Скачать 0.65 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пугачевский гидромелиоративный техникум им. В.И. Чапаева» «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ КАРТОГРАФИИ» Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения средних специальных учебных заведений по специальности 120301 «Землеустройство» 2011г. Рассмотрены и одобрены Методической комиссией мелиоративных и землеустроительных дисциплин ФГОУ СПО «Пугачевский гидромелиоративный техникума им. В.И Чапаева» Автор: Е.В. Редькин – преподаватель ФГОУ СПО «Пугачевский гидромелиоративный техникум им. В.И. Чапаева». Рецензенты: М.Ф. Корнеев – Директор МУП по землеустройству «Кадастр». И.А. Янгалычина – зав. отделением технических дисциплин ФГОУ СПО «Пугачевский гидромелиоративный техникум им. В.И. Чапаева». Методические указания и контрольные задания разработаны по Программе, составленной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 120301 «Землеустройство». Методические указания предназначены для студентов заочного отделения по специальности 120301 «Землеустройство» и содержат программу изучения дисциплины «Геодезия с основами картографии», контрольные задания, методические указания по их выполнению, вопросы для самоконтроля, рекомендуемая литература. Общие указания Изучение дисциплины «Геодезия с основами картографии» имеет целью дать студентам теоретические знания и практические навыки по производству геодезических измерений, выполняемых на поверхности Земли, их математической обработке, методики составления планов, карт и профилей и применение их при решении некоторых задач, связанных с землеустройством. При изучении теоретического материала необходимо обратить особое внимание на устройство и поверки основных геодезических приборов, а также на порядок производства полевых и камеральных геодезических работ, применяемых в землеустройстве. Необходимо знать методику вычисления площадей земельных участков всеми существующими способами, оценивать точность вычисления. Для ознакомления с геодезическими приборами следует обращаться в местные строительные, землеустроительные и проектные организации к специалистам (геодезистам, топографам, землеустроителям, строителям, мелиораторам, проектировщикам). На заочном отделении дисциплина «Геодезия с основами картографии» изучается на III, IV и V курсах и разделяется на три учебных задания. Первое учебное задание включает следующие темы программы: Введение. Раздел I. «Геодезические измерения на земной поверхности».
Раздел II. «Теодолитная съемка». 2.1. «Устройство теодолитов. Измерение горизонтальных и вертикальных углов». 2.2. «Производство теодолитной съемки». 2.3. «Обработка материалов теодолитной съемки». Второе учебное задание включает следующие темы программы: Раздел III. «Определение площади». 3.1. «Методы определения площадей». 3.2. «Определение площадей землепользований». Раздел IV. «Нивелирные работы». 4.1. «Общие сведения о нивелировании». 4.2. «Производство технического нивелирования». Раздел V. «Мензульная съемка». 5.1. «Приборы мензульной съемки. Производство мензульной съемки». Раздел VI. «Тахеометрическая съемка». 6.1. «Понятие о тахеометрической съемке». 6.2. «Производство тахеометрической съемки». Раздел VII. «Теория погрешностей измерений». 7.1. «Понятия об ошибках измерений. Равноточные и неравноточные измерения». Раздел VIII. «Геодезические работы при съемке больших территорий». 8.1. «Организация геодезических работ при съемке больших территорий». 8.2. «Построение геодезических сетей сгущения и съемочных ходов». Третье учебное задание включает следующие темы программы: 8.3. «Упрощенное уравнивание сетей сгущения и съемочных ходов». Раздел IX. «Геодезические работы при землеустройстве». 9.1. «Корректировка планово-картографического материала геодезическими методами». 9.2. «Геодезические работы при межхозяйственном землеустройстве». 9.3. «Геодезические работы при перенесении проектов внутрихозяйственного землеустройства в натуру». Раздел X. «Сельскохозяйственное картографирование». 10.1. «Картографические знаки. Способы их изображения». 10.2. «Технология создания с/х карт». Программный материал первого учебного задания изучается самостоятельно в межсессионный период и во время лабораторно-экзаменационной сессии на III курсе. Соответственно программный материал второго учебного задания изучается на IV курсе и материал третьего учебного задания – на V курсе. На IV курсе предусматривается выполнение контрольной работы №1. Контрольная работа № 1 состоит из двух частей. Для выполнения части I контрольной работы необходимо тщательно изучить теоретический материал и предусмотренные программой лабораторные работы и практические занятия первого учебного задания, для выполнения части II контрольной работы необходимо усвоить программный материал второго учебного задания. Рекомендуемая литература: Список основной литературы:
Список дополнительной литературы:
ЗАДАНИЕ I Введение Студент должен знать: Задачи, значение и содержание дисциплины «Геодезия с основами картографии», ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Краткую историю развития геодезии. Задачи сельскохозяйственного картографирования. Содержание учебного материала: Значение дисциплины «Геодезия с основами картографии» в землеустройстве и других сферах хозяйственной деятельности, виды геодезии, теоретическая основа геодезии. Краткая история развития геодезии. Задачи сельскохозяйственного картографирования. Раздел I. « Геодезические измерения на земной поверхности» Тема 1.1. «Изображение поверхности Земли в целом и по частям. Измерение линий. Масштабы». Студент должен знать: Строение, форму и размеры Земли. Системы координат, используемые в геодезии, элементы измерений на местности, условия проведения топографических съемок. Масштабы численные и графические. Студент должен уметь: Закреплять и измерять длины линий на местности, проводить их вешение, измерять углы наклона эклиметром, определять горизонтальное проложение линий, абсолютную, относительную и предельную погрешности измерений. Строить линейный и поперечный масштаб, пользоваться численными и графическими масштабами. Содержание учебного материала: Понятие о форме и размерах Земли. Уровенная поверхность. Элементы измерений на местности. План, карта, профиль. Понятие о топографической съемке. Системы координат, используемые в геодезии. Способы закрепления линий на местности. Вешение линий, измерение линий лентой, точность измерений. Эклиметры и их применение. Понятие о масштабах плана. Численный, линейный и поперечный масштабы. Решение задач с помощью численных и графических масштабов. Практическое занятие № 1. «Закрепление, вешение и измерение длин линий стальной лентой. Определение углов наклона эклиметром и горизонтального проложения измеренных линий». Лабораторная работа № 1. «Решение задач с численными масштабами». а) Вычислите длины линий на плане в сантиметрах по их длинам на местности в метрах. Результаты вычислений занесите в таблицу №1. Таблица 1.
б) Вычислите длины линий на местности в метрах по их размерам на плане в сантиметрах. Результаты вычислений занесите в таблицу № 2. Таблица 2.
Методические указания: Изучая материал первого и последующих учебных заданий, необходимо знать, что в настоящее время от землеустроителя требуется высокая и разносторонняя геодезическая подготовка. При изучении данной темы следует уделить внимание истории развития геодезии в нашей стране, ее применение в землеустройстве и других сферах хозяйственной деятельности. Особенно внимательно нужно изучить материал о масштабах и системах координат, используемых в геодезии. В геодезии различают две системы координат: прямоугольную на плоскости и географическую в пространстве. Запомните, что осями плоских прямоугольных координат являются осевой меридиан зоны (ось Х) и проекция экватора (ось У). Географическими координатами являются угловые величины широта и долгота точки. Необходимо усвоить, что элементами измерений на местности являются длины линий, горизонтальные и вертикальные углы, азимуты и румбы линий, а также отметки точек. Все геодезические работы подразделяются на вычислительные и графические. Для того, чтобы составить план или карту необходимо на данном участке местности провести полевые измерительные и камеральные работы. Для выполнения лабораторной работы № 1 следует тщательно изучить численные масштабы, их расшифровку и методику решения задач с помощью численных масштабов. Вопросы для самоконтроля:
Тема 1.2. «Простейшие способы съемок. Ориентирование линий. Составление плана». Студент должен знать: Сущность и простейшие способы съемки, способы ориентирования линий на местности, технологию выполнения буссольной съемки, составление буссольного плана. Студент должен уметь: Выполнять поверки экера и буссоли, измерять буссолью азимуты и румбы, вычислять углы ориентирования, составлять и оформлять план буссольной съемки. Содержание учебного материала: Ориентирование линий. Способы съемки элементов ситуации. Устройство экера и буссоли, их поверки, измерение буссолью магнитных азимутов и румбов. Производство буссольной съемки. Составление и оформление буссольного плана. Практическое занятие № 2. «Поверки экера и буссоли. Измерение буссолью магнитных азимутов и румбов». Лабораторная работа № 2. «Вычисление углов ориентирования». а) Вычислите румбы по значениям дирекционных углов: Рис. 1. С L1 = 134º40΄ τ1 = 0º L2 = 82º02΄ τ2 = СЗ СВ L3 = 248º43΄ τ3 = IV I L4 = 292º27΄ τ4 = З В 90º 270º III II ЮЗ ЮВ 180º Ю Таблица 3.
При вычислении углов ориентирования используйте рис. 1. и таблицу № 3. б) Вычислите дирекционные углы по значениям румбов: τ1 = ЮЗ : 61º10΄ L1 = τ2 = СЗ : 13º15΄ L2 = τ3 = ЮВ : 44º17΄ L3 = τ4 = СВ : 33º21΄ L4 = Методические указания: Линии, закрепленные на местности, необходимо ориентировать относительно меридиана север-юг. Мерой ориентирования являются азимуты, румбы и дирекционные углы. Следует помнить, что магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол, отсчитанный от северного конца истинного меридиана по ходу часовой стрелки до данной линии называется истинным азимутом. Угол, отсчитанный от северного конца магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до данной линии называется магнитным азимутом. Истинный и магнитный азимуты данной линии отличаются друг от друга на величину магнитного склонения, которое бывает восточное («+») и западное («-»). Азимуты принимают значение от 0º до 360º. Дирекционный угол – угол, сходный с азимутом, отсчитываемый от северного конца осевого меридиана зоны или от линии, параллельной ему. Формулы для вычисления углов ориентирования и перевода дирекционных углов в румбы и наоборот имеются в учебных пособиях. Необходимо изучить, используя учебный материал, способы съемки элементов ситуации, условия их применения, а также методику производства буссольной съемки и построение буссольного плана. Буссольная съемка используется в землеустройстве для съемки небольших по площади участков, с невысокой точностью. Вопросы для самоконтроля:
|
В методических указаниях приведены рекомендации по изучению программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомендации по выполнению... | |||
Математика. Экономико-математические модели : программа, методические указания и контрольные задания для студентов 4 – 5-го курсов... | Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 38. 02. 01 | ||
Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по... | ПМ. 04. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих... | ||
Пм 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» | Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольной работы и подготовки к экзамену... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | Методические указания и контрольные задания по инженерной графике /дгту ростов-на-Дону, 2007 стр. 40 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |