Методическое пособие введение


НазваниеМетодическое пособие введение
страница1/4
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ

Методическое пособие
ВВЕДЕНИЕ

Сектором психологических проблем борьбы с преступностью Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности проведено исследование психологии свидетельских показаний детей дошкольного и младшего школьного возраста, психологических основ тактики их допроса.

Дети указанных возрастных групп составляют особую категорию свидетелей. Их доля в общем массиве лиц, допрашиваемых по уголовным делам, относительно невелика, однако именно они в силу разных причин иногда оказываются единственными очевидцами тяжких преступлений, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов правосудия. Как правило, дети допрашиваются по наиболее сложным делам, в условиях крайнего дефицита доказательств. В их показаниях подчас содержатся сведения, не только указывающие направление поиска других доказательств, но и имеющие определяющее значение для принятия решения по делу. Поэтому отказаться от использования показаний детей практически невозможно1. Детей следует допрашивать только в крайних случаях и с большой осторожностью, учитывая, что допрос может травмировать ребенка, если он был жертвой преступления или очевидцем тяжких преступлений, направленных против его близких, жестоких и циничных действий. Иногда информация о важных для расследования преступления обстоятельствах, которой располагает ребенок, может быть получена через его родителей, педагогов, воспитателей и других людей, поскольку ребенку легче сообщить сведения им, а не следователю.

Закон не определяет возраста, начиная с которого человек может выступать в качестве свидетеля, — он содержит только указание на невозможность допроса в этом качестве лиц, не способных в силу имеющихся у них психических или физических недостатков правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания (ст.72 УПК РСФСР). Характерные для детей особенности психики не являются ни психическими, ни физическими недостатками, но они, несомненно, влияют на процессы формирования и дачи свидетельских показаний, что создает немалые трудности для лиц, ведущих расследование, и в получении показаний детей, и в оценке этих доказательств.

Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний малолетних свидетелей.

С психологической точки зрения малолетними следует считать участников уголовного процесса, не достигших четырнадцати лет. Среди них по признакам, определяемым в первую очередь возрастом, можно выделить по крайней мере три группы: дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), младшего школьного возраста (от 7 до 10—11 лет) и среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет). Третью из названных групп правильнее называть подростками. Строго говоря, детьми могут считаться лица до 11—12 лет. Именно в разработке психологических аспектов допроса этой категории детей особенно много пробелов.

При разработке практических рекомендаций по тактике допроса свидетелей специальным приемам допроса детей уделяется мало внимания. Имеющиеся в современной литературе немногочисленные указания по этим вопросам, как правило, имеют самый общий характер, в частности они не отражают естественных возрастных различий в психологии детей. Практическим работникам подчас не остается ничего другого, как использовать рекомендации, справедливые в отношении детей одной возрастной группы (например, среднего школьного возраста) при допросе представителей других возрастных групп (в частности, младшего школьного и дошкольного возраста), для которых они во многом непригодны.

Допрос детей и оценка их показаний предъявляют очень высокие требования к профессиональному мастерству работников органов правосудия и представляют собой трудную задачу даже для опытных юристов. В еще более сложном положении находятся начинающие специалисты.

Целью настоящего методического пособия является изложение сведений о наиболее важных для выполнения функций свидетеля психологических особенностях детей и психологических рекомендаций по организации и проведению их допроса.

1. СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ

В подавляющем большинстве случаев малолетние допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших). Значительно реже дети выступают свидетелями по делам о грабежах, разбоях и некоторых других преступлениях.

Прежде всего необходимо отметить, что практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей и судей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний. К сожалению, в большинстве случаев эти приемы остаются достоянием самого следователя и узкого круга его коллег, постепенно забываются, так как могут больше никогда не потребоваться в их работе.

Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания. Следует подчеркнуть, что даже от младших дошкольников может быть получена информация, обеспечивающая успех расследования. В качестве примера сошлемся на описанное в литературе дело об изнасиловании трехлетней М.

Из отрывочных фраз девочки мать поняла, что, когда ее дочь собирала цветы неподалеку от дома, к ней подошел неизвестный мужчина, взял ее на руки и отнес в лес. Там он раздел ее и изнасиловал. Когда девочка попыталась кричать, мужчина сдавил ей руками горло (это подтвердило заключение судебно-медицинской экспертизы). При допросе М. удалось выяснить, что одет он был в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. В особенности девочке запомнились туфли, так как, когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. Кроме того, М. указала, в каком направлении скрылся преступник. Через несколько дней преступник был задержан. Его признание и иные доказательства подтвердили показания девочки.

При расследовании другого уголовного дела было установлено, что неизвестный мужчина завел четырехлетнюю О. в подвал и изнасиловал ее. По подозрению в совершении этого преступления был задержан Г., которого потерпевшая опознала как преступника. Однако Г. сослался на алиби, которое в тот момент следователь не мог опровергнуть. Сомневаясь в способности четырехлетней девочки запомнить и правильно опознать преступника, следователь приостановил дело.

