Скачать 212.61 Kb.
|
Протокол № 2 заседания ММО при МБОУ «Елизаветинская СОШ» от 07.11.2013 г. Форма проведения: скайп – совещание Примечание: по просьбам учителей кустовых школ, в связи с возникшей проблемой при анализе уроков учителями района было проведено скайп – совещание по теме «Анализ современного урока». Повестка:
Участники: педагоги МБОУ «Елизаветинская СОШ», МБОУ «Шильдинская СОШ», МБОУ «Совхозная СОШ», Мещеряковский филиал МБОУ « Совхозная СОШ», МБОУ «Энбекшинская ООШ» По первому вопросу слушали заместителя директора по УВР МБОУ «Елизаветинская СОШ» Кузьмина Сергея Александровича, который раскрыл сущность психолого – педагогического анализа урока: Цель педагогического анализа урока определяется потребностями управленческой практики в информации, которую необходимо получить при посещении учебного занятия. Следует установить, какие внешние факторы обусловили необходимость посещения конкретного урока именно у данного учителя в определенном классе и как в дальнейшем результаты анализа будут использованы в управлении процессом обучения, в работе с конкретным классом, учеником. Цель, время посещения, учитель, класс и конкретный урок не выбираются произвольно. Их выбор обусловлен повседневной практикой управления процессом обучения и отражен в плане работы школы. Направленность деятельности администрации школы при посещении и анализе урока определяется тем, какую формулировку имеет эта цель. Подготовка к посещению и анализу урока требует от заместителя директора по УВР профессионализма и компетентности. Если цель посещения и анализа урока связана с формированием у учащихся интеллекта, познавательной активности или самостоятельности, то и алгоритм наблюдения должен раскрывать параметры и показатели, по которым можно было бы проследить эти процессы, определить, какое место на уроке отводится формированию данных качеств, что с ними связано. Полученные в ходе наблюдения и анализа урока сведения могут быть использованы на заседаниях педагогических советов, методических объединений, при проведении родительских собраний, в индивидуальной работе с обучающимися. Примерные формулировки целей и алгоритмы наблюдения психолого-педагогических аспектов урока:
Примечание: в Приложении 1 представлен более полный перечень формулировок целей и алгоритмов наблюдения психолого-педагогических аспектов урока. По второму вопросу слушали заместителя директора по УВР МБОУ «Шильдинская СОШ» Баширову Клару Журумбаевну с вопросом о методическом анализе урока: МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА (КОГНИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
По третьему вопросу слушали заместителя директора по УВР МБОУ «Совхозная СОШ» Клименко Ольгу Оскаровну с информацией об интегрированном анализе урока: Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течении урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычный урок, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимать перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности; - интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Примечание: в Приложении 2 представлена схема анализа интегрированного урока. По четвертому вопросу слушали заместителя директора по УВР МБОУ «Энбекшинская ООШ» Тлеубаеву Жанну Ахметовну, которая рассказала об анализе традиционного урока:
Примечание: в Приложении 3 представлена схема анализа традиционного урока. По пятому вопросу слушали руководителей МО кустовых школ с рекомендациями по итогам посещенных уроков в своих школах. Обобщенные рекомендации представлены ниже: по совершенствованию качества преподавания: - изучить и активно внедрять в учебную практику методику личностно-ориентированного, проблемного, развивающего, дифференцированного обучения - осуществлять мотивацию изучения нового материала и соотносить деятельность учащихся с планируемым результатом урока - организовывать познавательную деятельность учащихся через целеполагание, групповую и индивидуальную работу, подведение итогов урока, рефлексию - организовывать самостоятельную работу - осуществлять контроль усвоения знаний через применение сигнальных карточек, цифровых и др. диктантов, тестов, карточек с заданиями, заданий на соотнесение, составление кластеров - планировать и осуществлять самопроверку, взаимопроверку - использовать раздаточный, наглядно-иллюстративный материал - обоснованно применять ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологию развития критического мышления, методы проблемного и развивающего обучения (задания типа «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку», «составь таблицу/схему», «определи верное и неверное»…) - организовывать дифференцированное и индивидуальное обучение - организовывать формирование УУД через осуществление системно-деятельностного подхода - в спаренных классах начальной школы чётко разграничивать по этапам деятельность учащихся каждого класса Каждый урок должен соответствовать требованиям современного урока. По подготовке к итоговой аттестации - осуществлять целенаправленную подготовку к итоговой аттестации и региональным экзаменам на уроках, через систему консультационных занятий, внеурочную деятельность - разработать индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого ученика на основе диагностических работ для слабых и сильных учащихся - проводить системную работу по ИОМ в соответствии с пробелами знаний в течение учебного года с учениками группы «риск», сильными учениками - планировать урок с учётом особенностей конкретного класса - привлекать родителей к контролю работы учащихся по ИОМ По итогам скайп – совещания разработаны следующие рекомендации по методике организации анализа посещенного урока:
