Задание №2 Проведите анализ видео-уроков или фрагментов видео-уроков (из предложенных на выбор), используя:
Алгоритм работы по ЕДИНОЙ схеме «Анализ уроков по УУД» (см. ниже),
Схему анализа урока по результатам ФГОС (ОС «Школа 2100») (см. ниже),
Таблицу «Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» на основе ФГОС».
Алгоритм работы по ЕДИНОЙ схеме «Анализ уроков по УУД»
Просматривая видеофрагмент урока, заполните первые три колонки таблицы: «Фрагменты урока», «Использование технологий», «Какие результаты продемонстрированы (УУД)». Отмечайте в третьей колонке ЕДИНОЙ схемы «Анализ уроков по УУД» те действия, которые удалось продемонстрировать ученикам (или были созданы условия для их формирования) на каждом этапе урока. Для этого можете воспользоваться условными значками:
Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные; Личностные.
Сделайте вывод: Можно ли утверждать, что урок, который Вы посмотрели, помогает ученикам формировать и демонстрировать универсальные учебные действия? (помним о предметной специфике и минимаксе: на одном уроке практически невозможно увидеть демонстрацию всех УУД, требуемых ФГОС, – для этого нужна серия уроков по разным предметам).
Схема анализа урока по результатам ФГОС (ОС «Школа 2100»)
Класс:____. Предмет:___________________. Тема:_______________________________________________________________________
Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д.
| Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.);
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения)
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.)
| Какие результаты продемонстрированы в виде предметных и универсальных учебных действий (указать группу и виды действий):
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД).
| Что в следующий раз можно сделать лучше?
Проблемы в развитии:
- универсальных учебных действий
- предметных умений.
Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» на основе ФГОС
Используется для анализа уроков, параграфов учебника, опыта работы педагога и т.д. Способы фиксации: +/-, «часто/редко», ключевые слова эпизодов и т.п.
Универсальные учебные действия
| …
| …
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
| Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
|
|
| Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
|
|
| Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)
|
|
| Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне
|
|
| Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
|
|
| Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)
|
|
| Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
|
|
| Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач
|
|
| Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ
|
|
| РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ
| Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)
|
|
| Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
|
|
| Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ
|
|
| Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
|
|
| Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
|
|
| КОММУНИКАТИВНЫЕ
| Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
|
|
| Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
|
|
| Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
|
|
| Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
|
|
| Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
|
|
| Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
|
|
| Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
|
|
| Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
|
|
| Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
|
|
| ЛИЧНОСТНЫЕ
| Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
|
|
| Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
|
|
| Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор
|
|
| Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
|
|
| Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
|
|
| Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях
|
|
| Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом
|
|
| Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
|
|
| |