Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год
Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Программа раскрывает следующие основные разделы курса :
1. жилище
2. медицинская помощь
3. транспорт
4. торговля
5. средства связи
6. учреждения, организации
Характерные особенности учебного предмета
Реализуя разделы курса в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.
На занятиях по уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых. Формы и методы реализации программных задач
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках различных методов обучения:
Устный рассказ учителя (без использования наглядных пособий; с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических средств обучения)
Беседа
Метод объяснительного чтения
Лабораторный метод
Упражнения в виде записей и графических работ
Упражнения в применении полученных знаний
Методы проверки знаний
На уроках могут использоваться также следующие методы и приемы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры, упражнения, личностная аналогия, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных жизненных ситуациях, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение диафильмов.
Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий.
Тематическое планирование 7 класс
Тема
| Кол.
час.
| Краткое содержание темы
| Обязательный минимум ЗУН по группам
| Тестовая раб. , контрольная
| Практическая часть
| Интерактивная экскурсия
| Жилище
| 8
| Регулярная уборка
Сезонная уборка
Способы ухода за окнами
Виды моющих средств
Санитарная обработка помещений
Способы и средства ухода за полом
Уход за мебелью
| Обучающие должны знать:
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения.
- виды моющих средств, используемых при уборке дома.
- способы и периодичность ухода за окнами;
- правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия
Обучающие должны уметь:
- убирать жилые помещения.
- мыть зеркала и стекла;
- утеплять окна.
- использовать бытовые химические средства
- ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства
|
| 3
|
| Медицинская помощь
| 7
| Домашняя аптечка
Лекарственные растения
Виды доврачебной помощи
Первая помощь при травмах
Первая помощь при переломах
| Обучающие должны знать:
- основной состав домашней аптечки
- лечебные свойства лекарственных растений
- виды доврачебной помощи;
- меру предупреждения осложнений после микротравмы.
- правила оказания первой помощи при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины)
- меры по предупреждению переломов
Обучающие должны уметь:
- использовать лекарственные средства при оказании первой помощи.
- готовить настои, отвары из лекарственных растений, витаминный чай
- обрабатывать раны, накладывать повязки;
- оказывать первую помощь при переломах
- рассказывать о мерах по предупреждению переломов
|
| 3
| 1
| Транспорт
| 7
| Интерактивная экскурсия на ж\д вокзал
Междугородний железнодорожный транспорт
Службы вокзала
Виды вагонов
Билеты. Расписание
Камера хранения
| Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте
- функции железнодорожного транспорта
- виды справочных служб, сроки и место возврата приобретенного билета
- тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий)
- примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния.
- камеры хранения, сроки и стоимость хранения багажа
Обучающие должны уметь:
- определять пункт назначения
- выбирать тип поезда, вид вагона
- узнавать стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, соотнося с платежными возможностями
- ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж\д справочную по телефону
- пользоваться камерами хранения багажа
| 1
| 2
| 1
| Торговля
| 4
| Универмаги, универсамы, их назначение
Отдела магазинов
Порядок приобретения товара
| Обучающиеся должны знать:
- назначение универмага и универсама
- различия между ними
- за какими товарами лучше обратиться в универмаг, а за какими в универсам
- стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и других подобных товаров
Обучающие должны уметь:
- объяснять различия универмага и универсама
- рассказывать о назначении универсама и универмага.
- приобретать товары с учетом потребности в них и финансовых возможностей
|
| 2
|
| Средства связи
| 7
| Виды бандеролей
Упаковка. Порядок почтового отправления
Посылка. Виды упаковки
Стоимость пересылки
Правила отправления посылок
Средства связи. Практическая работа
Интерактивная экскурсия на почту, телеграф
| Обучающиеся должны знать:
- перечень предметов, посылаемых бандеролью
- максимальный вес почтовых отправлений
- виды и способы упаковки, перечень предметов, посылаемых в посылке
- максимальный вес, виды и способы упаковки
- правила отправления, определение стоимости отправки простых и ценных посылок
- виды почтовых отправлений
Обучающие должны уметь:
- заполнять бланк на отправку бандероли, посылки
- составлять опись посылаемых предметов
- упаковать посылку, бандероль в твердую упаковку
- определить стоимость почтовых отправлений
- вежливо обращаться к работникам почты
|
| 3
| 1
| Учреждения, организации
| 5
| Названия цехов, отделов
Названия рабочих специальностей
Виды выпускаемой продукции
| Обучающиеся должны знать:
- название цехов, отделов
- местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия
- виды выпускаемой продукции
- названия рабочих специальностей
Обучающие должны уметь:
- обращаться с вопросами к работникам предприятия
- объяснить значение предприятий для жителей города и села
- рассказывать о видах продукции, выпускаемых на предприятии
| 1
|
| 1
|
Тематическое планирование профилактических бесед
Дата проведения
| Тема
| Тематика беседы
|
|
|
|
| Наркомания
|
|
|
| Наркотики: Жизнь или смерть?
|
|
| Умей сказать «Нет»!
|
|
| Не дай себе погибнуть (что если тебе предложили наркотик?).
|
|
| Опасная игра – шаг в бездну!
|
|
| «Если бы я знал» (профилактика).
|
| ВИЧ инфицирование
|
|
|
| “Телефон доверия”.
|
|
| «ВИЧ – меры предупреждения»
|
|
| Помнить и понимать
|
|
| Мое отношение к ВИЧу
|
|
| Проблемы, связанные с ВИЧ
|
| Употребление психоактивных веществ
|
|
|
| Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь
|
|
| «Сделай свой выбор: выбери жизнь»
|
|
| Профилактика зависимого поведения».
|
|
| Мое отношение к ПАВ
|
|
| Психоактивные вещества и последствия их употребления
|
| Формирование позитивного отношения к ЗОЖ
|
|
|
| Здоровый образ жизни и его составляющие.
|
|
| Экологическое состояние окружающей среды и здоровье
|
|
| Как сохранить здоровье?
|
|
| Что полезно и что вредно.
| |