Скачать 280.54 Kb.
|
ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Рассмотрена и согласована Рассмотрена на Утверждаю: методическим объединением педагогическом совете Директор школы – интернат Протокол № ------- Протокол № ---------- _____________ О. А. Юдина от «___»___________2012г. от «___»___________2012г. «___» ___________2012г. Рабочая программа учебного курса «Социально – бытовая ориентировка» для 9 класса школы VIII вида Составитель: учитель С. С. Саяпина 2012г. Пояснительная записка Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Учебная программа по социально – бытовой ориентировке в 9 классе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Целью данной программы является развитие социальной компетенции у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы - интерната. Данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий. Задачи курса: - формирование у воспитанников коррекционной школа – интерната навыков самостоятельной жизни; - освоение теоритической информации, а так же приобретение бытовых навыков; - развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности. Нормативная база Настоящая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе: Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012г №272-ФЗ; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Школа-интернат руководствуется в своей деятельности Всемирной Декларацией ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; СанПин; I вариант Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065). Устав ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»; Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально – бытовая ориентировка , 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И.Романина, Н.П.Павлова М.:ВЛАДОС, 2000. Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г. Учебными пособиями данный курс не обеспечен. В данную программу были внесены следующие изменения и дополнения, часы для каждого класса распределены в зависимости от психофичических возможностей учащихся.
Место и роль учебного курса. Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке построена с учётом принципов системности, научности, доступности. Политические и экономические изменения, произошедшие в стране, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Положение детей с ограниченными возможностями, лишённых попечения родителей, является сложным ещё и потому, что дети, попадающие в интернатные учреждения из неблагополучных, неполных семей, или из дошкольных детских домов, не имеют представлений о многих житейских, бытовых, семейных проблемах. Социально – педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально – бытовая ориентировка». Но, не смотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство. Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживание членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально – бытовой ориентировке. Успешное усвоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска интерната, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью, и стать полноправным членом общества. Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально – бытовой ориентировке отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю для каждого класса. Формы организации занятий: лекция – беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учётом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала; лекция с разбором конкретной ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций; практические занятия, которые дают возможность обучающимся использовать теоритические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведёт к систематизации углублению знаний, к выработке умений и навыков. учебные сюжетно – ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поли компонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно отсталого ребёнка типов деятельностей: проблемно – поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно – ролевую (социально - моделирующую). Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок – экскурсия, урок практический: закрепление знаний, умений, навыков. Ключевые компетенции • Ценностно-смысловые • Общекультурные • Учебно-познавательные • Информационные • Коммуникативные • Социально-трудовые Виды и формы контроля. Текущий контроль: устный опрос, тестирование, контрольные вопросы и задания, работа с учебником, картиной, схемой, самостоятельная работа, собеседование. Итоговый контроль по окончанию темы, раздела: фронтальный опрос, самостоятельная работа, подготовка сообщения, упражнения на соотнесения, высказывание своего мнения и самостоятельно-выборочная работа. Форма итоговой аттестации обучающихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы Планируемый уровень подготовки. К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Два первых компонента представлены в содержании программы обучения. Большинство разделов программы изучается в 9 классе. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения знаний, совершенствование имеющихся у них навыков и формирование новых. Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах усвоения учебного содержания, а так же использование примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоритического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Процесс усвоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно – ролевых игр, экскурсий, обучающих уроков, практических работ. В результате организации программы у детей должно быть сформированы теоритические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи семье, адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве. Содержание учебной программы.
Личная гигиена (2 ч) Правила личной гигиены – основа образа жизни. Вред курения и алкоголя. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: делать разумный выбор. Одежда и обувь (6 ч) Стиль в одежде. Выбор одежды и обуви при покупке. Варианты обновления одежды. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Обобщение пройденного материала. Контрольная работа. Практическая работа, экскурсия. Экскурсия в специализированный магазин, определение размеров обуви и одежды, примерка одежды и обуви. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Межпредметные связи Математика. Счёт в пределах 400. Употребление числа с названием месяца. Использование линейки и сантиметровой ленты. Письмо и развитие речи. Написать заявления, расписки и т.д. Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами Бюджет семьи (10ч) Основные статьи расходов. Расходы на удовлетворение культурных потребностей. Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Виды вкладов. Государственное страхование. Кредит. Оформление кредита. Экскурсия в Сбербанк. Практическая работа. Экскурсия в Сбербанк. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Межпредметные связи Математика. Счёт в пределах 1000. Употребление числа с названием месяца. Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами Питание (12 ч) Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи. Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Рецепты приготовления национальных блюд. Отваривание пельменей и приготовление соусов. Приготовление вегетарианского борща. Выпечка блинов из дрожжевого теста. Рецепты приготовления диетических блюд Практическая работа. Приготовление национальных и диетических блюд, меню и сервировка праздничного стола. Учащиеся должны знать:
|
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена | Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных... | ||
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под ред. В.... | С. А. Казаковой, В. В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /... | ||
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | ||
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |