Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы»


Скачать 301.53 Kb.
НазваниеПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы»
страница1/3
ТипПамятка
blankidoc.ru > Бланки > Памятка
  1   2   3


Муниципальное бюджетное учреждение «Сметанинская школа»

Смоленского района

Смоленской области


Обобщение педагогического опыта по теме:
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»
Учитель начальных классов

Падрез Елена Михайловна

2015 г.

Содержание
Стр.

  1. Пояснительная записка ……………………………………….. 3 - 4

  2. Основная часть

    1. Из истории портфолио ……………………………………... 5 - 6

    2. Портфолио в современном образовательном пространстве 7 - 12

    3. Мой опыт ведения портфолио ………………………………. 13 - 15

  3. Заключение ……………………………………………………….. 16

  4. Список литературы ………………………………………………. 17

  5. Приложение ………………………………………………………. 18 – 26

    1. Положение о порфолио ………………………………………….. 18 - 20

    2. Рекомендации родителям по ведению портфолио ……………. 21

    3. Памятка для ученика по ведению портфолио …………………. 21

    4. Памятка для педагогов по ведению портфолио ……………….. 22

    5. Разработка родительского собрания «Портфолио ученика …… 23 - 26

начальной школы»

Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития
1. Пояснительная записка
Современному человеку на разных этапах жизни приходится демонстрировать, что он умеет делать? Чего хочет добиться? Каких целей он уже достиг? В профессиональной сфере на эти вопросы может ответить собрание образцов его работ или иначе- портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений.

Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования, с процессами модернизации современной школы.

На сегодняшний день систему оценки «портфолио» можно отнести к инновационной практике современных образовательных технологий. Особенно сейчас, в момент смены образовательных стандартов, данное направление весьма актуально.

Актуальность проблемы:

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.

Одна из важных задач российского образования –создание системы мониторинга достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как –либо проявившегося себя.

Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

Таким образом портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.

Правильная работа над портфолио позволяет не только собрать полезную информацию, провести фиксацию достижений учащихся, собрать «доказательства» образовательной деятельности; но и является индикатором формирования УУД, способствует развитию критического мышления, позволяет помочь обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали, чего добились. Рефлексивное мышление при этом подходе формируется мягко и ненавязчиво. Ещё одно важное достоинство этого метода оценивания заключается в том, что благодаря портфолио можно контролировать все пять направлений воспитательной деятельности, строить индивидуальные образовательные траектории, отслеживать как урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся.

2. Основная часть

2.1 Из истории портфолио
Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов – практиков на проблему оценивания ученика. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом. В каждой стране есть своя система оценивания. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» – балл 5).

Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, основанных на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 века, когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребёнка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н.Толстой. В своих трудах он сформулировал несколько основных положений, реализованных в Яснополянской школе. « Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях». В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника. В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио « показать всё, на что ты способен»

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».

Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области». Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся».

К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» .

Ещё одно определение предложено Д.Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося».

Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста». Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие».

Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

2.2 «Порфолио» в современном образовательном пространстве
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Портфолио пример технологии безотметочного обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;

  • максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни;

  • развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;

  • формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;

  • формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

  • развивать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  • формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются результаты знаний, умений, навыков.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Портфолио преследует три цели:

1) Оценочная составляющая «портфолио» - показать все, на что способен ученик;

2) «Инструментальная» составляющая «портфолио» - создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;

3) Рефлексивная составляющая «портфолио» - создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся

Итак, общая цель - «выращивание» опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:

  • Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

  • Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

  • Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).

Эффективное внедрения проекта «Портфолио» способствует:

• формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности;

• формированию умения работать с информацией;

• повышению учебной мотивации;

• сохранению психоэмоционального комфорта учащихся;

• повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.
Впервые возникает потребность в создании портфолио уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. А далее

начинается работа по сбору портфолио.
  1   2   3

Похожие:

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПортфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПоложение о портфолио ученика моу сош №16 Портфолио
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПоложение о портфолио ученика основной школы общие положения
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» icon«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»
Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПоложение о портфолио ученика мбоу «Коноваловская оош имени Горячева А. А.»
Портфолио это собрание личных достижений ученика, кото­рое формируется лично и реально показывает его уровень подготов­ленности и...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» iconПоложение о портфолио ученика начальных классов
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,...

Памятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по ведению портфолио разработка родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы» icon«Портфолио как форма оценки личностных достижений гимназистов среднего общего образования»
«Система оценки достижений. Портфолио учителя. Портфолио ученика. Языковой портфель»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru