АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дисциплины «Эндоскопия»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
специальности 31.08.66 Травматология и ортопедия 1. Цель дисциплины «Эндоскопия»: повышение уровня профессиональной знаний клинических ординаторов в вопросах применения эндоскопических методов диагностики и лечения.
2. Перечень планируемых результатов освоения по дисциплине «Эндоскопия», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс освоения дисциплины «Эндоскопия» направлен на формирование следующих компетенций:
универсальных (УК):
УК-1 - готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
УК-2 - готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
профессиональных (ПК):
ПК-5 - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
3. В результате освоения дисциплины «Эндоскопия» клинический ординатор должен
Знать:
- социально-значимые проблемы и процессы;
- методы управления, правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты в сфере деятельности;
- основные эндоскопические методы диагностики и лечения патологии желудочно-кишечного тракта и трахеобронхеального дерева;
- способы гемостаза при желудочно-кишечных кровотечениях;
- возможности эндоскопических методов лечения механической желтухи.
Уметь:
- использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности травматолога-ортопеда;
- использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;
- ориентироваться в патологии требующей назначения эндоскопических методов диагностики и лечения.
Владеть:
- логическим и аргументированным анализом, публичной речью, ведением дискуссии и полемики;
- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии;
- способностью к осуществлению воспитательной деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
Место учебной дисциплины «Эндоскопия» в структуре ООП университета
Учебная дисциплина «Эндоскопия» по специальности «Травматология и ортопедия» относится к дисциплинам по выбору (вариативной части).
Общая трудоемкость дисциплины:
2 зачетных единицы (72 часа), из них аудиторных 48 часов.
Содержание и структура дисциплины:
№
n/n
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
| Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов, модульные единицы)
| 1
|
УК – 1
УК – 2
ПК – 5
|
Общие вопросы эндоскопии
| Тема 1. История развития эндоскопии.
История развития эндоскопии. Понятие эндоскопической хирургии (ЭХ), понятие малоинвазивной хирургии, особенности эндохирургии, преимущества и недостатки эндохирургии, перспективы ЭХ, дотелевизионная эпоха ЭХ, видеоэндоскопическая ЭХ, эндохирургия в России.
Тема 2. Лапароскопия. Методика, осложнения, показания, противопоказания.
Диагностическая лапароскопия. Показания и противопоказания. Норма и часто встречающаяся патология. Топографическая анатомия брюшной полости. Техника проведения. Протокол исследования. Неудачи и ошибки диагностической лапароскопии.
Общие сведения о лапароскопической холецистэктомии, аппендэктомии, резекции желудка и толстой кишки, лапароскопической герниопластике.
Тема 3. Возможности эндоскопии на современном этапе развития. Перспективы развития эндоскопии.
Современные эндоскопические методы диагностики. Современные эндоскопические методы лечения. Доступность современных методов диагностики и лечения в лечебных учреждениях Краснодарского края.
|
2
| УК – 1
УК – 2
ПК – 5
|
Частные вопросы эндоскопии
| Тема 4. Эндоскопическая диагностика патологии ЖВП. Чреспапиллярная хирургия.
Эндоскопическая ретроградная панкреатохолангиография. Показания, отбор пациентов, предоперационная подготовка. Возможные осложнения. Эндоскопическаяпапиллосфинктеротомия, эндоскопическое лечение стенозов внепеченочных желчных путей, дренирование. Эндохирургия внепеченочных желчных протоков. Показания, противопоказания, предоперационная подготовка. Холедохоскопия, внутрипросветные вмешательства, Холедохолитотомия. Холедохолитотрипсия. Осложнения и способы борьбы с ними, лечение и диагностика осложнений. Реабилитация.
Тема 5. Эндоскопическая диагностика гастродуоденальных кровотечений. Способы эндоскопической остановки. Лечебная тактика.
Диагностика желудочно-кишечных кровотечений. Классификация по Forrest. Способы местного гемостаза при желудочно-кишечных кровотечениях. Лекарственные препараты, используемые для местного гемостаза. Аппаратура и инструментарий.
Тема 6. Внутрипросветная эндоскопия. Особенности условий проведения вмешательств. Подготовка больного к эндоскопическому исследованию, премедикация. Принципы, приемы и методы обезболивания в эндоскопии. Методика эндоскопических исследований желудочно-кишечного тракта, органов грудной и брюшной полости и малого таза. Топографическая анатомия верхних отделов ЖКТ. Топографо-анатомические факторы, предрасполагающие к осложнениям при эндоскопии.
Тема 7. Лечебная и оперативная эндоскопия при заболеваниях пищевода. Варикозное расширение вен пищевода. Тактика ведения больных при кровотечениях.
Топографо-анатомические особенности строения ротоглотки, пищевода. Анатомические ориентиры. Методика эзофагоскопии. Эзофагоскопия в диагностике заболеваний пищевода: грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, эзофагит, дивертикулы, варикозное расширение вен пищевода, кардиоспазм, ожоговая стриктура, опухоли пищевода, редко встречающиеся заболевания пищевода. Способы эндоскопического лечения. Инородные тела пищевода. Варикозное расширение вен пищевода, тактика ведения больных при кровотечениях.
Тема 8. Принципы комплексного сочетанного (эндоскопия, рентген, УЗД) подхода к диагностике механической желтухи и методы антеградной декомпрессии
Определение, причины механической желтухи. Комплексный сочетанный (эндоскопия, рентген, УЗД) подход к диагностике механической желтухи и методы антеградной декомпрессии. Возможные осложнения, способы их профилактики.
|
Виды самостоятельной работы ординаторов:
Самоподготовка по учебным вопросам
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка рефератов
Подготовка к промежуточному контролю: устному собеседованию по билетам
Основные образовательные технологии:
Методы обучения. При изучении данной дисциплины используются следующие образовательные технологии:
Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей.
Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Если пассивный метод предполагают авторитарный стиль взаимодействия, то активный – демократический.
Интерактивный метод («inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий.
При изучении дисциплины используются следующие интерактивные методы: имитационные технологии: деловые игры, тренинг, неимитационные технологии: лекция (проблемная), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него).
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Тренинг (относится к имитационным технологиям) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка
Проблемная лекция (относится к неимитационным технологиям). Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Готового решения в данном случае нет. То есть, деятельность обучающегося приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и обучающихся, которые активно привлекаются к обсуждению, поиску тех или иных вариантов решения.
Мозговой штурм – метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
Средства обучения: материально-технические и дидактические.
В процессе преподавания дисциплины используются палаты отделений, учебные комнаты ГБУЗ «НИИ-ККБ №1 им. проф. С.В.Очаповского» МЗ КК.
Для оптимизации подачи лекционного материала, проведения семинарских занятий на кафедре используются мультимедийные комплексы (ноутбук, проектор, экран), наборы мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, фантомы.
Перечень оценочных средств
Билеты
Реферат
Формы контроля
Опрос
Промежуточный контроль: устное собеседование по билетам (зачтено)
11. Составители: Завражнов А.А., Архипов О.И. |