Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида


Скачать 307.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
страница1/3
ТипПояснительная записка
blankidoc.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2   3


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса - комплекта разработана и составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012г.;

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.

Социально – бытовая ориентировка (коррекционного) класса - комплекта является предметом коррекционной подготовки учебного плана специального (коррекционного) обучения VIII вида ОУ, на реализацию которого отводится в 5 классе – 1 часпо программе.

   Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока(40мин).
Основные цели курса социально – бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

  1. Всестороннее формирование личности школьника;

  2. Становление и развитие процесса самопознания;

  3. Формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

  4. Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;

  5. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;

  6. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Для каждого года обучения отводится 68 часов учебного времени.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

В рабочей программе отведено место для записи № занятия, темы урока, даты, целей урока и в соответствии с темой, словарных слов, практических работ. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.


  1. Способы и формы оценивания образовательных ресурсов обучающихся. Критерии оценивания.


Личная гигиена

учащиеся должны знать:последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.

учащиеся должны уметь:совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Одежда и обувь

учащиеся должны знать:виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

учащиеся должны уметь:различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.

Питание

учащиеся должны знать: значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.

учащиеся должны уметь:прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

Семья

учащиеся должны знать: родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

учащиеся должны уметь: записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

Культура поведения

учащиеся должны знать: требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.

учащиеся должны уметь: следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.

Жилище

учащиеся должны знать: виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

учащиеся должны уметь: писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

Транспорт

учащиеся должны знать: основные транспортные средства, рациональный маршрут проезда до школы-интерната, правила дорожного движения, дорожные знаки.

учащиеся должны уметь: соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

Торговля

учащиеся должны знать: виды магазинов, назначение продуктовых магазинов, их отделы, содержание продукции, правила поведения в магазине, правила покупки товаров, стоимость хлебных, молочных продуктов, круп, некоторых овощей и фруктов.

учащиеся должны уметь: выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.

Средства связи.

учащиеся должны знать: перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды, и способы упаковок, виды почтовых отправлений.

учащиеся должны уметь: заполнить бланк на отправку банде­роли, посылки, составить опись посылаемых пред­метов, упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке, определить стоимость почтовых от­правлений

Медицинская помощь.

учащиеся должны знать: способы вызова врача на дом, меры по предупреждению глистных заболеваний, функции основных врачей-специали­стов, основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пи­петки, пинцет и др., инструкции к при­менению лекарственных средств, со­ставляющих домашнюю аптечку, о возможном вреде самолечения.

учащиеся должны уметь: записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом, в экстренных случаях врачей «скорой помощи», приобрести лекарство в аптеке.

Учреждения, организации, предприятия.

учащиеся должны знать: виды детских учреждений и назначение, адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

учащиеся должны уметь: обращаться к работникам ДДТ, правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале, соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.


  1. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся. Критерии оценивания


Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • самостоятельность ответа;

  • умение переносить полученные знания на практику;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.



  1. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида [Текст]: Сб. 1. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. –224 с.

  2. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2007.

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе...
Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена...
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе:...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под ред. В....

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по сбо составлена на основе...
В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки рф, выпущенной издательством «Владос» в 2012 году; Базисного учебного...

Пояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconРабочая программа по сбо для 9 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Власова Н. П
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru