Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего общего образования «Школа №2 г. Облучье»
«Рассмотрено»
Руководитель МС
______________
«__»______2015 г.
| «СОГЛАСОВАНО»
зам директора по УВР
КасимоваТ.Н.
«__»______2015г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ СОО «Школа №2 г. Облучье»
Вологжина М.Р.
«__»______2015 г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Социально - бытовая ориентировка»
для учащихся 9 класса
(уровень специального коррекционного обучения 8 вида)
индивидуальное обучение
Учитель
Е.Е. Чумак
2015-2016 учебный год. Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке СБО разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Владос» 2001 г.
Цель:
Подготовка школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях.
Задачи:
Всестороннее формирование личности школьника
Становление и развитие познавательного отношения к себе («Я – концепция»)
Накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живёт ребёнок;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Развитие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены;
Формирование у детей коммуникативных умений и навыков, речевой культуры. Место предмета в школьном учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса:
Обучающиеся должны знать:
меры профилактики курения и алкоголизма.
размеры своих одежды и обуви;
способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
средства выведения пятен в домашних условиях;
общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовыхпятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;
правила стирки изделий из тюля, трикотажа.
тренировать свою силу воли в борьбе с алкоголизмом, курением.
значение диетического питания;
особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;
названия и рецепты 1 — 2 национальных блюд.
основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;
об обязанностях, связанных с заботой о детях.
правила поведения в обществе
правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).
правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);
требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правила сохранения жилищного фонда.
виды ярмарок;
отличия ярмарки от рынка, магазина;
время и место проведения ярмарок;
цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.
ориентироваться в расписании;
определять маршрут и выбирать транспортные средства;
выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.
приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — ярмарки
виды денежных переводов, их стоимость;
виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость;
способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
учреждения и отделы по трудоустройству;
местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;
виды документов, необходимых для поступления в учебное заведение;
правила перехода с одной работы на другую;
перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться журналом мод;
подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.
рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
выводить пятна на одежде разными средствами;
составить меню диетического питания на день;
составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;
приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;
выполнить сервировку праздничного стола.
анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
поддерживать и укреплять семейные традиции;
выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.
встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.
расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера.
порядок приобретения и возврата билетов;
правила поведения в аэропорту;
правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.
заполнить почтовый и телеграфный перевод;
подсчитать стоимость денежных отправлений;
оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;
написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;
заполнить анкету;
составить заявки на материалы, инструменты;
написать расписку, докладную записку.
Тематический план Темы
| Всего часов
| Уроков
| Практ работ
| Контрол. Работ
| Экскурсии
| «Личная гигиена»
| 2
| 1
| 1
|
|
| «Одежда»
| 3
| 2
| 1
|
|
| «Семья»
| 4
| 2
| 2
|
|
| «Культура поведения»
| 2
| 2
|
|
|
| «Жилище»
| 2
| 2
|
|
|
| «Транспорт»
| 1
| 1
|
|
|
| «Торговля»
| 4
| 2
| 1
|
| 1
| «Медицинская помощь»
| 3
| 2
| 1
|
|
| «Бюджет семьи»
| 3
| 1
| 1
|
| 1
| «Питание»«
| 4
| 1
| 2
| 1
|
| «Средства связи»
| 3
| 2
| 1
|
|
| «Трудоустройство. Поступление в учебное заведение»
| 4
| 1
| 2
|
| 1
| Итого
| 35
| 19
| 12
| 1
| 3
|
Календарно-тематическое планирование
№п/п
| Планируемая
дата
| Фактическая дата
| Наименование темы занятия
| Кол-во часов всего
| В том числе на
| уроки
| Практработа
| Конт.раб
| Экскурсии
| Личная гигиена
| 2
| 1
| 1
|
|
| 1
| 3.09
|
| Вред курения
|
| 1
|
|
|
| 2
| 10.09
|
| Вред алкоголя
|
|
| 1
|
|
| Одежда
| 3
| 2
| 1
|
|
| 3
| 17.09
|
| Стиль в одежде. Варианты обновления одежды.
|
| 1
|
|
|
| 4
| 24.09
|
| Выбор одежды и обуви при покупке.
