Самоанализ и анализ урока в контексте фгос


Скачать 85.45 Kb.
НазваниеСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
ТипУрок

Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС


Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 456,

Круподерова Л.А., учитель биологии

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте ФГОС, важным инструментом совершенствования урока может стать разработка и реализация современных подходов к анализу и самоанализу урока.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский
Наша школа является экспериментальной площадкой по введению ФГОС ООО с 1 сентября 2013 г. За этот короткий период мы сделали первые шаги по внедрению в профессиональную деятельность наших учителей требований нового федерального стандарта. Так, в настоящее время в школе проходит «Фестиваль открытых уроков» в 5-х классах. В ходе фестиваля организовано взаимное посещение уроков педагогами основной и начальной школы, была разработана схема анализа и самоанализа проводимых в 5-х классах уроков.

Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  • Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?

  3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?

  4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

Личностные: …

Познавательные: …

Регулятивные: ….

Коммуникативные: …»

  1. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?

  2. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?

  3. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …» .

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

  1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?

  2. Логичны ли «связки» между этими этапами?

  3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока.

Схема анализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________




Этапы анализа

Баллы

1

Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.




2.

Соответствие урока требованиям ФГОС




2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты




2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД




2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.




3

Содержание урока:




3.1

Научная правильность освещения материала на уроке




3.2

Соответствие возрастным особенностям




3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы




3.4

Связь теории с практикой




3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности




3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом




3.7

Межпредметные связи




4

Определение темы урока. Постановка целей и задач




4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует




4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся




5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности




5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач




5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем




5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану




6

Форма взаимодействия в ходе урока




6.1

Применение диалоговых форм общения




6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся




6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель




6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы




6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности




6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию




6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач




6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки




7

Психологические основы урока




7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи




7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности




7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока




7.4

Наличие физкультминутки




8

Домашнее задание




8.1

Оптимальный объем




8.2

Доступность инструктажа




8.3

Дифференциация, представление права выбора




9

Подведение итогов деятельности




9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде




9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили




9.3

Учитель организует рефлексию




10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)













Итого:




За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.


Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.

Похожие:

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconШаблон самоанализа
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока. Структура и терминология опирается на монографию Юрия Анатольевича...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос icon«Проектирование урока в деятельностной парадигме в контексте реализации...
Присутствовали: учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconС труктурный анализ урока
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconКонспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ...
Для успешного выполнения итоговой зачетной работы Вы можете воспользоваться публикациями, презентациями, материалами выполненных...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconАнализ урока английского языка
Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconТема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований...
Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями фгос. 3

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconСоответствие урока требованиям фгос
...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconБазовая модель технологической карты занятия по фгос
Разработку технологической карты урока следует начинать с рассмотрения модели эффективного урока, разработанного по фгос, и базовой...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Самоанализ и анализ урока в контексте фгос iconМетодические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической...
Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru