ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ВолГМУ,
ПРОФ.__________________В.Б. МАНДРИКОВ
«______»_____________________2007 Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ –
по Терапии»
Для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело” Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ
Кафедры «Амбулаторной и скорой медицинской помощи»
Курс – 5
Семестры – IX, X
Форма обучения - очная
Всего: 72 часа
Экзамен: X семестр
г. Волгоград - 2007 год
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник врача скорой и неотложной помощи – по терапии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело» М., 2000 г.; Сквозной программой преподавания внутренних болезней для студентов лечебного факультета (г. Волгоград, 2003) и рекомендациям учебно-методического отдела ВолГМУ. Индекс: 060101 (040100)
Составители:
Проф., д.м.н. Краюшкин С.И.,
Асс., к.м.н. Запорощенко А.В.
Асс. Колесникова И.Ю.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолГМУ:
Протокол № «_2_» от «_11_» _сентября 2007 г. Заведующий кафедрой______________проф., д.м.н. Краюшкин С.И.
Рабочая программа по производственной практике «Помощник врача скорой и неотложной помощи по терапии» у студентов 5 курса лечебного факультета одобрена Цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин ВолГМУ Протокол № «_1_» от «_26_» _сентября 2007 г. Председатель ЦМК терапевтических
дисциплин ВолГМУ, проф., д.м.н. _________________ Краюшкин С.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ - ТЕРАПИЯ»
кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи
для студентов 5 курса лечебного факультета ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная практика студентов 5 курса «Помощник врача скорой и неотложной помощи по терапии» является органической частью учебного процесса, в ходе которой студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки обследования больных, овладевают основными видами профессиональной деятельности помощника врача скорой и неотложной помощи, совершенствуют этические и деонтологические аспекты общения с больными, их родственниками и медицинским персоналом.
Данная рабочая программа опирается на требования квалификационной характеристики врача по специальности 040100 «Лечебное дело» (г. Москва, 2000 год), программу по внутренним болезням для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений (г. Москва, 2000 год). При составлении данного издания также учитывались материалы практики студентов «Помощник врача скорой и неотложной помощи», составленной заведующими выпускающих кафедр Волгоградской медицинской академии (госпитальной терапии, факультетской терапии, пропедевтики внутренних болезней) в 1998 году и учебно-методическое пособие «Программа и дневник производственной практики студентов 5-го курса лечебного факультета (помощник врача скорой и неотложной помощи). – Волгоград, 2005 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Цель практики:
Изучение организации работы станций, подстанций скорой медицинской помощи, овладение основными видами деятельности врача скорой и неотложной помощи. 1.2. Задачи практики:
Ознакомиться со структурой и организацией работы станций и подстанций скорой медицинской помощи и их структурных подразделений.
Изучить организацию работы бригад скорой медицинской помощи (штатный состав, оснащение кареты, укомплектование медицинских сумок, документация и т.д.).
Изучить функциональные обязанности врача, работающего в составе линейной выездной бригады.
Изучить тактические, правовые и организационные вопросы работы врача скорой и неотложной помощи.
Ознакомиться с этическими нормами поведения и принципами деонтологии в работе врача скорой медицинской помощи.
Овладеть практическими навыками и умениями по оказанию неотложной помощи при различных заболеваниях, острых отравлениях, при травматических повреждениях, несчастных случаях и катастрофах.
Овладеть техникой реанимационной помощи на догоспитальном этапе.
1.3 Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), предварительное усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
№№
| Наименование кафедры
| Перечень тем, предварительное усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
| 1
| Философия, биоэтика и право
| Мировоззренческая и методологическая функции философии. Основные законы и категории философии. Познание как отражение действительности. Методы и формы научного познания. Различные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное сознание, наука и культура. Материя и сознание. Биоэтика.
| 2
| Иностранные языки с курсом латинского языка
| Терминология
| 3
| Физика
| Принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, Физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения. Физические основы дозиметрии.
| 4
| Молекулярная биология и генетика
| Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостазиса. Принципы эволюции органов, функций. Экология. Специфичность экологии человека.
| 5
| Общая и физколлоидная химия
| Минеральный состав организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов для организма.
Физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде. Изучение микроэлементов, различных белковых препаратов и их заменителей; изучение кислотно-щелочного равновесия и его сдвиги, т.е. буферных систем, поддерживающих гомеостаз; изучение коллоидных растворов, микроэлементов, играющих определенную физиологическую роль в жизнедеятельности человека.
| 6
| Теоретическая биохимия с курсом клинической биохимии
| Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков. Основные биохимические показатели крови для оценки состояния обмена в организме. Знание об участии различных органов и систем в обмене веществ в организме для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, почек, легких, сердечно-сосудистой системы.
| 7
| Анатомия человека
| Строение и функции органов и систем организма. Возрастные особенности морфологических структур. Классификация внутренних органов по их топографии, происхождению, строению и выполняемым функциям. Анатомия и топография пищеварительной системы, дыхательной системы, мочеполового аппарата, органов кроветворения, сердечно-сосудистой системы. Учение о соединениях костей. Анатомия мышечной и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, нижних и верхних конечностей, артериальных, венозных и лимфатических сосудов.
| 8
| Патологическая анатомия
| Структурные основы болезней и патологических процессов, характерные морфологические изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека. Морфогенез и патоморфоз болезней. Принципы классификации болезней. Морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов; различные клинико-анатомические и морфологические варианты болезни; осложнения при острых и хронических процессах.
| 9
| Нормальная физиология
| Закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи. Физиология процессов пищеварения и ассимиляции, физиологические процессы дыхания и газообмена, физиология крови и системы кровообращения. Возрастная физиология. Физиология трудового процесса. Биоритмология (хронобиология). Классификация биоритмов. Принципы функционирования различных органов и систем организма в норме и при физиологических сдвигах, обусловленных изменением внешней и внутренней сред организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней среды.
| 10
| Патологическая физиология
| Реактивность микроорганизма в развитии патологического процесса; функциональное изменение органов и систем при основных хирургических заболеваниях. Патогенез основных патологических синдромов при развитии патологического процесса в различных органах и системах. Причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды. Реактивность организма и ее значение в патологии. Патофизиология гемостаза, обмена веществ, эндокринной системы, системы крови, дыхания. Патофизиология желудочно-кишечного тракта, почек. Исходы болезней. Воспаление. Ответ острой фазы. Лихорадка. Стадии лихорадки. Биологическое значение лихорадки. Типовые нарушения обмена веществ (витаминов, белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, кислотно-щелочного состава). Экстремальные состояния (коллапс, шок, кома).
| 11
| Гистология, эмбриология, цитология
| Представления о микроструктуре тканей, клеток организма человека. Эмбриогенез тканей и систем органов. Эпителиальная, соединительная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выделительная системы, органы кроветворения. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Виды микропрепаратов.
| 12
| Микробиология и вирусология.
| Морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов (бактерий, грибов, простейших, вирусов) и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней. Учение об инфекции. Общая вирусология. Возбудители ОРВИ. Методы индикации и идентификации вирусов. Аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Экология микробов. Нормальная микрофлора человека. Дисбиоз. Бактерионосительство как одна из форм инфекционного процесса. Бактериофаги. Медицинское значение фагов. Роль условно-патогенных микробов в патологии человека. Особенности микробиологической диагностики, профилактики и лечения. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Влияние на микробы физических и химических факторов. Методы стерилизации.
| 13
| Клиническая иммунология
| Виды иммунитета. Формы иммунного ответа. Методы оценки иммунного статуса макроорганизма. Иммунодефициты. Иммунокоррекция. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики. Вопросы вакцинации.
| 14
| Общая гигиена и экология
| Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические принципы здорового образа жизни лиц с учетом возраста. Группы здоровья, рациональное питание и режим дня в различных возрастных категориях Вопросы личной гигиены. Показатели физического развития. Климат и здоровье человека. Гигиенические аспекты акклиматизации. Физическое воспитание и закаливание.
| 15
| Фармакология
| Классификация лекарственных веществ. Фармакодинамика и фармакокинетика. Механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты. Правила выписки рецептов. Основные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему; средства, влияющие на функцию органов дыхания; стимуляторы дыхания; бронхолитические средства, применяемые при отеке легких; средства, влияющие на функцию органов пищеварения, на моторику желудка и кишечника; желчегонные средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы. Ферментные препараты и ингибиторы протеолитических ферментов. Применение в клинической практике антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, синтетических и полусинтетических антимикробных средств; знание различных антисептических препаратов, белковых и солевых кровезаменителей, нейротропных, болеутоляющих, психотропных средств при лечении анафилактического шока; реакций организма на введение препаратов, как проявление лекарственной болезни
| 16
| Клиническая фармакология и интенсивная терапия
| Значение фармкокинетики в рациональном выборе лекарственных средств.Фармакодинамика. Принципы выбора эффективного, безопасного, доступного лекарственного средства.Взаимодействие и побочные эффекты. Формулярная система. Фармакоэкономика. Доказательная медицина. Клиническая фармакология антимикробных препаратов. Препараты для лечения вирусных инфекций. Клиническая фармакология глюкостероидов и НПВС. Клиническая фармакология препаратов, влияющих на бронхиальную проводимость. Клиническая фармакология препаратов, влияющих на органы пищеварительной системы. Клиническая фармакология препаратов, влияющих на основные функции миокарда. Возрастные аспекты клинической фармакологии. Оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях. Шок, кома. Отек легких. Гипертонические кризы. Знания основ интенсивной терапии при основных неотложных терапевтических состояниях; проведение реанимационных мероприятий; искусственной вентиляции легких; представлении об основах анестезиологического пособия.
| 17
| Лучевая диагностика и лучевая терапия
| При рентгенологическом исследовании формирования навыка выявления заболеваний легких и плевры /острая пневмония, пиопневмоторакс, гидроторакс, опухоли и кисты легкого/ и т.д. Распознавание заболеваний сосудов; выявление изменений, характерных для язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, хронического и острого холецистита, заболеваний тонкой и толстой кишок. При радиоизотопном исследовании выявление изменений, характерных для патологий щитовидной железы, печени, почек
| 18
| Оперативная хирургия и топографическая анатомия
| на основе современных анатомических и физиологических знаний оперативная хирургия разрабатывает рациональные оперативные доступы к органам и оперативные приемы, т.е. мероприятия, необходимые для обнажения органов и выполнения тех или иных воздействий на них (лапароцентез, трахеостомия, коникотомия, пункция перикарда, плевральной полости и т.д.). Топографическая анатомия является синтезом анатомических знаний, она дает четкое представление о взаиморасположении органов и связей одних органов с другими, а следовательно, является тем фундаментом, который позволяет практически решать сложные задачи диагностики и лечения различных заболеваний (люмбальная пункция, различные виды блокад и т.д.).
| 19
| Пропедевтика внутренних болезней
| важнейшие теоретические и клинические основы терапии, знакомство студентов со спецификой работы терапевтической клиники, профессии терапевта, происходит ознакомление с клиническими методами обследования терапевтического больного, с лабораторно-инструментальными методами исследования. Вырабатываются умения сгруппировать основные клинические симптомы, характерные для заболевания органов сердечно-сосудистой, дыхательной, систем, системы пищеварения, болезней почек, печени, опорно-двигательного аппарата и т.д. в типичные синдромы. Излагать полученные при обследование больного данные в виде истории болезни (документации). Начинается освоение основных методов ухода за больными и умение выполнять основные сестринские манипуляции. Постоянно указывается на большое практическое значение соблюдения строгого больничного режима, дисциплины медицинского персонала и студентов, адекватного ведения больных, проведение патогенетически обоснованной терапии.
| 20
| Факультетская терапия
| знание этиологии и патогенеза основных, наиболее часто встречающихся заболеваний органов дыхания, пищеварения, заболеваний сердца, сосудов, щитовидной железы и т.д. Углубление знаний клинических проявлений типичных, "классических" форм основных заболеваний внутренних органов; закрепление и углубление навыков обследования терапевтического больного; обучение навыкам самостоятельного диагностического мышления; проведение дифференциальной диагностики.
| 21
| Травматология и ортопедия
| вопросы транспортной иммобилизации, показания к ней; закрытые и открытые повреждения и ранения органов брюшной и грудной полости; вопросы закрытой травмы черепа и т.д.
| 22
| ЛОР-болезни:
| Анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез, клиника и лечение ЛОР – патологии (заболеваний верхних дыхательных путей).
Заболевания ротоглотки: острый и хронический фарингит, хронический тонзиллит, ангина. Заболевания носа: острый и хронический ринит, аллергический ринит. Заболевания придаточных пазух: острый и хронический гайморит, острый и хронический фронтит.
| 23
| Офтальмология
| Поражение органа зрения при различных заболеваниях, исследование глазного дна, показания к консультации окулиста.
| 24
| Госпитальная терапия
| знание этиологии и патогенеза, современных классификаций, всего многообразия клинических проявлений основных, наиболее часто встречающихся заболеваний органов дыхания, пищеварения, заболеваний сердца, сосудов, щитовидной железы и т.д. Углубление знаний клинических проявлений атипичных, "неклассических" форм основных заболеваний внутренних органов; углубление навыков обследования терапевтического больного; обучение самостоятельному диагностическому мышлению; проведение дифференциальной диагностики и применения всего набора современного лечения к конкретной патологии.
|
|