экскурсий уроки по СБО сдвоенные
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать размеры одежды и обуви;
- способы обновления одежды;
-значение диетического питания;
-правила поведения в обществе;
-основные маршруты самолетов;
-стоимость проезда;
- виды ярмарок;
- виды денежных переводов;
- способы распространения инфекционных заболеваний
уметь:
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;
-составить меню питания на день;
-анализировать различные семейные ситуации;
-встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
- расставлять мебель в квартире;
- определять маршрут и выбирать транспортные средства;
- заполнить почтовый перевод;
- строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания.
Тематическое планирование
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей 4часа).
Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях, строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Диетическое питание (4 часа). Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.
Российская семья (5 часов). Условия создания семьи, основные семейные отношения.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Семейные традиции.
Культура поведения (4часа). Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Интерьер (3 часа). Рациональная расстановка мебели в квартире. Сохранение жилищного фонда.
Транспорт (4 часа). Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Ярмарки (3 часа). Значение ярмарок: международные, межгородские, межрайонные, сельские. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Время и место проведения ярмарок.
Виды переводов и связи (4часа). Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях.
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению (3 часа). Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| План
| Факт
| 1.
| Стиль одежды, мода
| 2
| 2
| 2
| 2.
| Выбор одежды и обуви
| 2
| 2
| 2
| 3.
| Средства и правила выведения мелких пятен на одежде
| 2
| 2
| 2
| 4.
| Соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен
| 2
| 2
| 2
| 5.
| Диетическое питание
| 2
| 2
| 2
| 6.
| Питание детей ясельного возраста
| 2
| 2
| 2
| 7.
| Приготовление национальных блюд
| 2
| 2
| 2
| 8.
| Составление меню и сервировка праздничного стола
| 2
| 2
| 2
| 9-10.
| Российская семья. Условия создания семьи, семейные отношения
| 4
| 4
| 4
| 11.
| Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета
| 2
| 2
| 2
| 12.
| Формы организации досуга, отдыха в семье
| 2
| 2
| 2
| 13.
| Семейные традиции
| 2
| 2
| 2
| 14.
| Культура поведения
| 2
| 2
| 2
| 15.
| Адекватность поведения в обществе
| 2
| 2
| 2
| 16-17.
| Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми
| 4
| 4
| 4
| 18.
| Интерьер
| 2
| 2
| 2
| 19.
| Рациональная расстановка мебели в квартире
| 2
| 2
| 2
| 20.
| Сохранение жилищного фонда
| 2
| 2
| 2
| 21.
| Транспорт. Назначение авиатранспорта
| 2
| 2
| 2
| 22.
| Маршруты
| 2
| 2
| 2
| 23-24.
| Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда
| 4
| 4
| 4
| 25.
| Ярмарки. Значение ярмарок
| 2
| 2
| 2
| 26.
| Виды ярмарок
| 2
| 2
| 2
| 27.
| Время и место проведения ярмарок
| 2
| 2
| 2
| 28.
| Виды переводов и связи
| 2
| 2
| 2
| 29.
| Стоимость отправления переводов
| 2
| 2
| 2
| 30-31.
| Особенности каждого вида связи и их значимость в современных условиях
| 4
| 4
| 4
| 32.
| Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению
| 2
| 2
| 2
| 33.
| Уход за больным
| 2
| 2
| 2
| 34.
| Документы, подтверждающие нетрудоспособность
| 2
| 2
| 2
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Тема
| Часы
| Цель
| Тип урока
| Практическая работа
| Дата
| Должны знать
| Должны уметь
| план
| факт
| ОДЕЖДА И ОБУВЬ (6 ч)
1. Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).
|
|
|
| -определение собственных размеров одежды и обуви;
|
|
| -размеры своих одежды и обуви;
-гарантийные сроки носки;
-правила возврата;
-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
-средства выведения пятен в домашних условиях;
| -пользоваться журналом мод;
-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальнымиособенностями;
| 2. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
|
|
|
| -экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного раздела с размерами, соответствующими ученику;
|
|
| 3. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
|
|
|
| -выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
|
|
| ПИТАНИЕ (12 ч)
1. Диетическое питание.
|
|
|
| -работа с литературой;
-подбор рецептов диетического питания;
-составление меню диетического питания на день, неделю;
|
|
|
|
| 2. Питание детей ясельного возраста.
|
|
|
| -составление меню на день, неделю для ребёнка ясельного возраста;
|
|
|
|
| 3. Приготовление национальных блюд.
|
|
|
| -запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его;
|
|
|
|
| 4.Составление меню и сервировка праздничного стола.
|
|
|
| - составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
|
|
|
|
| СЕМЬЯ (6 ч)
1. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье.
3. Семейные традиции.
|
|
|
| -упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
|
|
|
|
| КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4 ч)
1. Адекватность поведения в обществе.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Приём гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
|
|
|
| -сюжетно-ролевая игра «Встреча и расставание гостей»
|
|
|
|
| ЖИЛИЩЕ (4 ч)
1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
|
|
|
| -упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
|
|
|
|
| 2. Сохранение жилищного фонда.
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТРАНСПОРТ (2 ч)
1. Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
|
|
|
| ЭКСКУРСИЯ в аэропорт или кассу Аэрофлота.
|
|
|
|
| ТОРГОВЛЯ (4 ч)
1. Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
|
|
|
| -участие в школьной ярмарке;
|
|
|
|
| 3. Время и место проведения ярмарок.
|
|
|
| -посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам
|
|
|
|
| СРЕДСТВА СВЯЗИ (4 ч)
1. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.
|
|
|
| Экскурсия на почту.
-заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.
|
|
|
|
| 2. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютер, факс, АОН, телефон с определителем …
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (6 ч)
1. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Уход за больным.
|
|
|
| сюжетная игра – больной в доме.
Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приёма;
- поправка постели, организации столика у постели больного;
-ставить горчичники на кукле.
|
|
|
|
| 3. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (2 ч)
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление»… их назначение.
|
|
|
| -экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.
|
|
|
|
| ТРУДОУСТРОЙСТВО (18 ч)
1. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодёжи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
|
|
|
| Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству.
Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.
|
|
|
|
| 2. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
|
|
|
| Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
|
|
|
|
| 3.Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.
|
|
|
| Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
|
|
|
|
| 1 четверть – 18 часов 2 четверть – 16 часов 3 четверть – 18 часов 4 четверть – 16 часов
за год – 68 часов
Контрольно – проверочный тест 1 четверть СБО 9 класс
Фамилия учащегося_____________________________________________________________
Прочитай вопрос
| Отметь нужные варианты ответов
|
| 1. Для сохранения и укрепления здоровья необходимо:
| Проходить осмотр врачей ежегодно
Курить, пить спиртное
Соблюдать чистоту тела
Заниматься закаливанием, физкультурой
Носить грязные вещи, обувь
Правильно и разнообразно питаться
Кушать несвежие продукты
|
| 2. Роспись доходов и расходов семьи на месяц (год) называется:
| Кредит
Страховка
Бюджет
|
| 3. Бережливость при расходовании чего – нибудь называется
| Сбережение
Экономия
Заработная плата
|
| 4. Выдели правильные ответы.
Бюджет семьи складывается из:
| -Заработной платы родителей
-Заработка соседа
| -Пенсии членов семьи
-Найденных денег
-Пособия на ребёнка
|
| 5. Выдели правильные ответы.
Обязательные статьи расходов семьи:
| Ремонт одежды, обуви
Оплата жилья
Подарок на день рождения друга
Коммунальные услуги
Оплата проезда
Поход в театр, кино
Расходы на питание
|
| 6. Какой стиль одежды подходит людям, ведущим активный образ жизни?
| Романтический
Классический
Спортивный
|
| 7. Каким образом можно узнать свой размер рубашки, блузки?
| Спросить у мамы
Измерить обхват груди, поделить пополам
Измерить обхват бёдер, поделить пополам
|
| 8. При покупке одежды, обуви
| Нужно взять чек, сохранить его до конца гарантии
Брать чек не нужно, если носить аккуратно, то ничего не случится
Взять чек, чтобы помнить, сколько потратил
|
| 9. Выдели правильные ответы.
При покупке товаров в кредит:
| Нужно быстро подписать бумаги и забрать товар
Узнать стоимость вещи, условия кредита
Возвращать деньги по кредиту точно в срок
Можно взять несколько кредитов в разных магазинах
|
| 10. Как можно удалить пятно крови с одежды?
| Положить на него кусочек льда
Засыпать солью, полить горячей водой
Замочить в теплой воде, затем постирать с мылом
|
| 11. Что делать, если у любимых джинсов протерлась ткань на коленях
| Обрезать и сделать из них шорты
На протёртые места поставить декоративную заплату
Выбросить
Ходить с протёртыми коленями
|
|
|
|
|
| Оценка______________________ Литература: |