2. К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно: просмотреть журнал учебных занятий (система опроса, работа с отстающими, состояние успеваемости) и тетради учащихся, просмотреть календарно-тематический план учителя и ознакомиться с соответствующим разделом программы; ознакомиться по учебнику с материалом темы; изучить также методическую литературу, которая необходима для эффективного анализа урока; ознакомиться с анализом ранее посещённых уроков того учителя, к которому запланировано пойти на урок. 3. Посещение занятия директором, заместителем директора проводится, как правило, без предупреждения учителя. Заранее сообщается учителю о посещении только в случаях, если изучается его опыт или ставится цель проверить его методический потенциал. Взаимопосещения учителей проводятся в соответствии с заранее составленным графиком, с которым предварительно знакомят учителя. Посещения уроков следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очерёдности проверок, как это нередко бывает. Тематические посещения занятий могут быть трёх видов, охватывать три основные группы тем посещения: · Темы общепедагогического содержания, например, организация урок, учёт успеваемости, как воспитывающий фактор обучения, формирование интереса к изучаемому предмету путём реализации межпредметных связей. · Проверка состояния преподавания и уровня знаний учащихся по отдельным дисциплинам или изучение отдельных проблем. · Проверка работы отдельных учителей или отдельных классов, проверка и оказание помощи начинающим учителям. 4. При посещении уроков проверяющий ставит перед собой определённую цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала учителю определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего.
На уроке производится только черновая запись карандашом, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия. После урока учителю могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов урока. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по уроку. Анализ должен, в первую очередь, раскрывать содержание урока, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе, а затем уже переходить к характеристике методических приёмов и общей организации . 9. После посещения урока и составления анализа проводится беседа с учителем, в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы учителя требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым учитель владеет и с помощью которого добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложении. В результате проведённой беседы с учителем должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного учителя, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ урока проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированы и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах или на заседаниях МО.
· Вступительное слово руководящего анализом. Сообщение цели, стоящей перед анализом данного урока. · Краткий отчёт учителя, проводившего урок, о степени выполнения намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Учитель сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс обучения и воспитания учащихся, какими приёмами совершенствуется методика проведения урока и т. д. · Выступления присутствующих на уроке, замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон урока. · Обобщение и заключение по анализу посещённого урока. Решаются спорные вопросы, если они были. Руководитель анализа обобщает высказывания присутствующих на уроке и глубоко анализирует все этапы и элементы урока, делает выводы по уроку. Руководитель ММО при МБОУ «Елизаветинская СОШ» ________________ С.А. Кузьмин |
Красноярске Федеральной службой по труду и занятости было проведено межрегиональное совещание по теме «Организация работы по снижении... | Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений... | ||
Проведите анализ видео-уроков или фрагментов видео-уроков (из предложенных на выбор), используя | ... | ||
Методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе пм 05 «Приготовление блюд из... | Цель серии уроков: восстановление в памяти знаний и практических навыков, приобретенных | ||
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей... | Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты | ||
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований... | Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |