Анализ результатов государственной итоговой аттестации обучающихся МАОУ «СОШ №38» за курс среднего полного образования в 2015 году В течение 2014-2015 учебного года со всеми участниками учебного процесса – педагогами, обучающимися и их родителями – в МАОУ «СОШ №38» проводилась большая организационная работа. С сентября месяца в школе началась работа по ознакомлению всех участников образовательного процесса с нормативными документами по процедуре проведения ЕГЭ.
В целях качественной подготовки к проведению ЕГЭ в 2014-2015 учебном году были проведены следующие мероприятия:
В учебном плане за счет школьного компонента выделены дополнительные часы на изучение математики – 2 часа в неделю на изучение математики и 1 час в неделю на изучение русского языка.
Факультативные занятия для обучающихся – по 1 часу в неделю в 11-х классах по следующим предметам: математике, русскому языку, обществознанию, химии, физике, биологии.
Дифференцированные домашние задания, в том числе – для обучающихся группы риска.
Сравнительный анализ проведенных диагностических и контрольных работ для каждого обучающегося в индивидуальных картах.
Работа психолога на снижение уровня тревожности учащихся 11-х классов по процедуре проведения ЕГЭ (проведение классных часов, диагностика уровня тревожности в течение года в динамике, индивидуальные консультации)
Сформирована База данных обучающихся для участия в ЕГЭ;
Инструктажи
«О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в ППЭ»
по соблюдению режима информационной безопасности
По правилам заполнения бланков ЕГЭ
Инструктаж о порядке использования интернет-ресурсов от
Работа по ознакомлению обучающихся с демоверсиями по различным предметам для успешной сдачи ЕГЭ,
Оформлены информационные стенды для участников ЕГЭ.
Обеспечение участия учащихся в проведении пробных ЕГЭ, проводимых ГАУ «РИЦОКО» и ИМЦ г. Сыктывкара
В начале учебного года учителями-предметниками проведен аспектный анализ выполнения контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2014 года и в соответствии этими результатами скорректированы рабочие программы учебных предметов в 11-х классах
Посещение уроков обучающимися 11-х классов было взято под особый контроль классными руководителями и администрацией школы.
Индивидуальная работа с обучающимися. Данные по выполнению диагностических работ по математике и русскому языку были персонифицированы, по каждому обучающемуся велись индивидуальные карты.
Членами администрации регулярно посещались уроки русского языка и математики в 11-х классах.
В течение 2014-2015 учебного года с целью организации качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ проводилась следующая работа учителями, работающими в 11-х классах:
Инструктаж по работе и использованию в образовательном процессе интернет-ресурсов
Посещение учителями математики целевых курсов по подготовке к ЕГЭ в КГПИ
Посещение администрацией школы 50% уроков математики и русского языка
Использование в образовательном процессе печатных тетрадей по подготовке к ЕГЭ по математике.
Регулярно проводился анализ выполнения тренировочных и диагностических работ по математике и русскому языку, результаты обсуждались на заседаниях школьных методических объединений педагогов, на которых вырабатывались конкретные пути повышения уровня обученности 11-х классов по предметам.
Учащиеся, не набиравшие минимальное количество баллов по результатам контрольных диагностических работ по математике и русскому языку, взяты под особый контроль учителями математики и русского языка, классными руководителями и администрацией школы. На каждого обучающегося у каждого учителя математики и русского языка была заведена папка, где фиксировались результаты диагностических работ, диагностическая карта с аспектным анализом выполнения диагностических работ, с отметками посещаемости факультативных и индивидуальных занятий.
С родителями в этот период была проведена следующая работа:
Родительское собрание «Сопровождение личностного и профессионального самоопределения детей»;
Родительское собрание «Организация помощи ребенку при подготовке к ЕГЭ»;
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»;
Родительское собрание ««Перспективные профессии и ориентации учащихся»;
Индивидуальные беседы с обучающимися группы риска и их родителями.
В соответствии с планом внутришкольного контроля администрацией была проанализирована работа школы по следующим показателям:
Соответствие уровня знаний обучающихся 11-х классов обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требованиям к уровню подготовки выпускников (административные контрольные работы);
выполнение общеобразовательных программ в выпускных классах;
В течение всего учебного года обучающиеся школы принимали участие в тренировочных и диагностических работах интернет-проекта СТАТГРАД, проводимом МИИО, и пробных ЕГЭ, проводимых ГАУ «РИЦОКО РК», которые проводились ежемесячно и по русскому языку, и математике. Контрольные работы в 11-х классах по всем предметам проводились с использованием демоверсий экзаменационных материалов, при этом использовались образцы бланков ответов №1 и 2.
В течение года учителем математики Л.В. Волченко велась большая индивидуальная работа с обучающимися группы риска по совершенствованию вычислительных навыков и по подготовке к ЕГЭ.