|
| 1
|
|
|
| 5
| 1.10
|
| Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях.
|
|
| 1
|
|
| Семья
| 3
| 2
| 2
|
|
| 6
| 8.10
|
| Основы семейных отношений.
|
| 1
|
|
|
| 7
| 15.10
|
| Традиции, досуг. Организация отдыха.
|
|
| 1
|
|
| 8
| 22.10
|
| Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях.
|
| 1
|
|
|
| 9
| 29.10
|
| Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Семейные ситуации.
|
|
| 1
|
|
| Культура поведения
| 2
| 2
|
|
|
| 10
| 5.11
|
| Сюжетно-ролевая игра. Правила общежития.
|
| 1
|
|
|
| 11
| 12.11
|
| Сюжетно-ролевая игра. Прием гостей.
|
| 1
|
|
|
| Жилище
| 2
| 2
|
|
|
| 12
| 19.11
|
| Рациональная расстановка мебели в квартире.
|
| 1
|
|
|
| 13
| 26.11
|
| Интерьер
|
| 1
|
|
|
| Транспорт
| 1
| 1
|
|
|
| 14
| 3.12
|
| Авиатранспорт. Служба аэровокзала. Правила и порядок приобретения билетов.
|
| 1
|
|
|
| Торговля
| 4
| 2
| 1
|
| 1
| 15
| 10.12
|
| Продуктовый рынок. Отделы рынка. Особенности приобретения товара.
|
| 1
|
|
|
| 16
| 17.12
|
| Экскурсия на рынок.
|
|
|
|
| 1
|
17
| 24.12
|
| Виды и значение ярмарок.
|
|
| 1
|
|
| 18
| 14.01
|
| Комиссионный магазин, его особенности.
|
| 1
|
|
|
| Медицинская помощь
| 3
| 2
| 1
|
|
| 19
| 21.01
|
| Инфекционные заболевания и меры их предупреждения.
|
| 1
|
|
|
| 20
| 28.01
|
| Соблюдение правил личной гигиены и предупреждение инфекционных заболеваний.
|
| 1
|
|
|
| 21
| 4.02
|
| Уход за больным. Листок нетрудоспособности.
|
|
| 1
|
|
| Бюджет семьи
| 3
| 1
| 1
|
| 1
| 22
| 11.02
|
| Бюджет семьи. Экономия в домашнем хозяйстве.
|
| 1
|
|
|
| 23
| 18.02
|
| Сбережения. Виды вкладов.
|
|
| 1
|
|
| 24
| 25.02
|
| Экскурсия в сбербанк.
|
|
|
|
| 1
| Питание
| 4
| 1
| 2
| 1
|
| 25
| 3.03
|
| Диетическое питание. Составление меню диетического питания на день, на неделю.
|
| 1
|
|
|
| 26
| 10.03
|
| Практическая работа. Составление меню.
|
|
| 1
|
|
| 27
| 17.03
|
| Практическая работа. Приготовление диетического блюда.
|
|
| 1
|
|
| 28
| 24.03
|
| Промежуточная аттестация (Тест)
|
|
|
| 1
|
| Средства связи
| 3
| 2
| 1
|
|
| 29
| 7.04
|
| Виды денежных переводов. Стоимость, отправление денежных переводов.
|
| 1
|
|
|
| 30
| 14.04
|
| Практическая работа. Заполнение бланков на отправление денежных переводов.
|
|
| 1
|
|
| 31
| 21.04
|
| Виды связи.
|
| 1
|
|
|
| Трудоустройство, поступление в учебное заведение
| 4
| 1
| 2
|
| 1
| 32
| 28.04
|
| Оформление на работу. Документы необходимые для поступления на работу.
|
| 1
|
|
|
| 33
| 5.05
|
| Поступление в учебное заведение. Документы необходимые для поступления в учебное заведение
|
|
| 1
|
|
| 34
| 12.05
|
| Местонахождение и название предприятий, где требуются рабочие специальности, училищ, где учатся на рабочие специальности.
|
|
| 1
|
|
| 35
| 19.05
|
| Экскурсия в учебное заведение
|
|
|
|
| 1
| Итого
| 35
| 19
| 12
| 1
| 3
| |