Скачать 151.11 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Олымская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области Доклад на районное методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» Подготовила: учитель начальных классов Афанасьева Галина Александровна 2016 г. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. В.К. Загвоздкин. Идея портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Потребность в создании портфолио возникает уже в 1 классе, когда есть желание и необходимость фиксировать, как будет строиться жизнь ребенка в классе, школьные правила, открытия, впечатления, размышления.. 1.Что такое портфолио (сл.2) Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье Основное предназначение портфолио (сл.3) продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио (сл.4) Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки; - в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы; - неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися; - у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа. Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио, объяснила детям, для чего они будут вести портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу. С родителями провела родительское собрание, где проинформировала их о результатах нашей совместной работы. Важно, чтоб в формировании портфолио участвовали обучающиеся, родители обучающихся, учитель начальных классов. Начиная работу над составлением портфолио, я четко обозначила основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. 1 класс Начальный этап Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. Апрель-май Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать. Дальнейшая работа по созданию портфолио продолжается во 2-4 классах начальной школы. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах (сл.5) 1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. 2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни. 3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. 4.Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. 5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию. 6.Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Чтобы работа шла успешнее, я выделила определенные условия, при которых, на мой взгляд, введение данной технологии будет эффективно "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован"(сл.6) - раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным; - раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Главное не победа, главное - участие! (сл.7) Составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? (сл.8) На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Жестких требований (государственного образца) не существует. И это радует! Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Стоит опасаться, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Возможный вариант составления портфолио. Создание портфолио – это творческий процесс! (сл.9) Поэтому каждый автор может создавать портфолио с таким содержанием и оформлением, которое ему нужно. На следующих слайдах представлено примерное содержание портфолио ученика начальных классов. Титульный лист (сл.10) Содержит основную информацию: -фамилия, имя, отчество -дата, место рождения -школа, класс, -контактная информация(телефон, e-mail и т.п.) -фото автора, -место и год создания. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. . Таким образом, можно развивать его инициативность Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" (сл.11) Моё имя (сл.12) Информация о том, что означает имя. Можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя Моя семья (сл. 13) Рассказ о своей семье или небольшой рассказ о каждом члене семьи Можно сделать рисунок «Генеалогическое дерево моей семьи»и вклеить в него фотографии Мой город (поселок, село) рассказ о родном городе,о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы Мои друзья (сл.14) Фотографии друзей, информация об их интересах и увлечениях Мои увлечения (сл.15) Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. Моя школа (сл.16-20) Рассказ о школе, об учителях и других сотрудниках школы Школьные предметы (сл.21-35) Небольшие заметки о каждом предмете Моя учёба (сл.36) Результаты удачных контрольных работ, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, сочинения, графики роста скорости чтения, творческие работы по предметам РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"(сл.37-39) Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям) Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Моё творчество(сл.40-41) творческие работы: поделки, рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию Мои впечатления (сл. 42-43) Рассказы об экскурсиях, о посещении театров, выставок, музеев. Летние впечатления: «Как я провел лето», «Где я был и что я видел» (сл.23) Мои достижения (сл.44-47) Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте). РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСь» Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, нужно дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией, статьей из газеты или сделать распечатку странички из Интернета РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" (сл.48) Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. А что если вместо "Молодец!" в дневнике дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". «Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей." Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. Содержание(сл.49) Последний, но обязательный раздел любой работы! Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто Важно помнить (сл.50) В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись По мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Анализ работы над портфолио (сл.51) проводится классным руководителем. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, школе. Победители поощряются Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям: Титульный лист,раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь» - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки. От 1-го до 5-ти баллов Раздел «Моя учеба» -разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. Раздел «Мои впечатления» - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. Раздел «Мои достижения» Количество грамот, сертификатов, дипломов 1 балл за каждую грамоту школьного уровня; 2 балла – районного уровня; 3 балла – областного, всероссийского уровня. В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио»; «За лучшее оформление работ»; «Идея!»; «За многогранность таланта»; «За трудолюбие»; «За творческий подход» и др. Учащиеся презентуют содержание портфолио на родительских собраниях, ученической конференции, классном собрании. На презентацию ученик выходит с комментариями к собственному портфолио. Рецензент – педагог, классный руководитель, классный коллектив. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты Ошибки, связанные со сбором материалов портфолио (сл.52) Ошибка 1. Нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формировании портфолио. Рекомендовано при сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребёнка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Ещё раз подчеркнём: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио. Ошибка 2. Сбор материалов вместо ученика, «по его поручению». Рекомендовано при сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. В работе с портфолио надо соблюдать принцип «золотой середины»: нельзя ни лишать ученика права самому набирать материалы в портфолио, ни подменять его, ни оставлять без необходимой психологической и практической поддержки. Ошибка 3. Игнорирование возможностей системы дополнительного образования, общественных организаций. Рекомендовано при формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету. Ошибка 4. Формализм и соревнование при сборе портфолио. Рекомендовано не увлекаться сбором большого количества материалов и тем более не соревноваться с другими школьниками по принципу «а у меня на два отзыва больше». Лучше более тщательно подойти к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество. Ошибка 5. Сбор в портфолио только официальных документов. Пристрастие к официальным документам понятно: многие дипломы дают право поступать в вуз без конкурса или даже без экзаменов. Рекомендовано учесть, что главное в процессе сбора материалов для портфолио — демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами управления образованием или вузами. Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника. Ошибка 6. Сбор материалов только за один промежуток времени (1 класс, нач.школа, 9-й класс). Рекомендовано не ограничиваться только этим сроком. Ошибка 7. Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета. Рекомендовано не превращать портфолио в характеристику, которую выдаёт классный руководитель или педагогический совет, тем более с определёнными педагогическими последствиями для школьника. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) — дело самого школьника. Рекомендовано рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека. Ошибка 8. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. Рекомендовано не увлекаться внешним оформлением материалов. Главное для портфолио — его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота. Но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы. Ошибка 9. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. Можно разработать и на уровне школы, региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио. Заключение В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех. |
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития» | Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос | ||
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности... | Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... | ||
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и... | Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации... | ||
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и... | Самойленко е. В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности гбоу дпо (повышения квалификации) специалистов Центр повышения... | ||
Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок,... | Поддерживать высокую учебную мотивацию лицеистов через создание для обучающихся «стимула роста» и ситуации успеха |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |