Комплексный анализ результатов итоговой аттестации ЕГЭ
2015-2016 года. В течение 2015-2016 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. В сентябре была сформирована база данных по выбору обучающимися школы предметов для сдачи экзаменов. Оформлен информационный стенд по ГИА и переоформлен стенд «Плакаты ЕГЭ-2016». Школьные методические объединения, ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, разработали планы-графики подготовки к ЕГЭ, на основании которых школьным координатором ЕГЭ был составлен план-дорожная карта подготовки к ГИА (ЕГЭ).
Вопросы подготовки к ЕГЭ в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя-предметники принимали участие в работе постоянно действующих районных семинаров.
В апреле учителя-предметникии 9-11 классов участвовалио Всероссийском вебинаре «Работа школы по подготовке обучающихся к ЕГЭ»
Учителя-предметники в течение года уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, и элективных занятиях, проводили работу по отработке заполнения обучающимися бланков ЕГЭ.
Проведен ряд репетиционных работ по русскому языку и математике по материалам Стат Град. После каждой работы проводилась тщательная диагностика ошибок и намечались пути их ликвидации. Результаты всех репетиционных работ своевременно доводились до родителей обучающихся. Кроме работ по основным предметам, были проведены работы по предметам по выбору :
4 тренировочных и диагностических работы по физике
2 по английскому языку
1 по биологии
2 по обществознанию и истории
1 по химии
В течение года осуществлялось постоянное информирование обучающихся и родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования и науки , подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. Всем учителям-предметникам, работающим в 10-11 классах материалы аналитики АСОУ были размещены в сетевых папках.
В течение 2015-2016 года проведены 3 тематических родительских собрания , с приглашением психологов.
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ осуществляла педагог-психолог в планы которой были включены диагностические и тренинговые работы со всеми обучащимися 11 класса для выявления интеллектуальных способностей, уровня тревожности, типа темперамента, уровня самооценки обучающихся, проводилась работа и с педагогами.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года стоял на внутришкольном контроле. Посещались уроки учителей-предметников, контролировалась посещаемость занятий обучащимися ,своевременно обновлялся материал информационных уголков в классах, при необходимости проводились малые педсоветы.
Анализ административного контроля позволил наметить точки мониторинга в подготовке обучающихся к ЕГЭ, избежать типичных ошибок. В анализ результатов ЕГЭ включены следующие показатели :
Активность учащихся в ЕГЭ
Средние баллы участников ЕГЭ по предметам
Сравнение показателей ЕГЭ образовательного учреждения с показателями района , региона.
Показатели результатов ЕГЭ медалистов
Анализ результатов ЕГЭ по учителю
Динамика изменений результатов ЕГЭ по учебным предметам (за 4 года)
Процент выпускников , не преодолевших порог, установленный Рособрнадзором
Анализ свидетельствует, что планомерная работа учителей русского языка, включающая проведение тренировочных тестирований с последующим глубоким анализом и организацией отработки неусвоенного материала, постоянную связь с родителями обучающихся , позволила показать нашим выпускникам 100 % освоение образовательного стандарта, выпускники успешно сдали русский язык .
Тоже можно отнести и к учителям математики, чьи выпускники освоили базовый уровень математики. Все 100 % обучающихся получили аттестат об общем среднем образовании. Два наших выпускника набрали максимальный балл на ЕГЭ-100. Предметы-литература и русский язык.
90 и выше баллов набрали : __3__обучающихся по русскому языку
__1__обучающихся по профильной математике
___2_обучающихся по обществознанию
__1__обучающихся по истории
___2_обучающихся по английскому языку Хорошие результаты показали медалисты . Наименьший балл, показанный медалистами – 58, наибольший 100. Средний балл по предметам :
Русский язык -90
Математика профильная -91
История-84
Обществознание – 84
Физика- 58
Английский язык -85
Информатика и ИКТ-81
Вместе с тем не все выпускники смогли преодолеть минимальный балл ЕГЭ :
Лишь 90% обучающихся справились с ЕГЭ по литературе .
85,6% -по профильной математике .
90 % -по истории .
90% -по физике.
71,4 – по химии .
Показатели сдачи ЕГЭ сдачи ЕГЭ по годам.
Литература.
2014 год – не прошёл минимальный порог 1 обучающийся
2016 год-1 выпускница Математика профильная
2015 год- 9 выпускников не прошли минимальный порог.
В 2016 году - 7 выпускников
Физика
Биология
Химия
Информатика и ИКТ
2014, 2015 год не набрали минимального балла 1 и соответственно 2 обучающихся Обществознание
2015 год -не набрали минимального балла 3 обучающихся
2016 год –не набрали минимального балла 5 обучающихся История
2014 год – не набрали минимального балла 2 обучающихся ; 2016 год-1 Таким образом мы видим следующую картину :
рост среднего балла по школе при 100 % преодолении обучающимися минимального балла:
Биология
Информатика и ИКТ
рост среднего балла при наличии обучающихся, не преодолевших средний балл ЕГЭ:
Литература
Физика
Вместе с тем , начиная с 2013 года, идёт неуклонный спад среднего балла сдачи ЕГЭ по школе по обществознанию.
То же можно отнести и профильной математике.
Снизился средний балл по химии, причём значительно .
Снизился средний балл и по русскому языку. В чём же причина спада результативности обучения учителем и учения обучающими ся ? Здесь можно выделить следующие причины:
Обучающиеся выбирали предмет без осознания уровня своих знаний . Если сравнивать результаты показанные на ЕГЭ и итоговые отметки выпускников по предметам, то это становится понятным. Очень ярким примером этого является «двойка» по химии ., экзамен был выбран лишь в апреле ( по дополнительному списку предметов по выбору), и не готовился планомерно к сдаче предмета в течение года, «двойка» по физике.
Второй причиной являются слабые общеучебные навыки выпускников. Это относится к выпускникам 11 В класса., которые в основном и дали «2».
Следующей причиной является недостаточная работа учителей , а возможно о неумение учителя – предметника выстроить индивидуальные траектории обучения, как для слабоуспевающих обучающихся, так и для сильных.
Можно выделить и ослабление работы учителя по контролю за посещаемостью занятий обучающимися. Не секрет, что можно было видеть такую картину, как присутствие на первом уроке, например русского языка , физики , так и на последних биологии лишь 5-8 обучающихся. Тогда как о выпускниках 11 б класса этого сказать нельзя. В некоторой мере такая картина объясняется выбором обучающимися предмета для поступления в ВУЗ. Вместе с тем каждый обучающийся в конце года аттестуется по предмету и получая незаслуженную «3» , он даёт нежелательный посыл для следующих выпускников: «Зачем посещать уроки, что-то учить, если всё равно выставят «3».
Таким образом есть над чем работать и администрации школы , и школьным методическим объединениям , и каждому учителю . Исходя из вышеперечисленных проблем, можно выдвинуть следующие задачи для повышения результативности единого государственного экзамена:
1.Провести ШМО учителей – предметников по глубокому и всестороннему изучению результативности ЕГЭ 2015-2016 года с обсуждением алгоритма подготовки к экзаменам 2016 года , по следующим материалам:
Сборнику статистических материалов АСОУ , 2016 г.
Анализу результатов ГИА 2016 год, АСОУ.
Аналитике РЦОИ ЕГЭ 2016 год.
С учетом КИМ (демоверсий, кодификаторов, спецификаций 2016 года) провести корректировку собственного представления о требованиях к предметной подготовке школьников, ориентируясь на соответствующие программные документы;
3. Проанализировать с обучающимися 11 классов типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ 2016 года , использовать для этого материалы диагностики АСОУ и РЦОИ 2015-2016 года и прошлых лет ( не менее 3 последних!) 4.Администрации школы усилить контроль за проведением уроков учителей и занятиями элективов , а так же посещаемостью занятий обучающимися 10 - 11 классов. 5.Сформировать предварительный заказ родителей и учащихся на ассортимент предметов для сдачи в форме ЕГЭ ( до 16.09.16). 6.Продолжить проведение пробных тестовых работ по всем предметам в течение года с обработкой, глубоким анализом и коррекцией тематического планирования для отработки пробелов в знаниях обучающихся. 7. Совершенствовать работу школьной психологической службы в вопросе осознанного выбора обучающимися предмета на ЕГЭ. 8.Обратить внимание на организационную и содержательную работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ не только в 10-11 классах, но и на протяжении всего периода изучения предмета. Заместитель директора Мельникова Т.А. |