Презентация опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты за 2011-2012 учебный год.
Согласно Закону «Об образовании» освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
То, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду. В школе сложилась определенная система работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
В течение 2011-2012 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. Методический совет, ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, разработал план мероприятий по организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов. Подготовительный этап по проведению государственной (итоговой) аттестации включал в себя следующие мероприятия:
Формирование нормативно-правовой документации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации;
утверждение списка экзаменов по выбору в 11-х классах в соответствии с результатами анкетирования выпускников 11 классов и заявлений от родителей о выборе экзаменов в рамках государственной (итоговой) аттестации;
разработка информационных материалов в помощь выпускникам 11 классов при подготовке к государственным экзаменам;
проведение оперативных совещаний, совещаний при директоре, заседаний методического совета, семинаров-практикумов по ЕГЭ с педагогами по вопросу организации и проведению государственной (итоговой) аттестации в 2012 г.;
проведение информационных собраний по вопросу подготовки к ЕГЭ с выпускниками 11 классов и родителями;
оформление информационного стенда, на котором размещается вся информация по итоговой аттестации;
проведение малых педсоветов и индивидуальных собеседований с выпускниками и их родителями по вопросам успеваемости в учебной деятельности и подготовки к экзаменам;
составление и утверждение расписания консультаций по предметам для выпускников 11 классов. Для учителей-предметников проведен инструктивно-методический семинар «Цели и технология ЕГЭ», на котором изучены результаты экзамена 2011 года, Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2011 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы.
Ежегодно из учебного плана школы на проведение элективных курсов в 11 классах выделяется определенное количество учебных часов. Тематика элективных курсов разная, но среди курсов есть такие, которые хорошо отработаны педагогами школы, являются эффективными при подготовке к ЕГЭ. Планирование элективных курсов составляется таким образом, чтобы расширять и углублять знания обучающихся в той или иной предметной области, что в свою очередь предоставляет обучающимся возможность и через элективные курсы готовиться к итоговой аттестации.
Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах и индивидуальных занятиях. Проведены пробные экзамены по русскому языку и математике в форме и по материалам ЕГЭ.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки учащихся, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Работа по подготовке к ЕГЭ велась серьезная и кропотливая.
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации педагогический коллектив руководствовался нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Все нормативно-распорядительные документы рассматривались на совещаниях разного уровня.
В 2011-2012 учебном году допущено до государственной аттестации 9 обучающихся 11 класса.
Рейтинг предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ в 11 классе:
Физика – 2 человека (22,2 %);
Обществознание-5 человек (55,5%);
История-2 человека (22,2%),
Английский язык-2 человека (22,2%).
Выбор предметов зависел от задач на будущее выпускника. В целом, результаты итоговой аттестации 11 класса в форме ЕГЭ таковы:
|
| Число участников, набравших
| Предмет
| Кол-во
| до 9
| 10-19
| 20-29
| 30-39
| 40-49
| 50-59
| 60-69
| 70-79
| 80-89
| Русский язык
| 9
|
|
|
|
|
| 3
| 3
| 3
|
| математика
| 9
|
| 1
|
| 2
| 3
| 2
| 1
|
|
| история
| 2
|
|
|
|
|
| 1
| 1
|
|
| физика
| 2
|
|
|
| 1
| 1
|
|
|
|
| Английский язык
| 2
|
|
|
| 1
| 1
|
|
|
|
| Обществознание
| 5
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 1
|
|
8 обучающихся прошли итоговую аттестацию и получили аттестат о среднем образовании. 1 ученица аттестацию не прошла и получила справку.
Наибольшее количество баллов в нашей школе получили: Галбура Анна – 71 балл по обществознанию, 60 баллов по математике, 68 баллов по истории; Апельбаумов Вячеслав и Кочергина Алина – 73 балла по русскому языку.
Средний балл по русскому языку, математике, физике, английскому языку, обществознанию, истории выше среднерайонного. Средний балл по русскому языку, обществознанию, истории выше среднеобластного, что свидетельствует о достаточно хорошей подготовке выпускников школы к итоговой аттестации.
ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания, – это важный стимул для изучения любого предмета.
Опыт проведения подготовки к ЕГЭ по английскому языку в нашей школе. Успешная сдача ЕГЭ по английскому языку требует знаний выше среднего. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. ЕГЭ призван оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим он имеет комплексный характер и состоит из коммуникативно-ориентированных иноязычных контрольных заданий во всех видах речевой деятельности. В разделе ЕГЭ «Аудирование» проверяется понимание основного содержания прослушанного текста, понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации, полное понимание прослушанного текста. Это требует от учащихся применения различных стратегий аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. В разделе «Чтение» проверяется понимание темы прочитанного текста, понимание структурно-смысловых связей в тексте, полное и точное понимание прочитанного текста и, соответственно, умение применить при разных видах чтения адекватные целям чтения стратегии. В ходе занятий неизменное внимание уделяется: Увеличению словарного запаса;
Повторению грамматики (всех времен, модальных глаголов, пассивного залога, правил применения артиклей, наклонений, предлогов и косвенной речи);
Пониманию устной и письменной речи (аудирование и чтение);
Сложность экзамена по английскому заключается не только в сложности заданий, но и в ограниченном времени на выполнение заданий (на выполнение одного задания приходится в среднем менее 4 минут). Поэтому очень важно приучить обучающихся к быстрому темпу работы. Очень важно избежать технических ошибок при заполнении бланков. Зачастую именно этот фактор снижает баллы за ЕГЭ.
Подготовка также подразумевает отработку демонстрационных вариантов, проведение диагностических и тренировочных работ. Набивание руки необходимо. Этот этап проводится в конце, после того, как заложен фундамент. Ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома. Педагоги проводят тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне.
Переход на новую форму итоговой аттестации - ЕГЭ, вызвал необходимость подготовки учащихся к тестовой форме контроля. Ежегодно по итогам ЕГЭ контрольно-измерительные материалы по предметам анализируются, чтобы впоследствии откорректировать тематическое планирование с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций. Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и от ученика полной выкладки, это труд на протяжении нескольких лет обучения. Чтобы ученик успешно сдал ЕГЭ в 11 классе надо начинать готовить его с 5 класса. При изучении нового материала, его закреплении и обобщении используются задания КИМов. Для обучающихся проводятся занятия элективных курсов и факультативов по подготовке к ЕГЭ. Нельзя забывать о психологической подготовке учащихся. Следует не запугивать детей, а вселять веру в успех при условии усердной работы. Родители - наши союзники. Информируем родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку осуществлялась по следующим пособиям:
1.Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012. Е.А. Фоменко, И.Б. Долгопольская. Пособие содержит 15 вариантов учебно-тренировочных тестов, эталоны ответов ко всем вариантам, аудиоприложение (тексты для аудирования), краткий теоретический справочник с изложением основного грамматического материала, сборник тренировочных заданий для подготовки к письменной части экзамена.
2.«ЕГЭ.Универсальные материалы для подготовки учащихся» (ФИПИ, 2009, 2010, 2011) Н.В.Вербицкая, Е.И.Соловьёва. Пособие содержит анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену. В пособии предложены тренировочные тесты и аудиоприложения.
3.Тесты с заданиями по ЕГЭ, взятые из Интернет.
На занятиях по подготовке к ЕГЭ повторялся весь грамматический и лексический материал за курс средней школы, вводился дополнительный материал.
На ЕГЭ экзаменуемые не имеют возможности пользоваться словарём. В связи с этим, им необходимо умение при необходимости догадаться о значении слова (по контексту, по аналогии с родным языком, по словообразовательным элементам). В разделе ЕГЭ «Грамматика и лексика» проверяются умения правильно употребить в коммуникативно-ориентированных контекстах различные грамматические категории (видо-временные формы глагола, пассив, степени сравнения, числительные и т.д.); словообразовательные элементы; слова (на основе лексической сочетаемости) и фразовые глаголы. Обучающихся знакомим с процедурой проведения экзамена. Успех на ЕГЭ обеспечивается прежде всего должным уровнем развития коммуникативной компетенции. ЕГЭ проверяет и оценивает то, что обозначено в современных образовательных стандартах в качестве конечной цели обучения иностранному языку – уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (практического владения английским языком в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, чтении, говорении и письме). Весь процесс обучения иностранному языку при правильной его организации должен постепенно подводить учащихся к ЕГЭ.
С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учитель иностранного языка:
• следит за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
• анализирует федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;
• использует при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
• строит процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
• систематически включает в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ;
• задействует ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;
• обращает больше внимания на:
– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;
– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;
– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;
– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;
– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
– заполнение учащимися бланков.
Подготовка к ЕГЭ осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
При подготовке учащихся к выполнению заданий по письму обращаем внимание на более внимательное прочтение инструкций к заданиям и их точное выполнение.
Задачи на новый учебный год:
1.Создать условия для реализации права учащихся на получение качественного образования.
2.Повысить уровень подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ.
3. Планомерно готовиться к итоговой аттестации выпускников. |