ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ВОЛГМУ,
ПРОФ.__________________В.Б. МАНДРИКОВ
«______»_____________________200 Г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ - терапия»
Для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело” Факультет – ЛЕЧЕБНЫЙ
Кафедры «Амбулаторной и скорой медицинской помощи»
Курс – 3
Семестр – V-VI
Форма обучения: очная Производственная практика по терапии
Всего: 72 часа
Экзамен: VI семестр
Волгоград 2006
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ВОЛГМУ,
ПРОФ.__________________В.Б. МАНДРИКОВ
«______»_____________________200 Г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ - терапия» Для специальности 060103 (040200) «ПЕДИАТРИЯ»
Факультет - ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ
Кафедры «Амбулаторной и скорой медицинской помощи»
Курс – 3
Семестр – V-VI
Форма обучения: очная Производственная практика по терапии
Всего: 72 часа
Экзамен: VI семестр
Волгоград 2006
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи – по терапии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело» М., 2000 г.; Сквозной программой преподавания внутренних болезней для студентов лечебного факультета (г. Волгоград, 2003) и рекомендациям учебно-методического отдела ВолГМУ. Индекс: 060101 (040100)
Составители: Проф., д.м.н. Краюшкин С.И.,
Проф., д.м.н. Куличенко Л.Л.,
Асс. Белоглазов А.И.,
Асс. Колесникова И.Ю. Рецензенты:
Зав. кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета ВолГМУ, проф., д.м.н. Зборовская И.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолГМУ:
Протокол № «_2_» от «_12_» _сентября 2006 г. Заведующий кафедрой______________проф., д.м.н. Краюшкин С.И.
Рабочая программа по производственной практике «Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по терапии» у студентов 3 курса лечебного факультета одобрена Цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин ВолГМУ Протокол № «_1_» от «_20_» _октября 2006 г. Председатель ЦМК терапевтических
дисциплин ВолГМУ, проф., д.м.н. _________________ Краюшкин С.И. Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи – по терапии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия» М., 2000 г.; Сквозной программой преподавания внутренних болезней для студентов педиатрического факультета (г. Волгоград, 2003) и рекомендациям учебно-методического отдела ВолГМУ. Индекс: 060103 (040200)
Составители:
Проф., д.м.н. Краюшкин С.И.,
Проф., д.м.н. Куличенко Л.Л.,
Асс. Белоглазов А.И.,
Асс. Колесникова И.Ю. Рецензенты:
Зав. кафедрой внутренних болезней
педиатрического и стоматологического факультетов ВолГМУ, проф, д.м.н. Стаценко М.Е. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолГМУ:
Протокол № «_2_» от «_12_» _сентября 2006 г. Заведующий кафедрой______________проф., д.м.н. Краюшкин С.И.
Рабочая программа по производственной практике «Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по терапии» у студентов 3 курса педиатрического факультета одобрена Цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин ВолГМУ Протокол № «_1_» от «_20_» _октября 2006 г. Председатель ЦМК терапевтических
дисциплин ВолГМУ, проф., д.м.н. _________________ Краюшкин С.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ - ТЕРАПИЯ»
кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи
для студентов 3 курса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 04.01.00 «Лечебное дело» М., 2000 г. и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 04.02.00 «Педиатрия» М., 2000 г. Производственная практика студентов 3 курса является органической частью учебного процесса. Это один из видов внеаудиторной деятельности студентов, в процессе которой студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки обследования больных, овладевают основными видами профессиональной деятельности фельдшера скорой и неотложной помощи, совершенствуют этические и деонтологические аспекты общения с больными, медицинским персоналом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Цель практики:
Изучение организации работы станций, подстанций скорой медицинской помощи, овладение основными видами деятельности фельдшера скорой и неотложной помощи. 1.2. Задачи практики:
Ознакомиться со структурой и организацией работы станций и подстанций скорой медицинской помощи и их структурных подразделений.
Изучить организацию работы бригад скорой медицинской помощи (штатный состав, оснащение кареты, укомплектование медицинских сумок, документация).
Изучить функциональные обязанности фельдшера, работающего в составе линейной выездной бригады, и фельдшера, выполняющего самостоятельные вызова.
Изучить тактические, правовые и организационные вопросы работы фельдшера.
Ознакомиться с этическими нормами поведения и принципами деонтологии в работе фельдшера скорой медицинской помощи.
Овладеть практическими навыками по оказанию неотложной помощи при различных заболеваниях, острых отравлениях, при травматических повреждениях и несчастных случаях.
Овладеть техникой реанимационной помощи на догоспитальном этапе.
1.3 Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), предварительное усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
№№
| Наименование кафедры
| Перечень тем, предварительное усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
| 1
| Философия, биоэтика и право
| Мировоззренческая и методологическая функции философии. Основные законы и категории философии. Познание как отражение действительности. Методы и формы научного познания. Различные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное сознание, наука и культура. Материя и сознание. Биоэтика.
| 2
| Иностранные языки с курсом латинского языка
| Терминология
| 3
| Физика
| Принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, Физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения. Физические основы дозиметрии.
| 4
| Молекулярная биология и генетика
| Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостазиса. Принципы эволюции органов, функций. Экология. Специфичность экологии человека.
| 5
| Общая и физколлоидная химия
| Минеральный состав организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов для организма.
Физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде. Изучение микроэлементов, различных белковых препаратов и их заменителей; изучение кислотно-щелочного равновесия и его сдвиги, т.е. буферных систем, поддерживающих гомеостаз; изучение коллоидных растворов, микроэлементов, играющих определенную физиологическую роль в жизнедеятельности человека.
| 6
| Теоретическая биохимия с курсом клинической биохимии
| Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков. Основные биохимические показатели крови для оценки состояния обмена в организме. Знание об участии различных органов и систем в обмене веществ в организме для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, почек, легких, сердечно-сосудистой системы.
| 7
| Анатомия человека
| Строение и функции органов и систем организма. Возрастные особенности морфологических структур. Классификация внутренних органов по их топографии, происхождению, строению и выполняемым функциям. Анатомия и топография пищеварительной системы, дыхательной системы, мочеполового аппарата, органов кроветворения, сердечно-сосудистой системы. Учение о соединениях костей. Анатомия мышечной и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, нижних и верхних конечностей, артериальных, венозных и лимфатических сосудов.
| 8
| Патологическая анатомия
| Структурные основы болезней и патологических процессов, характерные морфологические изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека. Морфогенез и патоморфоз болезней. Принципы классификации болезней. Морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов; различные клинико-анатомические и морфологические варианты болезни; осложнения при острых и хронических процессах.
| 9
| Нормальная физиология
| Закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи. Физиология процессов пищеварения и ассимиляции, физиологические процессы дыхания и газообмена, физиология крови и системы кровообращения. Возрастная физиология. Физиология трудового процесса. Биоритмология (хронобиология). Классификация биоритмов. Принципы функционирования различных органов и систем организма в норме и при физиологических сдвигах, обусловленных изменением внешней и внутренней сред организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней среды.
| 10
| Патологическая физиология
| Реактивность микроорганизма в развитии патологического процесса; функциональное изменение органов и систем при основных хирургических заболеваниях. Патогенез основных патологических синдромов при развитии патологического процесса в различных органах и системах. Причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды. Реактивность организма и ее значение в патологии. Патофизиология гемостаза, обмена веществ, эндокринной системы, системы крови, дыхания. Патофизиология желудочно-кишечного тракта, почек. Исходы болезней. Воспаление. Ответ острой фазы. Лихорадка. Стадии лихорадки. Биологическое значение лихорадки. Типовые нарушения обмена веществ (витаминов, белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, кислотно-щелочного состава). Экстремальные состояния (коллапс, шок, кома).
| 11
| Гистология, эмбриология, цитология
| Представления о микроструктуре тканей, клеток организма человека. Эмбриогенез тканей и систем органов. Эпителиальная, соединительная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выделительная системы, органы кроветворения. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Виды микропрепаратов.
| 12
| Микробиология и вирусология.
| Морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов (бактерий, грибов, простейших, вирусов) и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней. Учение об инфекции. Общая вирусология. Возбудители ОРВИ. Методы индикации и идентификации вирусов. Аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Экология микробов. Нормальная микрофлора человека. Дисбиоз. Бактерионосительство как одна из форм инфекционного процесса. Бактериофаги. Медицинское значение фагов. Роль условно-патогенных микробов в патологии человека. Особенности микробиологической диагностики, профилактики и лечения. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Влияние на микробы физических и химических факторов. Методы стерилизации.
| 13
| Фармакология
| Классификация лекарственных веществ. Фармакодинамика и фармакокинетика. Механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты. Правила выписки рецептов. Основные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему; средства, влияющие на функцию органов дыхания; стимуляторы дыхания; бронхолитические средства, применяемые при отеке легких; средства, влияющие на функцию органов пищеварения, на моторику желудка и кишечника; желчегонные средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы. Ферментные препараты и ингибиторы протеолитических ферментов. Применение в клинической практике антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, синтетических и полусинтетических антимикробных средств; знание различных антисептических препаратов, белковых и солевых кровезаменителей, нейротропных, болеутоляющих, психотропных средств при лечении анафилактического шока; реакций организма на введение препаратов, как проявление лекарственной болезни
| 14
| Оперативная хирургия и топографическая анатомия
| на основе современных анатомических и физиологических знаний оперативная хирургия разрабатывает рациональные оперативные доступы к органам и оперативные приемы, т.е. мероприятия, необходимые для обнажения органов и выполнения тех или иных воздействий на них (лапароцентез, трахеостомия, коникотомия, пункция перикарда, плевральной полости и т.д.). Топографическая анатомия является синтезом анатомических знаний, она дает четкое представление о взаиморасположении органов и связей одних органов с другими, а следовательно, является тем фундаментом, который позволяет практически решать сложные задачи диагностики и лечения различных заболеваний (люмбальная пункция, различные виды блокад и т.д.).
| 15
| Пропедевтика внутренних болезней
| важнейшие теоретические и клинические основы терапии, знакомство студентов со спецификой работы терапевтической клиники, профессии терапевта, происходит ознакомление с клиническими методами обследования терапевтического больного, с лабораторно-инструментальными методами исследования. Вырабатываются умения сгруппировать основные клинические симптомы, характерные для заболевания органов сердечно-сосудистой, дыхательной, систем, системы пищеварения, болезней почек, печени, опорно-двигательного аппарата и т.д. в типичные синдромы. Излагать полученные при обследование больного данные в виде истории болезни (документации). Начинается освоение основных методов ухода за больными и умение выполнять основные сестринские манипуляции. Постоянно указывается на большое практическое значение соблюдения строгого больничного режима, дисциплины медицинского персонала и студентов, адекватного ведения больных, проведение патогенетически обоснованной терапии.
|
|