Классными руководителями и заместителями директора школы по УР проведена большая индивидуальная работа с родителями обучающихся группы риска – по каждому обучающемуся велись индивидуальные карты, в которых были отражены:
Посещаемость индивидуальных занятий по математике
Посещаемость факультативных занятий по математике
Анализ выполнения части В диагностических контрольных работ по математике и анализ выполнения частей А и В по русскому языку
В Управления образования АМО ГО «Сыктывкар» предоставлялась информация:
о размещении на сайте общеобразовательного учреждения материалов по подготовке выпускников 2015 года к ЕГЭ;
об обеспечении плановой системной, в т.ч. индивидуальной работы с родителями выпускников 11х классов;
о мероприятиях, проводимым по психолого-педагогическому сопровождению подготовки выпускников 11х классов к ЕГЭ;
о выделенных часах на изучение математики в 11-х классах;
списки обучающихся 11 классов с указанием прогнозируемого результата и указанием формы дополнительных занятий на уровне школы и города, которая обеспечит положительный результат;
сводная информация о количестве обучающихся с прогнозируемым положительным результатом, о количестве обучающихся группы риска в разрезе классов по подготовке выпускников к ЕГЭ по математике и русскому языку с указанием ФИО учащихся и классного руководителя;
информация об обеспечении внутриучрежденческого контроля за подготовкой обучающихся к ЕГЭ в части посещения администрацией МОУ уроков по обязательным предметам (математика, русский язык) в 11-х классах.
Администрация школы отчитывалась о ходе подготовки выпускников 11-х классов к ЕГЭ по обязательным предметам на Днях контроля в Управлении образования АМО ГО «Сыктывкар» ежемесячно, начиная с октября 2014 года.
На конец учебного года в 11-х классах обучалось 27 учащихся. К государственной итоговой аттестации были допущены все. Отличников – 3, лучших – 3. Золотую медаль получили 3 человека – Усманов Амир, Хмелевский Андрей, Лебедева Валерия, серебряную медаль – 2 человека: Багина Фаина, Панов Александр.
Результаты ЕГЭ 2015 года приведены ниже в таблице.
Предмет
| Класс
| Ф.И.О. учителя
| Количество учащихся
| Средний балл
| Не преодолели минимум
| Русский язык
| 11а
| Н.Н. Евтушенко
| 27
| 62
| 0
| Математика (базовый уровень)
| 11а
| Л.В. Волченко
| 12
| 3,92
| 0
| Математика (профильный уровень)
| 11а
| Л.В. Волченко
| 27
| 43
| 4
| Химия
| 11а
| Е.Г. Буйвид
| 5
| 53
| 0
| Английский язык
| 11а
| О.Е. Шиханова
М.В. Майбурова
| 3
| 46
| 0
| Физика
| 11а
| Т.Е. Пчелинцева
| 8
| 50
| 1
| История
| 11а
| Л.В. Цефт
| 5
| 36
| 2
| Биология
| 11а
| Е.Г. Буйвид
| 4
| 53
| 1
| Обществознание
| 11а
| М.А. Опаницына
| 17
| 51
| 1
| Информатика и ИКТ
| 11а
| Ю.С. Мингалёва
| 1
| 64
| 0
| Литература
| 11а
| И.А. Торопова
| 1
| 41
| 0
| География
| 11а
| Е.Ю. Вавилова
| 2
| 59
| 9
| Следует отметить успешную подготовку обучающихся по ряду общеобразовательных предметов.
По результатам ЕГЭ получили 80 баллов и более следующие обучающиеся
Багина Фаина, русский язык – 82 балла (учитель Н.Н. Евтушенко)
Барчук Зинаида, русский язык – 84 балла (учитель – Н.Н. Евтушенко)
Усманов Амир, математика (профильный уровень) – 80 баллов (учитель – Л.В. Волченко)
Хмелевский Андрей, математика – 82 балла (учитель – Л.В. Волченко)
Хмелевский Андрей, русский язык – 87 баллов (учитель – Н.Н. Евтушенко)
Усманов Амир, физика – 85 баллов (учитель – Т.Е. Пчелинцева)
Усманов Амир, обществознание – 96 баллов (учитель – М.А. Опаницына)
По распределению среднего балла по результатам ЕГЭ выпускники 11-х классов расположились в следующем порядке:
Усманов Амир – 84,3 балла (золотая медаль)
Хмелевский Анедрей – 79,3 балла (золотая медаль)
Багина Фаина – 73 балла (золотая медаль)
В прошлом учебном году учащихся, имевших средний балл по результатам ЕГЭ не менее 70, было 10 человек.
Рассмотрим результаты ЕГЭ обучающихся школы за последние пять лет:
Предмет
| 2010 год
| 2011 год
| 2012 год
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| Русский язык
| 59
| 59,5
| 58
| 63,4
| 66
| 62
| Математика (б)
|
|
|
|
|
| 3,92
| Математика (п)
| 44
| 44
| 39
| 47,4
| 54
| 43
| Химия46
| 52
| 54
| 51
| 66,3
| 65
| 53
| Английский язык
| 42
| 54
| 61
| 83,5
| 80
| 45
| Физика
| 47
| 48
| 37
| 49,4
| 38
| 50
| История
| 44
| 46
| 43
| 53,1
| 58
| 36
| География
| 64
| 57
|
| 83,5
| 83
| 59
| Биология
| 59
| 54
| 53
| 69,2
| 76
| 53
| Обществознание
| 56
| 56
| 51
| 59,4
| 57
| 51
| Информатика и ИКТ
| 55
| 68
| 39
| 51,0
| 48
| 64
| Литература
| 56
| 54
| 52
| 61,3
| 50
|
| Набравшие более 80 баллов на ЕГЭ
|
| 12 (30%)
| 7 (17,5%)
| 10 (23%)
| 18 (43%)
| 7 (30%)
| Не преодолевшие минимум по различным предметам
|
| 7
| 21
| 4
| 4
| 9
| Не сдавшие ЕГЭ по обязательным предметам и получившие справку
| 0
| 0
| 3
| 0
| 0
| 4
| Таким образом, результаты ЕГЭ 2015 года стали лучшими за последние 5 лет только по физике (учитель Т.Е. Пчелинцева) – увеличение среднего балла на 32%, и информатике и ИКТ (учитель Ю.С. Мингалева) – увеличение среднего балла на 33%, но информатику в 2015 году сдавал только один ученик. Следовательно, здесь уместно говорить о погрешности статистической выборки.
Динамика изменения результатов ЕГЭ за последние 5 лет приведена в таблице.
Предмет
| 2011 год
| 2012 год
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| Русский язык
| +9%
| -2,5%
| +10%
| +4%
| -6%
| Математика (б)
|
|
|
|
|
| Математика (п)
| 0%
| -11%
| +21,5%
| +14%
| -20%
| Химия
| +4%
| -6%
| +30%
| -2%
| -18,5%
| Английский язык
| +29%
| +13%
| +37%
| -4%
| -44%
| Физика
| +2%
| -23%
| +33,5%
| -22%
| +32%
| История
| +5%
| -7%
| +23,5%
| +9%
| -38%
| География
| -11%
| -
| -
| 0%
| -29%
| Биология
| -9%
| -2%
| +31%
| +10%
| -30%
| Обществознание
| 0%
| -9%
| +17%
| -3,5%
| -11%
| Информатика и ИКТ
| +23,6%
| -43%
| +31%
| -6%
| +33%
| Литература
| -4%
| -4%
| +18%
| -18%
| -18%
| Набравшие более 80 баллов на ЕГЭ
|
| -12,5%
| +5,5%
| +80%
| -13%
| Не преодолевшие минимум по различным предметам по выбору
|
|
| +25,5%
| -34%
| +0,5%
| Наиболее существенный спад среднего балла по результатам ЕГЭ в 2015 году был показан по истории: -38% (учитель Л.В. Цефт), по географии: -30% (учитель Е.Ю. Вавилова), по биологии: -29% (учитель Е.Г. Буйвид). В первую очередь, это свидетельствует о слабой профориентационной работе классного руководителя в 10-11 классах и недостаточной работой учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ. О слабой профиориетационной работе среди учащихся в течение последних двух лет обучения свидетельствует еще один факт: учащимися 11-х классов в ноябре месяце было выбрано для сдачи ЕГЭ по выбору – 66 предметов (в среднем 2,44 предмета на каждого человека). С января было написано 11 отказов на сдачу ЕГЭ по тому или иному предмету, а в мае-июне – еще 15 отказов. Было сдано только 40 ЕГЭ по предметам по выбору (в среднем 1,5 предмета на каждого человека). Процент отказов от экзаменов за последние полгода составил почти 40% от всех экзаменов и свидетельствует о том, что учащиеся сделали осознанный выбор в своем профессиональном самоопределении достаточно поздно и о качественной подготовке к ЕГЭ подавляющего большинства выпускников 11 класса в такой ситуации говорить уже не стоит.
Предложения по итогам государственной (итоговой) аттестации Отметить успешную целенаправленную работу по подготовке учащихся 11-х класса по подготовке к ЕГЭ учителя физики Т.Е. Пчелинцеву.
Указать классному руководителю 11 класса О.Е. Шихановой и педагогу-психологу школы на слабую профориентационную работу среди выпускников 11 класса.
Администрации школы усилить контроль за профориентационной работой и работой по психологическому сопровождению учащихся 11-х классов для успешной сдачи ЕГЭ.
Администрации и классным руководителям 11-х классов осуществлять жесткий контроль за посещаемостью занятий и предпринимать все меры для предотвращения пропусков уроков.
Учителям выпускных классов своевременно проводить корректировку рабочих программ по учебным предметам в соответствии с кодификаторами и учетом подготовки к ЕГЭ.
Рекомендовать учителям-предметникам эффективно использовать кабинет информатики при подготовке к ЕГЭ – шире использовать на уроках онлайн-тестирование, мониторинг усвоения различных тем в разрезе ЕГЭ по материалам сайта www.fipi.ru.
Руководителям школьных МО обсудить результаты государственной (итоговой) аттестации на заседаниях МО и разработать план работы по подготовке обучающихся к проведению ГИА в 2016 учебном году. Срок – сентябрь 2015 года.
|