В ходе дальнейшего расследования при повторном допросе девочки было установлено, что она хорошо запомнила и оказалась в состоянии по-своему описать некоторые характерные детали внешности преступника. О. пояснила, что на тыльной стороне кистей левой и правой рук (при этом она показала обе руки) имеются «цветочки», а на пальцах правой руки — «буковки». При освидетельствовании Г. было установлено, что у него татуировка: на тыльной стороне кисти левой руки — сердце со стрелами, правой — закат солнца («цветочки»), на пальцах правой руки — кольца («буковки»).

Из приведенных примеров видно, что даже от детей трех-четырех лет можно ожидать достаточно верных детализированных показаний.

Несомненно, в оценке показаний детей следует проявлять осторожность. Но на практике эта осторожность иногда перерастает в крайнюю недоверчивость.

Описывая ход расследования насильственного преступления, следственные работники отмечали последовательность показаний девятилетней потерпевшей, уверенное опознание ею подозреваемого, совпадение ее показаний с показаниями двух свидетельниц (шести и девяти лет), которые тоже опознали преступника. Он оказался шофером автоцистерны. Потерпевшая назвала даже номер автоцистерны, указала путь ее следования и место остановки, где были обнаружены следы. Тем не менее строить обвинение на показаниях одних детей сочли рискованным ввиду того, что дети склонны к фантазии и искажению фактов и вследствие неправильного восприятия тех или иных событий легко поддаются внушению со стороны взрослых. Учитывая такое отношение к показаниям малолетних, трудно сказать, к чему пришло бы расследование, если бы следы автоцистерны на месте ее остановки оказались размытыми дождем и не были обнаружены.

Боязнь причинить ребенку психическую травму, как и недооценка психологических возможностей детей, их способности правильно воспроизводить воспринятые события, оборачивается иногда нежеланием допрашивать детей или несвоевременным проведением их допроса.

Так, при расследовании одного уголовного дела было установлено, что единственным очевидцем ссоры между супругами, закончившейся убийством, была дочь потерпевшей (возраст около 5 лет).

Но долгое время девочка оставалась вне поля зрения следствия. Только через месяц после события преступления под влиянием того, что обвиняемый отказался от ранее данных им показаний, девочка наконец была допрошена. Сообщить что-нибудь ценное для следствия она оказалась не в состоянии. Судебно-психологическая экспертиза установила, что время стерло воспоминания, которые могли быть выявлены в первые дни после наблюдавшегося девочкой преступления.

Изучение практики допроса малолетних свидетелей позволяет указать на некоторые объективно существующие в настоящее время трудности, а также недостатки в деятельности представителей правоохранительных органов, снижающие эффективность получения от детей важной для установления истины по уголовным делам информации и ее использования.

К их числу следует отнести:

  • недостаточную изученность реальных психологических возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста давать показания по уловным делам о различных по их психологическому содержанию степени сложности обстоятельствах;

  • неразработанность общих принципов и практических приемов оценки надежности достоверности сообщаемой детьми информации;

  • неполноту выявления и фиксации известной ребенку информации, относящейся к событию преступления;

  • широкое распространение традиционного представления о крайней ненадежности показаний детей, определяющего предвзятое отношение к этим доказательствам;

  • недостаточное внимание практических работников к выяснению в процессе подготовки к допросу детей индивидуально-психологических особенностей конкретных свидетелей или потерпевших, что существенно снижает эффективность допроса и влияет на оценку показаний детей;

  • отказ практических работников от включения в некоторых случаях показаний детей в число доказательств по уголовным делам;

  • протоколирование показаний детей преимущественно в монологической форме, что явно искажает структуру и словесное выражение сообщений и затрудняет их оценку;

  • отсутствие в некоторых протоколах допросов детей сведений о времени, месте проведения допросов и их продолжительности;

  • отсутствие конкретных практических указаний и рекомендаций для специалистов-педагогов, участвующих в допросах малолетних свидетелей;

  • отказ от проведения судебно-психологической экспертизы малолетних свидетелей и потерпевших в случаях, дающих основания для сомнения в способности психически здоровых детей правильно воспринимать некоторые существенные обстоятельства и давать о них правильные показания.


II. ПРЕДМЕТ ПОКАЗАНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ

При оценке возможностей малолетнего свидетеля правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них показания необходимо учитывать конкретное содержание предмета допроса, т.е. характер обстоятельств, подлежащих выявлению.

Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются дети, можно разделить на три основные категории.

Первую из них составляет информация о материальных объектах действительности и их свойствах. Сообщение об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, актуализацию и словесное описание, сопоставление и узнавание образов во время допроса или иных следственных действий (внешние признаки предметов, движения и действия и т.п.).

Вторая категория объединяет сведения, воспринятые детьми в словесной форме. Информация о них сохраняется в форме слухового образа, если малолетний свидетель точно запоминает словесное, звуковое выражение сообщения, но не понимает его содержания, или в форме вторичного наглядного образа, возникающего в сознании ребенка на основе слышанного описания события или конкретного предмета. Степень соответствия вторичного образа реальному предмету или явлению зависит от степени понимания слышанного свидетелем высказывания.

К третьей категории относится информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем. Она возникает в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий, т.е. отражения наиболее существенного в той или иной ситуации. К этой категории относятся сообщения малолетних свидетелей о причинно-следственных связях между явлениями действительности, истолкование значения поведения людей, их целей и намерений, внутренних причин конфликтов и т. п.

Проведенное исследование показывает, что содержание показаний малолетних свидетелей чаще всего составляют:

  • описание происходивших на глазах ребенка ссор, драк, убийств и иных действий людей в остроконфликтных ситуациях;

  • описание действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц, зачастую других детей;

  • описание внешности людей (с указанием на черты лица, возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т.п.);

  • описание различных материальных объектов (с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т.п.);

  • описание слышанных разговоров с передачей их содержания и эмоциональной окраски.

Значительно реже содержание показаний детей составляют:

  • описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;

  • описание взаимоотношений между людьми до события, составляющего содержание уголовного дела;

  • истолкование причин конфликтов, ссор, тех или иных отношений между людьми;

  • истолкование намерений и побуждений людей, мотивов их поступков.

В большинстве случаев детям приходится давать показания о знакомых им людях и событиях, происходивших в более или менее привычных, знакомых условиях (дома, во дворе, на улице и ближайших окрестностях). Относительно редко показания детей касаются событий, участниками которых являются неизвестные им люди, но именно эти случаи сложны с точки зрения получения и оценки показаний малолетних.

Содержание, форма, качество, а тем самым и достоверность свидетельских показаний зависят от психологических возможностей и особенностей свидетелей. Применительно к малолетним особое значение приобретает оценка уровня их психического развития.

Дети одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга. Вместе с тем общие закономерности психического развития детей позволяют выделить в усредненном виде важные особенности психики, характерные для детей, относящихся к одной возрастной группе.

В таблице приводятся данные о некоторых установленных психологией особенностях высших психических функций, имеющих наибольшее значение для формирования свидетельских показаний детей и существенных для их правильного получения и использования этого вида доказательств (см. табл.).


Высшие психические функции

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

3—5 лет

5—7 лет

7—10—11 лет

Восприятие

Преобладание непреднамеренного восприятия, его фрагментарность; малая детализированность. Случайный характер выделения объекта восприятия из фона. Малый объем восприятия

Повышение уровня осмысленности восприятия, способности к целенаправленному наблюдению в процессе деятельности. Развитие способности воспринимать «на слух»

Осмысленность восприятия, значительное повышение способности к целенаправленному наблюдению, детализированному восприятию

Внимание

Преобладание непроизвольного внимания, неустойчивость внимания, легкая отвлекаемость. Неумение распределять внимание

Преобладание непроизвольного внимания, появление признаков произвольного внимания. Повышение устойчивости. Слабо выраженная способность к распределению

Значительное повышение способности произвольно направлять внимание и удерживать его на определенных объектах

Память

Непроизвольность запоминания, его зависимость от деятельности ребенка, яркости, необычности запоминаемых предметов. Образность, слабое развитие словесно-логической памяти. Частые ошибки в узнавании

Развитие элементов произвольной памяти, словесно-логического запоминания, повышение прочности запоминания

Интенсивное развитие произвольного запоминания, активного внешнего воспроизведения. Повышение роли словесно-логической памяти, дальнейшее развитие прочности запоминания

Воображение

Непроизвольность, бедность, зависимость от наблюдаемой ситуации. Бесконтрольность, неуправляемость

Развитие произвольного воображения. Большее соответствие образов воображения реальности

Углубление реалистичности воображения

Речь

Увеличение словарного запаса от 1000 слов до 1500—2000 слов. Преобладание диалогической речи. Ситуативность. Частое употребление слов в измененном смысле. Отсутствие логической связи между высказываниями

Расширение словаря до 2000 — 3000 слов. Начало развития элементов монологической речи при сохранении преобладающего значения диалогической

Интенсивное развитие монологической речи. Включение в словарь специальных терминов

Мышление

Практический, конкретный характер. Сохранение элементов «ручного» мышления. Неспособность абстрагироваться от конкретной ситуации. Неумение устанавливать логические связи, планировать свои действия

Активное освоение простейших житейских понятий. Сохранение конкретности мышления. Развитие способности мыслить о предметах, отсутствующих в поле зрения. Первые признаки логического рассуждения. Недостаточная способность к обобщению по существенным признакам

Начало формирования обобщенных научных понятий. Дальнейшее овладение навыками логического рассуждения. Интенсивное развитие способности к обобщению, сравнению, анализу, синтезу. Развитие способности к выделению в предметах главных признаков
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие Введение Настоящие методическое пособие разработано...
Настоящие методическое пособие разработано в соответствии с гостом 15. 011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство....

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие по учебной практике
«Введение в специальность», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего...

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие 2011 г
Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового...

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Методическое пособие введение iconВ. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине
Методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие по сертификации оборудования су и к ям содержание введение 3
Приложение Система сертификации гост р. Форма заявки на проведение сертификации

Методическое пособие введение iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Методическое пособие введение iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru