Скачать 106.51 Kb.
|
ТОГОУ “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” Утверждено методическим советом Протокол № 1 от «27» августа 2013г Рабочая программа по СБО для 9 класса на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Власова Н.П. Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по социально - бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой ) Цель : посредством уроков СБО создать условия для социализации и реабилитации учащихся с последующей интеграцией их в обществе. Задачи : 1. Формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями и учреждениями в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. 2. Развитие речи, коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы. 3. Воспитание личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости; элементов трудовой культуры: организации труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитания желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческое отношение к домашнему труду Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми. Форма - урок. Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение , работа с учебником, сравнения, сопоставления, дидактические игры. Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей. Характеристика ожидаемых результатов. Учащиеся должны знать: • правила ухода за кожей лица; • приёмы нанесения косметических средств на лицо,; • правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей; • правила и последовательность глажения изделий; • виды предприятий по химической чистки одежды, их назначение, виды оказываемых ими услуг; • правила подготовки вещей к сдаче в чистку; • виды теста; • способы приготовлений изделий из теста; • способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод; • правила ухода за грудным ребёнком: периодичность кормления ребёнка из соски, с ложечки, купания; • правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка; • санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек; • правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей; • правила и периодичность уборки кухни, санузла, в ванной; • моющие средства используемые при уборке кухни; • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла; • основные автобусные маршруты; • правила безопасности поездки на речном и морском транспорте; • рынок и его виды; • основные отличия рынка от магазина; • правила покупателя на рынке ; • цены на основные продукты: овощи, фрукты, ягоды, промышленные товары; • виды телефонной связи; • правила пользования телефонным справочником; номера срочных вызовов, пожарной службы, милиции, скорой медицинской помощи, службы газа; • периодичность оплаты телефона; • виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью; • тарифы на телефонные разговоры с учётом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния; • порядок заказа междугороднего разговора по адресу; • правила культурного краткого разговора; • меры по предупреждению несчастных случаев в быту; • правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях; • приёмы оказания помощи спасённого из водоёма; • составные части бюджета семьи; • основные статьи расходов в семье; • стоимость крупных покупок; • правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов); виды и цели сбережений. Учащиеся должны уметь: • правильно ухаживать за кожей лица, в меру пользоваться косметикой; • стирать изделия изделия из шерстяных и синтетических тканей; • гладить блузки, рубашки, платья; • приготовить пресное тесто и изделия из него; • нашинковать овощи; • заготовить впрок ягоды, овощи; • записать рецепт консервирования; • купать, одевать, пеленать куклу; • содержать в порядке детскую постель, посуду и игрушки; • культурно вести себя в общественных местах и дома; • выбирать косметические средства, украшения, одежду, учитывая возраст и индивидуальные особенности; • мыть посуду, чистить раковину; • пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам; • пользоваться расписанием движения поездов, автобусов; покупать билет; обращаться за справкой; • выбирать качественные продукты; • уметь вести телефонный разговор; • получить по телефону справку; • оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему; • обращаться с вопросами к работникам префектуры и других учреждений; • подсчитать бюджет семьи; • составить доверенность на получение зарплаты, пенсии; • планировать семейные расходы на месяц, неделю; • снимать показатели счётчиков электроэнергии, газа, воды; заполнять квитанции; • планировать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки; • соблюдать правила экономии в семье. Проверка результатов освоения программы по СБО проводится в форме анкетирования, тестирования, практических работ, индивидуального опроса. Количество учебных часов - 68 (2 часа в неделю)\ Учебно-тематический план по СБО 9 класс (2 часа в неделю) Перечень тем, общее количество часов - 68 часов (2 часа в неделю) Практические работы 1 Одежда и обувь 10 часов 5 часов 2 Питание 12 часов 8 часов 3 Семья 22 часа 8 часов 4 Транспорт 4 часа 2 часа 5 Торговля 4 часа 2 часа 6 Средства связи 6 часов 3 часа 7 Медицинская помощь 6 часов 3 часа 8 Трудоустройство 4 часа 2 часа Содержание изучаемого материала (2 часа в неделю) Одежда и обувь Тематика. 1. Стиль одежды, мода, обновление одежды. 2. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. 3. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практические работы : определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсии в специализированные магазины : нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности. Питание Тематика. 1 Диетическое питание. 2 Питание детей ясельного возраста. 3 Приготовление национальных блюд. 4 Составление меню и сервировка праздничного стола. Практические работы : работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребёнка ясельного возраста; запись рецепта национального блюда и приготовления его; составление меню праздничного стола, сервировка стола Семья Тематика. 1 Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. 2 Распределение обязанностей по ведению хозяйства. 3 Семейные традиции. 4 Семейный бюджет, его распределение. 5 Все виды доходов в семье. 6 Приобретение имущества. 7 Семейные сбережения. 8 Способы экономии расходов в семье. Практические работы : упражнения в распределении обязанностей в семье; упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода год; упражнения в планировании расходов на меся; упражнения в планировании крупных, дорогостоящих покупок ( на конкретных примерах); упражнения в снятии показателей электросчётчика, газового счётчика, с счётчика воды; упражнения в планировании бюджета семьи. Транспорт Тематика. 1 Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Практические работы : выбрать пункт назначения, определить номер рейса , стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учётом дополнительных затрат от аэропорта до города. Торговля Тематика. 1 Значение ярмарок : международные, межрегиональные, межгородские, сельские. 2 Виды ярмарок : ярмарки — привозы, ярмарки — выставки, ярмарки образцов. 3 Время и место проведения ярмарок. Практические работы : участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина — распродажи товаров по сниженным ценам. Средства связи Тематика. 1 Виды денежных переводов ( почтовые, телеграфные) Стоимость отправления денежных переводов. 2 Виды связи : сотовая, пейджер, компьютерная, факс, телефон. Особенности каждого вида связи, их значимость, необходимость. Практические работы : экскурсии на почту; заполнение бланков на отправление денежного перевода. Медицинская помощь Тематика. 1 Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. 2 Уход за больным. 3 Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Практические работы : сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним : измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приёма лекарства; Поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. Трудоустройство Тематика. 1 Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодёжи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда) 2 Оформление на работу , постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление . 3 Деловые бумаги : заявление, анкета, расписка, заявка, докладная записка; правила их составления. Практические работы : экскурсия в учреждение по трудоустройству, составление деловых бумаг : заявление, автобиография заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладная записка. Учебно-тематический план по СБО 9 класс (2 часа в неделю) Перечень тем, общее количество часов по темам № Содержание программного материала Кол-во часов Одежда и обувь 8 1 Стиль одежды. Мода. Обновление одежды. Определение размера. 2 2 Спортивная одежда. Домашняя одежда. Одежда для школы. 2 3 Коррекция фигуры с помощью одежды. Гардероб школьника (одежда, 2 обувь, головные уборы). 4 Выведение пятен на одежде в домашних условиях. Использование средств 2 для выведения пятен. Обновление одежды. Замена мелких деталей (воротник, пуговица ). Практическая работа . Питание 8 5 Диетическое питание (снижение веса, заболевания). 2 6 Питание ребёнка — школьника. 2 7 Приготовление национальных блюд. Практическая работа. 2 8 Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа. 2 Семья 22 9 Российская семья. Условия создания семьи. Семейные отношения. 2 10 Семейный бюджет. Все виды доходов в семье. Распределение семейного 2 бюджета. 11 Виды приобретений имущества. Покупка, покупка в кредит. 2 12 Распределение обязанностей в семье. Ведение хозяйства. 2 13 Семейные сбережения. Способы экономии расходов в семье. Назначение 2 сбережений. 14 Экскурсия в Сбербанк. 2 15 Семейные традиции. 2 16 Умение вести себя дома, в обществе. 2 17 Правила хорошего тона. Приём гостей. Сюжетная игра «Встреча друзей». 2 18 Назначение комнат в квартире, расстановка мебели, уход за мебелью. 2 Практическая работа. 19 Косметический ремонт в квартире. Интерьер, кухня. 2 Транспорт 4 20 Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Приобретение 2 билетов. 21 Экскурсии в аэропорт. 2 Торговля 22 Ярмарка. Ярмарка — выставка, ярмарка образцов, международная 2 ярмарка, межрегиональная. 23 Экскурсия в магазин. Распродажа товаров. Отделы товаров в магазине. 2 Средства связи 6 24 Сотовая связь, факс, пейджер. Автоответчик на телефоне. Компьютерная 2 связь. Практическая работа. 25 Отправление писем, открыток, денежных переводов. Практическая работа. 2 26 Экскурсия на почту 2 Медицинская помощь 6 27 Инфекционные заболевания и меры их предупреждения. 2 28 Уход за больными. Сюжетная игра. Документы, подтверждающие 2 нетрудоспособность. 29 Вызов врача, скорой медицинской помощи на дом к больному. Посещение 2 врача в поликлинике. Трудоустройство 4 30 Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. 2 31 Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка. Практическая работа. 1 32 Ролевая игра «Оформление на работу». 1 33 Посещение ПТУ № 14 Методическое обеспечение программы. 1. Материально техническое : учебные принадлежности, материалы для практической работы. 2. Дидактико - методическое обеспечение : учебно - наглядные пособия по темам программы, дидактические игры. Библиография 1. Девяткова Г. А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» Москва. 2003 г. 2. Львова С. А. «Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя». Москва. 2005 г. 3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник № 1) Москва. 2000 г. |
К класса с задержкой психического развития на 2013 2014 учебный год по предмету «Немецкий язык» на 2013-2014 учебный год | «Окружающий мир» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Специальные коррекционные занятия по сбо направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование... | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования | ||
Рабочая программа курса «Английский язык» для 2 Х общеобразовательных классов на 2016 -2017 учебный год составлена на основе | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей иностранного языка | ||
Нормативно-правовые документы, на основе которых была разработана рабочая программа | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования// Вестник образования. – 2010. – №3 | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | Программа разработана на основе примерной программы под ред. В. Д. Симоненко. Авторы : Хохлова М. В., Самородский П. С., Симоненко... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |