Скачать 2.2 Mb.
|
Территориальная группа методистов муниципального казённого учреждения дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» города Новосибирска в Дзержинском районе СБОРНИК материалов V районного фестиваля педагогических идей «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, перспективы» 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1. Внеурочная деятельность Формирование коммуникативной культуры у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности……………………………………………………….4 Использование традиций народных праздников в деятельности классного руководителя при реализации требований программы духовно нравственного воспитания, развития обучающихся…………………………………………………………6 Организация внеурочной деятельности по предмету «история» в рамках реализации ФГОС ООО……………………………………………………………………………………9 Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС……………………………………………14 Лекционная деятельность музея лицея № 113 в условиях ФГОС………………………….15 Предметная декада как один из факторов, влияющих на формирование положительной мотивации к изучению иностранных языков…………………………………………………………………………………………...17 Методические аспекты проведения занятий пропедевтического элективного курса «Инженерные технологии» в условиях реализации ФГОС ООО………………………….20 2.ИКТ - компетентный педагог Применение информационных технологий как инструмент повышения эффективности образовательного процесса……………………………………………………………………23 Использование мультимедийных технологий в ДОУ……………………………………….25 Использование ИКТ на уроках химиина всех этапах уроках с учетом ФГОС ООО…….27 Технология дистанционного обучения……………………………………………………….29 3. Обучение детей с ОВЗ Проект по профилактике предпосылок нарушений счёта (дискалькулии) у детей с ОНР «Развлекая, увлекая -учим мыслить и считать!» ……………………………………30 Взаимодействие специалистов ДОУ в решении задач развития детей с ОВЗ……………32 Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4-5 лет с ОВЗ…………………………………………………………………………………..33 Авторское игровое пособие «Живая азбука»………………………………………………...36 4.Открытый урок Некоторые особенности организации современного урока (мастер-класс)………………38 Моделирование уроков по развитию письменной речи младших школьников с использованием технологии РКМЧП……………………………………………………….40 Формирование основ культуры исследовательской деятельности обучающихся ………50 О сложном – просто, о неинтересном – увлекательно (Решение задач по химии в 8 классе)………………………………………………………………………………….............55 Приёмы повышения мотивации обучающихсяв процессе изучения курса географии в условиях ФГОС ООО………………........................................................................................62 Формирование коммуникативных навыков младших школьников на основе социально-бытового опыта……………………………………………………….64 5. Преемственность уровней образования Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС……70Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям……………………………………..............................74 Преемственность в работе предшкольного класса и начальной школы……………………78 Школа педагогического мастерства как форма организации преемственности…………...81 Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьнойжизни…83 6. ФГОС в ДОУ Индивидуализация предметно-пространственной среды ДОУ……………………………..87 Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре средствами краеведческой деятельности…………………………………………………………………..92 Как сохранить психическое и физическое здоровье педагога и избежать «эмоционального выгорания»………………………………………………………………..97 Мастер-класс «Фоиларт – плетение из фольги»……………………………………………..99 Проект «Играли мы бывало…»………………………………………………………………101 Проект «Школа грамотного младшего воспитателя»…………............................................102 Проект«Неделя здоровья»…………………………………………………………………....105 Развитие познавательной деятельности дошкольников……………………………………107 Речевое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности…………...109 1. Внеурочная деятельность Формирование коммуникативной культуры у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности Сиротина Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 82 Общество, культура и человек неразрывно связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается ведущей. Для младших школьников большое значение имеет формирование коммуникативной культуры, культуры общения между собой, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Уже несколько лет я преподаю предмет «Детская риторика в рассказах и рисунках» (программа Т.А. Ладыженской и др.) и считаю, что изучение курса «Детская риторика» направлено на развитие следующих умений: – объяснять значение эффективного культурного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; – отличать истинную вежливость от показной; – адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; – учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; – осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; – анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; – поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. На своих уроках в игровой форме учу детей правилам общечеловеческой культуры, вежливости, учтивости, приветливости, доброжелательности, умению различать доброе и злое, честное и бесчестное, предлагая ребятам решить множество различных жизненных ситуаций и риторических задач. Например: 1. Для повторения «Правил вежливого общения» использую приём «Обсуждение стихотворений». Например: С. Михалков “Лапуся”. 1) Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. Скажет папа: – Дверь открой! Притвори ее, герой! – Я ему в ответ сердито Отвечаю: – Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, все равно я ей грублю. Очень деда обожаю, но и деду возражаю... Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить, А они ко мне: – Голубчик, Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне: – Внучок, – Ляг, лапуся, на бочок! Я такое обращенье ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья и поэтому грублю. Нам предстоит ответить на следующие вопросы: – Почему мальчику нерадостно? Отчего он грубит? (Мальчик стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считает себя взрослым, а его постоянно называли «Лапусей». Следует детское внимание обратить на то, что нельзя грубостью выражать свои обиды.) 2) Игра «Доскажи словечко» помогает ученикам вспомнить важные вежливые слова. Работаем хором. Растает даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) Зазеленеет старый пень Когда услышит… (добрый день) Если больше есть не в силах Скажем маме мы… (спасибо) Когда нас бранят за шалости, Говорим…… (простите, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощание говорят… (до свидания). 2. При изучении «Правил телефонного разговора», даю детям задание найти ошибки в разговоре и исправить их. «Позовите Сашу! Я хотела узнать домашнее задание по чтению…». После анализа разговора получается вот такой текст: «Здравствуйте! Это говорит Полина. Пригласите, пожалуйста, к телефону Сашу. Спасибо! Саша, привет, это Поля. Будь добр, скажи, что задали по чтению. Спасибо. Всего доброго!» 3. Для проведения физической разминки использую игру на внимание «Пожалуйста!». Предлагаю ребятам выполнить упражнения, но начать выполнение только тогда, когда я произнесу вежливое слово. -Встаньте, пожалуйста. -Поднимите руки. -Улыбнитесь. -Будьте любезны, подарите друг другу улыбку. -Пожалуйста, закройте глаза. -Мои дорогие, прошу вас, тихо сядьте. 4. Для расширения словарного запаса учеников, уточнения лексического значения слов на уроках риторики внедряю работу с толковыми словарями. - Найдите значение слова «спасибо». Дети нашли следующее объяснение: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог! «Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!». 5. Для отработки практических навыков культурного поведения, решаем с учениками риторические задачи, выясняем ошибки, допущенные ребятами: -Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Обратившись к прохожему, мальчик совершил три ошибки. Какие? Объясни. -Лене срочно нужно обратиться к учителю, а та разговаривает с другим педагогом. Лена подбежала к учителю и сказала: «Тамара Федоровна…». Чтобы вы посоветовали девочке? -Бежит Петя по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему – школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. Что хотел сказать Петя, она так и не поняла. Какие рекомендации вы дали бы мальчику? Дети уже знают, что словесная вежливость имеет особое значение для успешного общения. Но можно ли считать по-настоящему вежливым того, кто умеет говорить вежливые слова, но никогда не поможет другому человеку делом? Анализируя стихотворение Агнии Барто «В зеркале», приходим к выводу, что вежливое поведение делает человека симпатичным, и даже красивым, невежливое – уродует человека. Важно чтобы дети рассказывали о тех добрых делах, которые они сделали или собираются сделать в ближайшее время. Воспитательные возможности риторики, как учебного предмета формирующего внешнюю и внутреннюю культуру ребёнка, высоки. В итоге изучения курса ребята понимают, что культурное общение: - поднимает людям настроение, говорит об уважении к собеседнику, о его такте, деликатности, готовности оказать услугу; -повествует о том, что не нужно скупиться на вежливые слова и добрые поступки, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые окружают нас, было приятно, удобно – хорошо. Использование традиций народных праздников в деятельности классного руководителя при реализации требований программы духовно нравственного воспитания, развития обучающихся Титова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей №113 «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А. Сухомлинский Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть». Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром». В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, личностным, метапредметным и предметным. Основываясь на п. 10 ФГОС НОО личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и т.д.. П. 19.6 ФГОС НОО гласит: программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества. Основываясь на п.19.10 ФГОС НОО в своей педагогической деятельности я выбрала направление, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, творческую мастерскую под названием «Оч.умелые ручки», которая по объему 1 час в недели с 1 по 4 класс. Позвольте привести вам пример с одного из занятий внеурочной деятельности. Всем известно, что с 7 марта по 13 марта 2016 года была неделя Широкой Масленицы. Естественно очередное занятие, я связала именно с этим праздником. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. И вот в самый первый день- Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу, большое чучело, которое сжигалось в воскресенье. Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай» будет. А еще изготавливали Домашнюю Масленицу, которая находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. Это была обрядовая кукла, оберег, берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки"). Глядя на пошаговую памятку, можно легко выполнить эту куклу в домашних условиях. Я предлагаю вам попробовать сделать такой оберег для своего дома. За простотой выполнения скрывался глубокий смысл тряпичной куклы. Ручки её, поднятые вверх, символизируют обращение к солнцу. Юбочка скрученная особым образом - по кругу, символ солнцеворота. Есть ещё версии, что во время трудностей в семье, женщины выговаривали свои печали кукле, а когда приходила следующая Масленица, куклу сжигали на костре и все проблемы, заботы, беды уходили вместе с огнем. При изготовлении куклы «домашней Масленицы», рекомендуют использовать красную нить (в русской традиции - это символ жизни) и по возможности обрывать нить руками, а не резать. Также нужно делать её с хорошим настроением и намерением. Говорят, что заложишь, то и получишь. Обматывать нитки нужно по часовой стрелке - это символ движения солнца (Солнце и Земля движутся по часовой стрелке) и такая обмотка набирает силу. Обрядовая кукла - не игрушка. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже - кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. На примере такого занятия прослеживается подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве, традициях. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства. Список литературы 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2. Еремкин А.И. Проблемы духовного воспитания в современной школе / А.И. Еремкин // Ду-ховно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чте- ний. – Белгород, 2006 г 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. 4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А .Сухомлинский -М: 1980 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html |
«Группа Е4» (оао «Группа Е4»), именуемое в дальнейшем «Генподрядчик», в лице Первого заместителя Генерального директора – Исполнительного... | Рекомендации по оформлению трудовых книжек работников образовательных учреждений | ||
Территориальная программа госгарантий включает в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (далее также... | О проведении в ноябре 2015 года городской проверки работы уполномоченных по охране труда профсоюзных организаций образовательных... | ||
Краткая административно-территориальная и экономическая характеристика Боковского района | Заказчик – Акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания» (далее – Общество) | ||
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года №192/1337-5, Иркутская городская №1 территориальная... | Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания». Реестровый номер: 5-2015 | ||
Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания». Реестровый номер: 20-2017 | Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания». Реестровый номер: 4-2016 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |