Скачать 164.22 Kb.
|
Положение о портфолио ученика основной школы
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д. Порфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха. В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, т.к. формируется адекватная оценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.
Представить отчет по процессу образования подростка, «увидеть» картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс; Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей, достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассников.
5.1 Портфолио документов, или «рабочий» портфолио Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы. 5.2 Портфолио процесса Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. 5.3 Показательный портфолио Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. 5.4 Портфолио развития Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании. 5.5 Портфолио достижений. Единица сбор для Портфолио (дневника) достижений. Важно определить единицу сбора. На первом этапе, когда формируется дневник достижений, единицами сбора становятся текущие материалы, из которых ученик выбирает те, которые он считает своими достижениями. В дневнике достижений, большую роль играет раздел «Портрет». В дневнике-отчете единицами сбора становятся в основном проверочные, контрольные работы, тесты, так как на этом этапе учащийся учится адекватной самооценке относительно государственных стандартов. Кроме письменных работ, для дневника достижений единицей сбора становится любой материал: доклады, сообщения, самостоятельные аудио- и видеоматериалы, картинки, фотографии и т. д. Каждая единица снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом, аргументацией в защиту выбора данной работы. Основное правило, относящееся ко всем заданиям, — письменная фиксация учебной деятельности. Формы фиксации могут быть самыми разными. Наличие проверочного листа позволяет соединить составляющие знаний и умений. Деятельность обучающихся по самооценке качества выполнения задания становится осмысленной. По окончании формирования дневника проводится конференция, в которой принимают участие учащиеся, учителя, администрация образовательного учреждения, родители. Таким образом, дневник (достижений, отчет, самооценки) — технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности: процессу сбора информации для оценивания и определению ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самими учащимися и обсуждается с педагогом, родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. 5.6. Портфолио для учебного планирования Учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год. 5.7 Портфолио подготовленности Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. 5.8 Показательный портфолио Этот портфолио может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика. 5.9 Портфолио трудоустройства Бизнес проявляет нарастающий интерес к студенческим портфолио, которые помогают потенциальным работодателям оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда. 5.10 Портфолио для поступления в вуз Колледжи и университеты используют показательный портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении. Приведенная классификация позволяет судить о том, насколько широко технология портфолио внедрена в образовательную практику. Она нашла себе место на самых различных этапах и ступенях обучения, глубоко интегрировалась в учебный процесс и, что чрезвычайно важно, стала связующим звеном как между различными этапами образования, так и между образовательной сферой и миром труда. Характерно и то, что появление тех или иных видов портфолио отвечает практической потребности не только школы, но и системы высшего образования и бизнеса и, как правило, инициировано исходящим от них запросом. Далее нам хотелось бы представить несколько образцов портфолио, которые могут проиллюстрировать все вышесказанное. Достижения нужно не оценивать, а документировать, сделать непосредственно зримыми. Естественно, что традиционные тетради тоже являются такими документами. Но содержание портфолио, в отличие от содержания тетради, определяется самим учеником — то есть от ученика требуется самооценка. В портфолио находят свое место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладутся не только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам хорошо можно видеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и во внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу.
Структура: Ф. И. О. , Дата рождения, Место рождения, Гражданство, Домашний адрес:, E-mail, Место учебы (полное название и адрес), Класс.
Работа по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио начинается с 5-ого класса. Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования подростка, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения.
Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид. Классный руководитель оказывает обучающимся помощь в процессе оформления портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио. Учитель – предметник координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями. В 9 классе итоговая ведомость портфолио оформляется на бланке установленного образца на основе собранного материала обучающегося. Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются. Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по УВР. Заместитель директора несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школ. Портфолио выдается выпускнику одновременно с аттестатом об основном общем образовании.
Директор школы:
Заместитель директора по УВР:
Классный руководитель:
Учитель – предметник:
Приложение 1 Памятка для педагогов по ведению Портфолио 1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов. 2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию). 3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. 4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!! 5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена). 6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио. 7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа. 8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития. 9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие». Приложение 2 Памятка для ученика по ведению Портфолио 1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях. 2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует. 3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других. 4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им! 5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении! Приложение 3 Достоинства и недостатки каждого типа Портфолио
Приложение 4 Для оформления разделов Портфолио http://www.maminsite.ru |
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и... | «Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития» | ||
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности... | Портфолио (индивидуальная накопительная оценка) выпускников основной школы вводится с целью объективного фиксирования образовательных... | ||
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и... | Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос | ||
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... | Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и... | ||
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,... | В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |