Скачать 311.76 Kb.
|
Интернет в психологических исследованияхБабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Информационные технологии прочно вошли в практику психологического исследования. Сегодня уже широко признается, что Интернет может использоваться в практической и исследовательской работе психолога как новое средство для диагностики, терапии, консультирования, проведения научных исследований. Исследования, опосредствованные Интернетом, можно рассматривать как разновидность компьютеризованных исследований (Корнилова, Тихомиров, 1998), отдавая себе при этом отчет, что применение Интернета придает новые качества компьютеризированному исследованию. Интернет – это значительно шире, чем просто компьютеризация: это новая техническая среда, опосредствующая человеческое общение. Число исследований посредством Интернета неуклонно растет и оказывает все более заметное воздействие на методы исследовательской работы. Это воздействие признается и практически реализуется отечественными (Арестова и др., 1995; Бабанин, Смыслова, 2001; Жичкина, 2000; Ромек, Сатин, 2000) и – много шире – зарубежными специалистами (Computer…, 1998; Psychological…, 2000). ? В качестве иллюстрации можно указать на сравнение двух способов предъявления психологического опросника: в середине 1990-х годов при распространении опросника с открытыми вопросами по электронной почте были получены более развернутые ответы респондентов, чем при использовании бланкового варианта, а за десять лет до этого различий не наблюдалось. Предлагаемое объяснение состоит в том, что изменилась техника письменной речи – для многих стало проще воспользоваться клавиатурой компьютера и программами редакторов текстов, чем писать от руки (Birnbaum, 2000, p. 40). Надо заметить, что изменились именно технические навыки: еще в исследованиях А.Чапаниса и др. было показано, что эффективность совместной деятельности (качество решения задач в диадах) не зависит от степени привычности способа коммуникации – составления рукописных сообщений или печатания их (Тихомиров, Войскунский). Если рассматривать метод как способ взаимодействия исследователя с объектом (Дружинин, 2000), то логично говорить о таких опосредствованных Интернетом психологических методах, как наблюдение, измерение, эксперимент или квазиэксперимент. В последнее время все шире употребляется термин «онлайновый (on-line) эксперимент» (Бабанин, Смыслова, 2001; Psychological… 2000). Правда, с позиции участника такие эксперименты чаще всего выступают как сетевые опросы. Информатизации качественного исследования была посвящена отдельная статья (Войскунский, Скрипкин, 2001). Остановимся теперь на количественных исследованиях с помощью Интернета. Сетевые опросыСетевые опросы психологами освоены достаточно широко. Существенными моментами интернет-опросов являются заметное сокращение сроков и стоимости исследования. Б.Докторов считает, что проведение опросов через Интернет «является логическим и технологическим продолжением всех… достижений опросной методологии» (Докторов, 2000); он «близок к самой старой схеме массовых опросов – почтовому анкетированию», которому насчитывается более 100 лет. К настоящему времени с помощью Интернета проведено огромное количество профессиональных и еще больше любительских опросов и интервью. Обзор наиболее заметных опросных исследованиях посредством Интернета приведен нами ранее (Войскунский и др., 2000). Различаются три основных варианта проведения сетевых опросов: посредством электронной почты, web-опросы (или онлайновые опросы) и оффлайновые опросы. При опросе посредством электронной почты опросник рассылается респондентам по адресам их электронной почты. Прежде чем отсылать пространное письмо с опросником, полагается в коротком письме запросить у респондента согласие на участие в исследовании и разрешение прислать анкету. Респондент прочитывает и заполняет анкету в удобное для себя время и отправляет ее обратно по электронной почте. Подключение к Интернету при этом требуется только при получении и отправки писем. Хотя исторически опросы с помощью электронной почты появились ранее других разновидностей опросов и некоторые респонденты воспринимают их как анахронизм, однако значения они не утратили. Напротив, опросы посредством электронной почты признаются достаточно эффективным исследовательским средством. Методики проведения таких опросов постоянно совершенствуются (Schaefer, Dillman, 1998; Sheehan, Hoy, 1999), ибо при всей кажущейся простоте данный процесс сопряжен с немалыми проблемами технического и этического характера. Первые касаются способов получения конкретных электронных адресов, составления конкретной выборки респондентов для рассылки им писем с анкетой, а также обработки присланных анкет. Основная сложность здесь состоит в том, что присланные ответы заполняются порой не по предусмотренной форме, а также в том, что респонденты нередко отсылают ответ несколько раз. Это затрудняет автоматизированную обработку результатов. Необходимо определить, то ли получено несколько ответов одного лица, то ли с одного адреса получено несколько ответов различных лиц? Кроме того, сохраняется старая проблема фильтрации недобросовестных ответов или случайных ошибок, допущенных респондентами. Этические проблемы связаны с тем, что в Интернете сложилось отрицательное отношение к непрошеным письмам от незнакомцев: такие письма, как считается, могут содержать назойливую рекламу (так называемый «спам»), а иногда и компьютерные вирусы. Подобное письмо имеет все шансы не быть пропущенным антиспамовыми программами, установленными на компьютерах многих респондентов. Если же письмо все-таки дошло до респондента, последний, бывает, принимает его за спам (необоснованно, ибо при этом ничего не рекламируется). В этом случае могут последовать такие ответные действия, как, например, отсылка сообщения обратно с гневной отповедью, внесение адреса отправителя в «черный список», чьи сообщения не пропускает программа-фильтр, настойчивое требование к провайдеру закрыть отправителю непрошеных сообщений доступ в Интернет, или того хуже – «наказание» исследователя путем отправки ему письма чрезвычайно большого объема или письма с вирусом. Метод web-опросов, или онлайновых опросов, приобрел в последние годы наибольшее распространение. Для участия в таком опросе респондент заходит (по собственной инициативе или по приглашению) на содержащую опросник web-страницу и отвечает на вопросы. Вопросы в таких анкетах чаще всего закрытые – респондент отмечает один или несколько предложенных вариантов ответа. Потенциальные респонденты информируются об опросе посредством объявлений на популярных сайтах, разосланных по электронной почте персональных писем, сообщений в тематических ньюс-группах и в списках рассылки, баннеров (рекламных графических изображений) и т.п. Данный метод отличается визуальной привлекательностью оформления опросника, простотой заполнения (часто для выбора пункта меню достаточно «кликнуть» на нем), оперативностью контроля заполнения и обработки. Однако этот метод чувствителен к надежности и быстроте соединения «клиент-сервер», ибо во время просмотра и заполнения анкеты компьютер должен быть подключен к интернету: при долгом ожидании или технических сбоях мотивация респондента полностью заполнить опросник быстро улетучивается. Web-cтраница с опросником может быть как пассивной, так и активной. Активная web-cтраница производит некоторые действия на компьютере респондента, она может считывать (фиксировать) технические параметры информационной среды (Batagelj, Vehovar, 1998). Это позволяет предусмотреть варианты опросников, различия между которыми соответствуют формальным критериям (например, типу установленной на компьютере респондента программы-браузера). Однако какое-либо подобие активности сервера на компьютере «клиента» все чаще вызывает у респондентов неприятие, всевозможные подозрения в скрытых неблаговидных целях исследователя, так что применять пассивные веб-страницы хоть и менее информативно, зато более надежно. При оффлайновом опросе респондент не заполняет анкету на web-сайте, а “скачивает” опросник на свой компьютер и заполняет его в удобное для себя время. При этом формируется протокол с ответами на вопросы, который впоследствии пересылается по электронной почте на web-сайт исследователя. Подключение к Интернету при этом методе требуется только при «скачивании» опросника и отправлении заполненной анкеты. Для проведения интервью, опросов и обсуждений посредством Интернета применяются – пока не особенно широко – также корпоративные или коммерческие системы организации комьютерных видеоконференций, или системы голосовой связи (т.н. Интернет-телефония), или системы дистанционной поддержки тематических фокус-групп. Исследовательские цели в Интернет-опросах могут быть разными. Это может быть опосредствованное компьютером и Интернетом наблюдение: установление психологических характеристик опрашиваемой группы в рамках текущего наблюдения, наблюдение методом срезов и лонгитюдное наблюдение. Это может быть эксперимент и квазиэксперимент. Это может быть и психологическим тестированием: определение индивидуальных психологических качеств респондентов в рамках дифференциально-психологического исследования. Иногда возможно совмещение нескольких исследовательских целей в одном исследовании, например, проведение индивидуального психологического тестирования и описание психологических характеристик группы. Практика нового типа исследований еще только складывается (Anderson, Gansneder, 1995; Bowes, 1998; Computer…, 1998; Pasveer, Ellard, 1998; Psychological…, 2000; Swoboda et al., 1997). Встает задача анализа этого типа исследований. В первую очередь это касается выявления специфики нового способа проведения опросов в сравнении с более традиционными методами. Ослабление контроля исследователя за процедурой заполнения анкеты порождает определенные технические проблемы. Достаточно распространены, к примеру, случаи многократного отправления несовпадающих ответов на опросник с одного и того же электронного адреса сослуживцами, членами семьи и т.п. Все такие случаи подлежат проверке. Практикуемые методы выборочного контроля, как и обязательного уточнения повторных отправлений ответов, имеют много общего с организацией интервью посредством Интернета; оно может проводиться как в реальном времени, так и в асинхронном режиме. Ослабление процедурного контроля, анонимность может способствовать уменьшению ответов в духе социальной желательности. Еще в 1970-е годы был подмечен любопытный феномен повышенной готовности к искренности и к «самораскрытию» в ответах компьютерной программе: респонденты проявляют склонность к меньшей скрытности и сообщают о себе больше противоречащих позитивному образу самих себя фактов и мнений, нежели интервьюеру во плоти и крови (Sproull, Kiesler, 1991, p. 45). Неоднократно проверялось, что подобное "самораскрытие" - не проявление шутливого настроения и не самооговор: сообщенные в ходе автоматизированного интервью или опроса сведения, о которых в обществе принято умалчивать (скажем, о дурных наклонностях, семейных проблемах и неладах с законом), по большей части оказывались верными. Данный феномен интерпретируется (Joinson, 1999; Psychological…, 2000) как увеличение субъективного ощущения анонимности при работе с компьютерной программой и с Интернетом. В качестве подтверждения сообщается (Psychological…, 2000), что тенденция к самораскрытию исчезает, если респондентов просят указывать формальные сведения о себе (включая адрес и телефон, совокупный доход в семье, а иногда и номер кредитной карточки). Кроме того, на эту тенденцию влияют факторы социального окружения и социальной ситуации опроса, присутствие или отсутствие определенных лиц, которые могут влиять на ответы респондентов. Так, пациенты клиник часто дают нечестные ответы в компьютеризированных личностных опросниках. В работе Витенера и Клейна (Whitener & Klein,1995) подробно анализируется описательная статистика и надежность при традиционных и компьютеризированных способах психологического исследования методом опроса. Установлены различия для таких психологических параметров, как потребность в достижениях, самооценка, локус контроля: в компьютеризированном опросе надежность ниже, чем в традиционном опросе. Эти различия сохраняются даже при наличии у респондентов опыта работы с компьютером. Наряду с социальной желательностью и социальным окружением на результаты опроса влияет, как установлено, обычно практикуемая невозможность произвольного управления последовательностью заполнения опросника: не может быть осуществлен предварительный просмотр вопросов, запрещены возвраты к ранее заполненным пунктам и изменения ответов. Ограничения такого рода снижают в ряде случаев удовлетворенность респондента и тем самым сказываются на их ответах. |
Сектором психологических проблем борьбы с преступностью Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения... | Ключевые слова: интернет магазин, интернет бизнес, электронная коммерция и электронная торговля, онлайновая модель бизнес процесса,... | ||
«Интернет магазин, и пользователем услуг интернет магазина, именуемым в дальнейшем «Покупатель» определяет условия приобретения товаров... | Настоящий договор между интернет-магазином ООО «АйПиЭнерджи» ипользователем услуг интернет-магазина, именуемым в дальнейшем «Покупатель»... | ||
Настоящий договор между интернет-магазином ООО «АйПиЭнерджи» ипользователем услуг интернет-магазина, именуемым в дальнейшем «Покупатель»... | Теоретические аспекты swot и tows-анализа в маркетинговых исследованиях предприятия 4 | ||
Интернете, имеет собственный интернет магазин и Вы хотите расширить свой бизнес и предоставить своим клиентам возможность оплачивать... | Мартынова А. В., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии лоиро | ||
Почему марксистская политэкономия как наука оказалась в кризисном состоянии, а маржинализм развивается и используется в современных... | Понятие интернет-страхования и интернет-представительства страховой компании 4 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |