Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 456,
Круподерова Л.А., учитель биологии
ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте ФГОС, важным инструментом совершенствования урока может стать разработка и реализация современных подходов к анализу и самоанализу урока. «Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский Наша школа является экспериментальной площадкой по введению ФГОС ООО с 1 сентября 2013 г. За этот короткий период мы сделали первые шаги по внедрению в профессиональную деятельность наших учителей требований нового федерального стандарта. Так, в настоящее время в школе проходит «Фестиваль открытых уроков» в 5-х классах. В ходе фестиваля организовано взаимное посещение уроков педагогами основной и начальной школы, была разработана схема анализа и самоанализа проводимых в 5-х классах уроков.
Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).
При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?
Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?
Какие именно УУД формируются в процессе урока?
Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:
Личностные: …
Познавательные: …
Регулятивные: ….
Коммуникативные: …»
Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?
В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?
За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?
Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …» .
К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:
Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?
Логичны ли «связки» между этими этапами?
Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?
Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.
При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока.
Схема анализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Учитель___________________________________________________________
Тема урока_________________________________________________________
| Этапы анализа
| Баллы
| 1
| Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
|
| 2.
| Соответствие урока требованиям ФГОС
|
| 2.1
| Ориентация на новые образовательные стандарты
|
| 2.2
| Нацеленность деятельности на формирование УУД
|
| 2.3
| Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.
|
| 3
| Содержание урока:
|
| 3.1
| Научная правильность освещения материала на уроке
|
| 3.2
| Соответствие возрастным особенностям
|
| 3.3
| Соответствие содержания урока требованиям программы
|
| 3.4
| Связь теории с практикой
|
| 3.5
| Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности
|
| 3.6
| Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом
|
| 3.7
| Межпредметные связи
|
| 4
| Определение темы урока. Постановка целей и задач
|
| 4.1
| Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует
|
| 4.2
| В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся
|
| 5
| Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности
|
| 5.1
| Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач
|
| 5.2
| Работа ведется по плану, предложенному учителем
|
| 5.3
| Учебные действия осуществляются по намеченному плану
|
| 6
| Форма взаимодействия в ходе урока
|
| 6.1
| Применение диалоговых форм общения
|
| 6.2
| Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся
|
| 6.3
| Осуществление обратной связи: ученик – учитель
|
| 6.4
| Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
|
| 6.5
| Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности
|
| 6.6
| Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию
|
| 6.7
| Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
|
| 6.8
| Формирование навыков самоконтроля и самооценки
|
| 7
| Психологические основы урока
|
| 7.1
| Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи
|
| 7.2
| Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности
|
| 7.3
| Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока
|
| 7.4
| Наличие физкультминутки
|
| 8
| Домашнее задание
|
| 8.1
| Оптимальный объем
|
| 8.2
| Доступность инструктажа
|
| 8.3
| Дифференциация, представление права выбора
|
| 9
| Подведение итогов деятельности
|
| 9.1
| Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде
|
| 9.2
| Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили
|
| 9.3
| Учитель организует рефлексию
|
| 10
| Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)
|
|
|
|
| Итого:
|
| За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.
|
Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности. |