Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная


Скачать 97.38 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
Аннотация рабочей программы дисциплины

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная


  1. Цель и задачи дисциплины эпидемиология

Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников лечебного факультета профессиональных и общекультурных компетенций, направленных на формирование, сохранение и улучшение здоровья населения путем надлежащего качества оказания помощи инфекционным больным.

Задачами освоения дисциплины являются:

  • Научить осуществлению мероприятий по формированию здоровья населения;

  • Научить использованию эпидемиологического анамнеза для диагностики инфекционных заболеваний;

  • Научить прогнозированию развития неотложных состояний при различных инфекционных заболеваниях с помощью эпидемиологических данных;

  • Научить проведению противоэпидемических мероприятий, включая дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию;

  • Научить формированию у населения позитивного медицинского поведения, направленного на профилактику инфекционных заболеваний;

  • Научить ведению отчетно-учетной документации в медицинских организациях сан эпидемиологического профиля;

  • Научить анализу научной литературы и подготовка рефератов по современным научным проблемам эпидемиологии;

Научить участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов эпидемиологии.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «эпидемиология» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С.3 ООП. Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений в работе с больными инфекционными болезнями.

Данная дисциплина – это этап изучения основных инфекционных заболеваний по принципу распределения по нозологическим формам. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам эпидемиологии, ознакомиться с методами эпидемиологии. В рамках данной дисциплины проводится изучение следующих разделов эпидемиологии – общая эпидемиология, частная эпидемиология, военная эпидемиология.

Эпидемиология непосредственно связана с дисциплинами: инфекционные болезни, микробиология, иммунология, общественное здоровье и здравоохранение, гигиена, которые характеризуют паразитарно-хозяиные отношения, особенности распространения инфекционных болезней, организации оказания помощи инфекционным больным и принципы диспансеризации и профилактики заболеваний, дезинфекции, специфической иммунопрофилактики. Преподавание дисциплины основано на современных представлениях об этиологии, развитии эпидемического процесса, принципах и методах диагностики, современных классификациях, а так же методах иммунопрофилактики, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, соответствующих принципам доказательной медицины.

В процессе изучения дисциплины «эпидемиология» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины

  • Иметь представление о причинах возникновения эпидемий, санитарно-гигиенических нормах.

  • Знать этиологию инфекционных заболеваний; принципы асептики и антисептики, основы учения об иммунитете;

Перечень дисциплин и практик, усвоение которых студентами необходимо для изучения эпидемиологии:

  • История медицины. Исторические сведения об эпидемиях и пандемиях..

  • Гигиена. Разделы: гигиена питания, коммунальная гигиена, промышленная гигиена.

    • Биология. Разделы: биология простейших, гельминтов, членистоногих.

  • Биологическая химия. Разделы: обмен веществ, биохимия крови, энергетический обмен.

  • Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф. Разделы: токсикология, биологическое оружие, противоэпидемическая защита войск.

  • Иммунология. Разделы: клиническая иммунология, вакцинопрофилактика.

  • Микробиология. Разделы: учение о возбудителях инфекционных заболеваний, токсинах, иммунитете, бактериоскопической, бактериологической, вирусологической, серологической диагностике.

    • Общественное здоровье и здравоохранение. Разделы: отчётно-учётная документация.

В процессе подготовки и изучения материала студенты должны приобрести практические навыки и умения:

1. Собрать анамнез у больного с инфекционным заболеванием.

2. Собрать эпидемиологический анамнез.

3. Составить план проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очаге.

4. Заполнить необходимую документацию при первичном выявлении инфекционного больного.

5. Осуществить забор материала от больного для проведения бактериологического, вирусологического, серологического, биохимического и других исследований (забор и посев крови, рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, забор и посев слизи из носа и зева, забор и посев испражнений для диагностики холеры)

6. Осуществить взятие отпечатков со слизистой носа для экспресс-диагностических иммунологических исследований при гриппе и ОРВИ.
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов.
4. Результаты обучения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эпидемилогия»:

  1. ОК- 8. Демонстрировать уважение к людям, соблюдать правила врачебной этики, сохранять врачебную тайну.

  2. ПК- 5. Владеть методикой сбора эпид анамнеза; интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных методов исследования биологического материала; уметь заполнить медицинскую карту обследования эпидемического очага.

  3. ПК-12. Готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения инфекционных заболеваний.

  4. ПК-14. Готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.

  5. ПК-27. Владеть навыками использования нормативной документации, принятой в здравоохранении.

  6. ПК-31. Изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по эпидемиологии.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-основы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

- морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.

- этиологию, эпидемиологию и профилактику (специфическую и неспецифическую) наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

- особенности распространения кишечных, воздушно-капельных, гемоконтактных, зоонозных инфекционных заболеваний.

- эпидемиологические показания для госпитализации инфекционных больных. Правила транспортировки.

- особенности проведения противоэпидемических мероприятий: дезинфекции, дезинсекции, дератизации, иммунопрофилактики.

- особенности санитарно-эпидемического режима инфекционной больницы или отделения.

Уметь:

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения со всеми членами коллектива.

- провести опрос больного, собрать эпидемиологический анамнез, определить показания для лабораторного и инструментального исследования пациента.

- заполнить карту эпид обследования очага, экстренное извещение.

- провести текущую и заключительную дезинфекцию в очаге инфекционного заболевания.

Владеть:

- принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

- методикой эпид обследования очага.

- оценкой результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.

- оформлением медицинской документации.

- алгоритмом действий эпидемиолога в очаге инфекционного больного.
5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Лекция-визуализация, проблемная лекция, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, разбор эпидемической ситуации, подготовка карты эпид обследования очага, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов; создание информационных бюллетеней, подготовка и защита рефератов. Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к практическим занятиям, написание карты эпид обследования очага, рефератов, работа в Интернете, самостоятельное освоение раздела – иммунопрофилактика, работа с электронными кафедральными программами.
6. Формы промежуточной аттестации

Итоговый контроль – в XI семестре проводится зачёт.
7. Содержание дисциплины

Тема 1. Военная эпидемиология. Биологическое оружие. Основы биологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации.

Тема 2. Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц.

Тема 3. Понятие об эпидемическом процессе. Источник инфекции, пути распространения инфекции, восприимчивый организм. Эпидемический очаг. Движущие силы эпидемического процесса. Понятие о природно-очаговых заболеваниях.

Тема 4. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Дезинфекция. Камерная дезинфекция. Дезинсекция (методы, препараты). Дератизация (методы, препараты).

Тема 5. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Вакцины и их применение. Сыворотки, иммуноглобулины (виды препаратов, показания к применению, правила введения гетерологичных препаратов). Бактериофаги. Аллергологическая диагностика.

Тема 6. Характеристика эпидемиологических исследований и организация их проведения. Метод эпидемиологического обследования как основной метод эпидемиологии. Особенности эпидобследования очагов кишечных, воздушно-капельных и кровяных инфекций.

Тема 7. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций

Тема 8. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика инфекций дыхательных путей

Тема 9. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика сапронозов

Тема 10. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика зоонозов. Санитарная охрана территории РФ

Тема 11. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика важнейших гельминтозов

Тема 12. Частная эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций
8. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту

В процессе подготовки и изучения материала студенты должны приобрести практические навыки и умения:

Собрать анамнез у больного с инфекционным заболеванием.

  1. Собрать эпидемиологический анамнез.

  2. Провести обследование эпидемиологического очага воздушно-капельной инфекции.

  3. Провести обследование эпидемиологического очага кишечной инфекции.

  4. Провести обследование эпидемиологического очага кровяной инфекции.

  5. Составить план проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очаге.

  6. Заполнить необходимую документацию при первичном выявлении инфекционного больного.

  7. Подготовить и провести дезинфекцию материалов в дезинфекционной паро-формалиновой камере.

  8. Подготовить и провести дезинсекцию больного.

  9. Подготовить и провести мероприятия по дератизации помещения.

  10. Составить план проведения противоэпидемических мероприятий в инфекционном стационаре (отделении).


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

а) основная литература:

  1. Покровский, В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст]/ в.И.Покровский.- М., 2000. – 254 с.

  2. Ющук, Н.Д. Инфекционные болезни [Текст]/Н.Д. Юшук, Ю.Я.Венгеров.- М., 2003.- 432 с.

  3. Макаров, В.К. Военная эпидемиология [Текст]: учебное пособие /В.К. Макаров. – Тверь, 2006. – 87 с.

б) дополнительная литература:

  1. Огарков, П.И.. Биологическая защита войск [Текст] /П.И. Огарков. С.-Пб.: ВмедА, 2003.- 235 с.

  2. Макаров, В.К. Инфекционные болезни (диагностика, дифференциальная диагностика, иммунотерапия). [Текст] /В.К. Макаров - Тверь. Издание 2. - 2001. – 260 с.

  3. Противодействие биологическому терроризму: практичекое руковдство по противоэпидемическому обеспечению [Текст]: / ред. Г.Г.Онищенко. - Петит-А, 2003.- 273 с.

  4. Шапошников, А.А. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях на современном этапе [Текст] /А.А. Шапошников. – 1999.- 187 с.

  5. Технические средства тылового обеспечения [Текст]: / ред. В.И.Исакова. - М.: Воениздат, 2003. – 223 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.[Электронный ресурс]: режим доступа: //www. Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины эпидемиология

В учебном процессе широко используется наглядный материал, который представлен таблицами по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, слайдами по эпидемиологии ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, богатый архив фото- и видеоматериала из личных наблюдений сотрудников кафедры. На практических занятиях используются карты эпид обследования очага, компьютерная презентация профессора Раевского по общей эпидемиологии. На зачете и экзамене используется компьютерное тестирование.

Оргтехника, используемая в учебном процессе и теле- видеоаппаратура:

- Компьютеры (ноутбук)

- Мультимедийный проектор

- Телевизор

- Слайдпроектор

- Оверхед

Видеофильмы:

- Противоэпидемическая защита войск и проблемы военной эпидемиологии.

- Современные угрозы биологического терроризма и пути их преодоления.

- Неотложные меры на пути создания национальной системы медицинской и психологической защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения.

- Сфера современной эпидемиологии

- Схема обследования эпидочага


  1. Научно-исследовательская работа студента

Научно-исследовательская работа студентов организована в рамках работы кружка СНО на кафедре инфекционных болезней. Практикуется реферативная работа и проведение научных исследований с последующим выступлением на итоговых научных студенческих конференциях в Твери, а так же публикацией в сборниках студенческих работ, кафедральных сборниках и Верхневолжском медицинском журнале.

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconАннотация рабочей программы дисциплины Поликлиническая терапия для...
Задачами освоения дисциплины являются: сформировать у студентов компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности...

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconРабочая программа По дисциплине «Акушерство и гинекология» Для специальности...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 211 часа

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconАннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная...
Научить студентов осуществлению мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья новорожденных, детей и подростков

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconУчебный план 7 Ресурсное обеспечение основной образовательной программы...
Ресурсное обеспечение основной образовательной программы по специальности 060101. 65 Лечебное дело. 11

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconАннотация к рабочей программе по специальности «Лечебное дело»
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconПрограмма преддипломной практики инфекционный профиль Специальность:...
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности: «Лечебное...

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconАннотированное содержание программы дисциплины «Поликлиническая терапия»...
Цель дисциплины: знать основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconРабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело» М., 2000...

Аннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов 5 курса по специальности Лечебное дело (060101) форма обучения очная iconРабочая программа по производственной практике «помощник врача скорой...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело» М., 2000...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru