ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДС. 14 «Методология и методы
социальных исследований»
Основная образовательная программа
подготовки специалиста
по специальности
040104 «организация работы с молодежью»
Утверждено на заседании кафедры
философии и социологии
факультета истории и социальных наук
(протокол №__1_от__31.08._2010_ г.) Зав. кафедрой
___________________ Самородов В.Н.
| РАЗДЕЛ 1
Программа учебной дисциплины Структура программы учебной дисциплины 1.1. Автор-составитель программы:
П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры философии и социологии МГПУ.
1.2. Рецензенты программы:
В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии МГПУ.
В.Н.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.
1.3. Пояснительная записка: Учебный курс «Методология и методы социальных исследований» предназначен для студентов специальности «Организация работы с молодёжью» кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета. Курс читается на 2 семестре.
Цель курса - обучение студентов - социологов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Задачами дисциплины являются:
показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;
раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;
дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;
дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;
раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;
раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;
раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.
Данный курс относится к базовым дисциплинам специализации. Он основывается на предварительном изучении таких дисциплин как «Общая социология», «История социологии» и «Математические методы в социологии». Знания, полученные в данном курсе, предназначены для дальнейшей конкретизации в дисциплинах: «Теория измерения в социологии» и «Анализ данных социологического исследования».
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
методологические основы социологических исследований;
структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.
содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;
специфику применения методов в эмпирических исследованиях;
современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;
уметь:
разрабатывать программу социологического исследования;
осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;
разрабатывать инструментарий для сбора информации;
подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,
проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.
В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, и получают возможность самостоятельного анализа материала и решения практических задач в ходе семинарских, практических и лабораторных занятий. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов на семинарских и практических занятиях, по результатам самостоятельной работы на практических и лабораторных занятиях и по успешности выполнения контрольной работы. После четвертого семестра проводится зачет. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.
При составлении учебной программы курса были использованы следующие программы и учебно-методические пособия:
Аверин Ю.П., Костюченко Л.Г., Квиткина Л.Г., Масленников Е.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». МГУ, 2002.
Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». Волгоградский государственный университет, 2002;
Витковская М.И., Пузанова Ж.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». РУДН, 2003.
Латыпова Ф.Б., Подольская Л.Ю. Методика и техника социологических исследований. Планы семинарских, практических и лабораторных занятий для специальности «Социология». Башкирский государственный университет, Уфа, 2000.
Мягков А.Ю. Методология и методика социологических исследований. Учебно-методическое пособие для специальности «Социология». Ивановский государственный университет, 1996.
Тихомиров Б.И. Методика и техника социологических исследований. Программа курса для специальности «Социология». СПбГУ, 2002.
Также были использованы следующие учебные пособия для вузов:
Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М., 2003.
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М., 2004.
Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология. М., 2003.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности: Учебный процесс включает лекции (30 ч.) и практические занятия (26 ч.). Самостоятельная работа студентов (56 ч.) включает в себя подготовку к семинарским занятиям по литературе, предложенной в методических указаниях по курсу; поиск новой информации (Интернет, СМИ) по темам семинарских занятий; написание докладов, рефератов, контрольных работ. 1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового конроля
| Трудо-емкость
| Всего аудит.
| ЛК
| СМ
| ПР
| ЛБ
| Сам. работа
| 040104 ОРМ
| 1
| 2
| 112
| 56
| 30
| 26
|
|
| 56
| зачёт
|
Заочная форма обучения
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового конроля
| Трудо-емкость
| Всего аудит.
| ЛК
| СМ
| ПР
| ЛБ
| Сам. работа
| 040104 ОРМ
| 2
| 3
| 116
| 24
| 8
|
| 6
|
| 92
|
|
|
| 4
| 4
|
| 6
|
| Экзамен
|
1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы изучаемой дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| СМ
| ПР
| ЛБ
| Сам. раб.
|
| Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований
|
| 2
|
|
|
| 6
|
| Разработка программы социологического исследования
|
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Методы и процедура измерения в социологии
|
| 2
|
|
|
|
|
| Статистические и социологические аспекты обоснования выборки
|
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| Метод наблюдения
|
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)
|
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Анализ документов
|
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Эксперимент в социологии
|
| 2
| 2
|
|
| 10
|
| Социометрический метод и концепция социальных сетей
|
| 2
| 2
|
|
|
|
| Психологические методы в социологическом исследовании
|
| 2
| 2
|
|
|
|
| Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме
|
| 2
| 2
|
|
|
|
| Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ и обработка данных в социологии
|
| 2
| 2
|
|
| 4
|
| Представление результатов социологического исследования
|
| 2
| 2
|
|
| 4
|
| Методологические проблемы социологического исследования
|
| 2
| 2
|
|
|
|
| Организация социологического исследования
|
| 2
| 2
|
|
| 2
|
| Итого:
| 56
| 30
| 26
|
|
| 56
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| СМ
| ПР
| ЛБ
| Сам. раб.
|
| Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования
| 8
| 4
| 4
|
|
| 30
|
| Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований
|
|
|
|
|
|
|
| Разработка программы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Методы и процедура измерения в социологии
|
|
|
|
|
|
|
| Статистические и социологические аспекты обоснования выборки
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании
| 8
| 4
| 4
|
|
| 30
|
| Метод наблюдения
|
|
|
|
|
|
|
| Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ документов
|
|
|
|
|
|
|
| Эксперимент в социологии
|
|
|
|
|
|
|
| Социометрический метод и концепция социальных сетей
|
|
|
|
|
|
|
| Психологические методы в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы
| 8
| 4
| 4
|
|
| 32
|
| Анализ и обработка данных в социологии
|
|
|
|
|
|
|
| Представление результатов социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Методологические проблемы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Организация социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 24
| 12
| 12
|
|
| 92
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
|