«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»


Скачать 151.11 Kb.
Название«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»
ТипДоклад
blankidoc.ru > Бланки > Доклад
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Олымская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Доклад на районное методическое объединение учителей начальных классов

на тему:

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»

  Подготовила: учитель начальных классов

Афанасьева Галина Александровна

2016 г.

Портфель индивидуальных учебных достижений –

нечто большее, чем просто альтернативный

способ оценки.

В.К. Загвоздкин.

Идея   портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.

Потребность в создании  портфолио возникает  уже в  1 классе, когда есть желание и необходимость фиксировать, как   будет строиться  жизнь ребенка в  классе, школьные правила, открытия, впечатления, размышления..

1.Что такое портфолио (сл.2)

Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста.

Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье

Основное предназначение портфолио (сл.3)

продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной

Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио (сл.4)

Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;
- в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;

- неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;

- у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио,    объяснила детям, для чего они будут вести   портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу. С родителями провела родительское собрание, где  проинформировала их о результатах нашей совместной работы.  Важно, чтоб  в   формировании портфолио участвовали обучающиеся, родители обучающихся, учитель начальных классов.

Начиная работу над составлением портфолио, я четко  обозначила  основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

1 класс

Начальный этап

Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

Апрель-май

 Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

Дальнейшая работа по созданию портфолио продолжается во 2-4 классах начальной школы.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах (сл.5)

1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни.

3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

4.Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию.

6.Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Чтобы работа шла успешнее,   я  выделила определенные условия,  при которых, на мой взгляд, введение  данной технологии будет эффективно

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован"(сл.6)

- раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным;
- раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Главное не победа, главное - участие! (сл.7)

Составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!

Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы? (сл.8)

На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы.c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan001.jpg

Жестких требований (государственного образца) не существует. И это радует!

Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Стоит опасаться, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
Возможный вариант составления портфолио. 

Создание портфолио – это творческий процесс! (сл.9)

Поэтому каждый автор может создавать портфолио с таким содержанием и оформлением, которое ему нужно.

На следующих слайдах представлено примерное содержание портфолио ученика начальных классов.

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan002.jpg


Титульный лист (сл.10)

Содержит основную информацию:

-фамилия, имя, отчество

-дата, место рождения

-школа, класс,

-контактная информация(телефон, e-mail и т.п.)

-фото автора,

-место и год создания.

Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. . Таким образом, можно развивать его инициативность Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" (сл.11)
Моё имя (сл.12)

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0004.jpg

Информация о том, что означает имя. Можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя
Моя семья (сл. 13)c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0005.jpg

Рассказ о своей семье или небольшой рассказ о каждом члене семьи

Можно сделать рисунок «Генеалогическое дерево моей семьи»и вклеить в него фотографии

Мой город (поселок, село)

рассказ о родном городе,о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы

Мои друзья (сл.14)c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0006.jpg

Фотографии друзей, информация об их интересах и увлечениях

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0007.jpg


Мои увлечения (сл.15)

Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Моя школа (сл.16-20)

Рассказ о школе, об учителях и других сотрудниках школы
c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0009.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0010.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0008.jpg

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0011.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0012.jpg

Школьные предметы (сл.21-35)

Небольшие заметки о каждом предмете

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0015.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0016.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0017.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0018.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0019.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0020.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0021.jpg c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0022.jpg






Моя учёба (сл.36)
Результаты удачных контрольных работ, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, сочинения, графики роста скорости чтения, творческие работы по предметам c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0014.jpg


РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"(сл.37-39)

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0029.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0031.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0001.jpg



Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям)

Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…

Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Моё творчество(сл.40-41)

творческие работы: поделки, рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0033.jpg


c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0035.jpg


Мои впечатления (сл. 42-43)

Рассказы об экскурсиях, о посещении театров, выставок, музеев. Летние впечатления: «Как я провел лето», «Где я был и что я видел» (сл.23)

Мои достижения (сл.44-47)

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0037.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0039.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0038.jpgc:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0034.jpg
РАЗДЕЛ
"РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"


В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал

При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСь»

Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, нужно дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией, статьей из газеты или сделать распечатку странички из Интернета

РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" (сл.48)

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. c:\users\инна\desktop\новая папка (5)\scan0041.jpg

А что если вместо "Молодец!" в дневнике дать небольшой отзыв в портфолио?

Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы".

«Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Содержание(сл.49)
Последний, но обязательный раздел любой работы!

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто
Важно помнить (сл.50)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись

По мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.

Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Анализ работы над портфолио (сл.51) проводится классным руководителем. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, школе. Победители поощряются

Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям: Титульный лист,раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь» - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки. От 1-го до 5-ти баллов 

Раздел «Моя учеба» -разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. 

Раздел «Мои впечатления» - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения» Количество грамот, сертификатов, дипломов 1 балл за каждую грамоту школьного уровня; 2 балла – районного уровня; 3 балла – областного, всероссийского уровня. 

В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио»; «За лучшее оформление работ»; «Идея!»; «За многогранность таланта»; «За трудолюбие»; «За творческий подход» и др. 

Учащиеся презентуют содержание портфолио на родительских собраниях, ученической конференции, классном собрании. На презентацию ученик выходит с комментариями к собственному портфолио. Рецензент – педагог, классный руководитель, классный коллектив. 

 Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты

Ошибки,  связанные со сбором материалов портфолио (сл.52)

Ошибка 1. Нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формировании портфолио.

Рекомендовано при сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребёнка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Ещё раз подчеркнём: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио.

Ошибка 2. Сбор материалов вместо ученика, «по его поручению». 

Рекомендовано при сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. В работе с портфолио надо соблюдать принцип «золотой середины»: нельзя ни лишать ученика права самому набирать материалы в портфолио, ни подменять его, ни оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

Ошибка 3. Игнорирование возможностей системы дополнительного образования, общественных организаций. 

Рекомендовано при формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету.

Ошибка 4. Формализм и соревнование при сборе портфолио. 

Рекомендовано не увлекаться сбором большого количества материалов и тем более не соревноваться с другими школьниками по принципу «а у меня на два отзыва больше». Лучше более тщательно подойти к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество.

Ошибка 5. Сбор в портфолио только официальных документов. 

Пристрастие к официальным документам понятно: многие дипломы дают право поступать в вуз без конкурса или даже без экзаменов.

Рекомендовано учесть, что главное в процессе сбора материалов для портфолио — демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами управления образованием или вузами.

Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.

Ошибка 6. Сбор материалов только за один промежуток времени (1 класс, нач.школа, 9-й класс).

Рекомендовано не ограничиваться только этим сроком.

Ошибка 7. Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета.

Рекомендовано не превращать портфолио в характеристику, которую выдаёт классный руководитель или педагогический совет, тем более с определёнными педагогическими последствиями для школьника. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) — дело самого школьника.

Рекомендовано рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека.

Ошибка 8. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Рекомендовано не увлекаться внешним оформлением материалов. Главное для портфолио — его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота. Но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Ошибка 9. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио.

Можно разработать и на уровне школы, региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио.

Заключение

В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.

Похожие:

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по...
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПортфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПоложение о портфолио ученика основной школы общие положения
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconО портфолио ученика начальной школы
Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПоложение о портфолио ученика моу сош №16 Портфолио
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconНовые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы
Самойленко е. В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности гбоу дпо (повышения квалификации) специалистов Центр повышения...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПоложение о портфолио ученика основной школы
Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок,...

«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста» iconПоложение о портфолио личных достижений ученика мбоу лицей №3 города Красноярска
Поддерживать высокую учебную мотивацию лицеистов через создание для обучающихся «стимула роста» и ситуации успеха

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru